Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Сегодня в гостях у журнала «Школьный психолог» декан факультета педагогики и психологии университета «Кайнар», член редакционного совета «Коллег» Забира Бекешовна Мадалиева, преподаватель университета Олеся Владимировна Федорович и студентка Инна Артюхова. Корр: Когда я училась в школе, а это было в 50-60-х годах, страшно сказать, прошлого века, о такой профессии как школьный психолог, не было и речи. Да и вообще сама профессия считалась каким-то буржуазным предрассудком. Времена менялись. Одно время психологи в школе появились, потом почему-то решили, что они не слишком нужны, потом снова возникли… А что сейчас? По своим наблюдениям я вижу, что даже если психологи в сегодняшних школах есть, но большинство из них пока ничем особым себя не проявили, журналистов на интервью с ними директора школ вести не торопятся. О. В. Федорович: На сегодняшний день встречаются школы, где психологами работают специалисты без базового психологического образования. Работодатели не задумываются над тем, что на зарплату 8-9 тысяч тенге профессиональный психолог работать не согласится. З. Б. Мадалиева: До сих пор нет положения о школьной психологической службе в Казахстане. Мы пользуемся российским. Нет критериев работы психолога в школе. Не всегда работу школьного психолога во время аттестации оценивают профессионалы. Психолог лечит душу человека, его и должны аттестовать профессионалы и делать это очень серьезно – мы знаем, что у медиков, например, очень основательная аттестация. Кроме того, на мой взгляд, надо пересмотреть сами формы аттестации. Начинающий психолог не должен начинать работать в школе с 9-й категории и получать низкую заработную плату. Если так будет продолжаться и дальше, хороших специалистов в школах вообще не окажется. Кроме того, мне кажется, что психолог не справляется с работой в школе потому, что ему приходится работать со всеми параллелями. Но разве может один психолог работать одновременно с тысячью детьми? Минимум в школе нужно 5-6 психологов, желательно, на каждую параллель. Одному психологу нравится работать с начальными классами, кому-то – со средним звеном, кому-то – со старшеклассниками, а кто-то с удовольствием будет работать с администрацией школы. Корр: Как видно из практики, школьные психологи сегодня часто не справляются с трудными ситуациями. Время от времени слышишь о суицидах детей, подростков. Несчастная любовь, конфликтная ситуация дома или в школе, неудачная сдача экзамена. Как школьному психологу предотвратить эти случаи? Как ему заметить, что с тем или иным ребенком не все в порядке, что он не может сам справиться с ситуацией, что ему нужна профессиональная помощь? О. В. Федорович: По статистике, чаще всего, такие ситуации происходят в школах, где нет школьного психолога. Зачастую учителя сами создают напряженную ситуацию среди учеников. Например, со сдачей того же ЕНТ. Запугивают детей: тебе будет закрыта дорога в вуз, запятнана репутация! В результате у ребят повышается тревожность, и, как следствие этого, снижается успеваемость. З. Б. Мадалиева: Думаю, что психолог должен работать не столько в роли «пожарника»: то и дело «гасить» опасную ситуацию, сколько вести профилактическую работу с детьми, чтобы «пожара» не возникло. И. Артюхова: В данное время я учусь в университете. В прошлом году мы проходили экспериментальную практику в школе. Когда я пришла в школу, там уже работал психолог, так она сразу дала мне «ценный» с ее точки зрения совет: будут к тебе приходить родители с претензиями, сразу «отводи» их от школы. Говори: «Сами виноваты. Сами плохие родители». Я сразу поняла, что имею дело не с профессионалом, и сделала для себя вывод, что такой ошибки в своей работе я никогда не допущу. З. Б. Мадалиева: Конечно, эта установка в корне неправильна. Никогда нельзя говорить однозначно: виновата школа, виноваты родители. Воспитание – процесс двухсторонний, даже трехсторонний. В нем принимают участие педагоги, родители и сам ребенок. Скорее всего, психолог, о котором ты рассказываешь, появилась в школе по ошибке. Судьба детей ее не волнует, она больше беспокоится о своем комфортном существовании. Учитель, в том числе школьный психолог, все проблемы ребенка должен решать в сотрудничестве с родителями, учителями, классом . И. Артюхова: К сожалению, родители сегодня, как правило, очень заняты: они зарабатывают деньги. Считают, если отдали ребенка в школу или в детский лагерь, значит, как бы сняли с себя ответственность за его воспитание. Но детей у родителей один-два-три, а сколько учеников у учителя? З. Б. Мадалиева: Часто дети своими поступками пытаются привлечь внимание родителей, которого им не достает. И здесь психолог должен выступать в роли диагноста, консультанта, просвещенца. Он обязательно должен работать индивидуально с родителями и детьми, с целыми классами, с учителями и администрацией школы. Тут все зависит от инициативы психолога. Если он сторонится родителей, не ходит на собрания, не идет навстречу мамам и папам, то и они к нему подходить не будут. А ведь в школе можно повесить «ящик вопросов и ответов», куда каждый желающий, будь это ребенок, учитель, родитель, мог бы опускать письма психологу. Не каждый человек в состоянии вот так просто, напрямую, обратиться к психологу и рассказать о своих проблемах. Психолог обязательно должен посещать школьные собрания, объяснять родителям, чем он может им помочь. О. В. Федорович: Не всегда директор школы правильно понимает работу психолога. Порою не знающий психологии директор пытается руководить им, требуя от него шаблонного поведения всех учащихся в данной школе, не задумываясь о том, что каждый человек сам по себе уникален. З. Б. Мадалиева: В этом плане мне повезло. Когда я начинала работать в Каменской средней школе имени Германа Титова Каскеленского района Алма-Атинской области, директором у меня была замечательный педагог Надежда Семеновна Пересыпкина. Она во мне видела соратника, педагогам говорила: «Давайте прислушаемся к тому, что скажет психолог». Когда администрация школы становится сторонником психолога, ему легче пропагандировать психологические знания. Директорам школ тоже надо давать знания психологии. Если директор психологически грамотен, то он и к психологам, и к учителям будет относиться иначе. Корр: А если директор не желает нормально относиться к педагогическому коллективу не потому, что психологически не подкован, а потому, что ему нравится работать именно так. Он кричит на учителей, унижает их, не считается с их мнением, не приветствует инициативу. Что в этом случае делать учителю? Городской учитель может плюнуть на такого директора и уволиться. Благо, в городе учителю найти работу можно. А как быть сельскому учителю? Особенно если это учительница, одна воспитывает ребенка, а школа в селе одна. Ведь «мелкие», но ежедневные конфликты, унижение день за днем оседают в нашем сердце, в печени, в почках, ведут к болезням. З. Б. Мадалиева: Я бы посоветовала этой учительнице побывать в другой эмоциональной среде. Ей кажется, что судьба ее несправедлива, но стоит ей попасть в другую эмоционально-воздействующую среду, например, в церковь, на кладбище, побыть на перекрестке и посмотреть на нищих, зайти в стационар больницы и увидеть, как люди страдают, она на события своей жизни посмотрит совсем по-другому. Поймет, что жива, здорова, может улыбаться. А начальник не вечен: сегодня работает в школе, завтра не будет работать. Надо уметь себя настраивать на позитивное. Корр: Я как-то прочла хорошее выражение: «Делай как должно – и будь что будет». Но работа учителя, даже не в такой экстремальной ситуации, как я описала, нелегкая. Недаром в прежние времена учителя, как шахтеры и люди других тяжелых профессий, уходили на пенсию раньше общего срока. Что здесь психолог еще может посоветовать учителю? Я читала, что учитель должен постараться в своем кабинете устроить как можно больше комфорта для себя, любимого. Повесить фотографии своих детей, красивые картины, на перемене устроить в классе час тишины и вместе с учениками послушать хорошую музыку. Выпить на переменке чаю и перекусить что-нибудь вкусненькое… З. Б. Мадалиева: Это было бы, конечно, идеально. К сожалению, зачастую учитель не умеет управлять своим эмоциональным состоянием. То же касается и администрации. Психолог должен и может работать по снятию эмоциональной напряженности с учителя. Я 20 лет проработала в школе и где-то на пятнадцатом году этой работы почувствовала, что у меня произошло эмоциональное истощение. Такое бывает с каждым учителем, особенно с тем, кто полностью отдается работе. Учителя нужно обучать приемам релаксации, снятию эмоционального напряжения. Ему надо любыми средствами учиться мыслить позитивно. Как можно больше уделять внимания самотерапии: рисовать, писать дневники, письма, слушать любимую музыку, петь. Учитель должен обязательно делать свою «физзарядку». Или сделать так, чтобы в школе была хотя бы одна комната психологической разгрузки для всех. Учитель всегда может туда прийти, посмотреть на рыбок, послушать приятную музыку, полюбоваться произведениями живописи. И. Артюхова: По-моему, на сегодняшний день это больше фантастика, чем реальность. Во всяком случае, когда я в школе, в которой работала, заговорила на эту тему, мне сразу дали понять, что на это нет средств. Аквариум с рыбками в школе может быть что разве в кабинете биологии… З. Б. Мадалиева: К тому же у нас очень интенсивно развиваются практическая психология, различные психологические тренинги, участие в которых могут принимать все желающие, даже лица, не имеющие психологического образования. Корр: А как вы относитесь к литературе «Сам себе психолог»? Я иногда думаю: если бы подобная литература появилась раньше, сколько ошибок можно было бы избежать! З. Б. Мадалиева: Считаю, надо читать все книги, которые тебе нравятся, которые помогают жить. Открывать томики со стихами, перечитывать Пушкина, Толстого, Тургенева… Кому-то поможет и серия «Сам себе психолог». Книги Надежды Правдиной, например, или Луизы Хей. Мы отталкиваемся от того, что все в руках человека, ему многое дано. Мне, например, очень нравятся книги Ялома «Лжец на кушетке», «Когда Ницше плакал». Кому-то по душе Николай Козлов, кому-то Свияш, кому-то Литвак. Корр: Ваши пожелания учителям. О. В. Федорович: Я желаю учителям самоусовершенствования и терпения в работе, чтобы они больше уделяли внимания своему психическому здоровью. И. Артюхова: Использовать различные формы работы, заниматься самоанализом. Быть успешным, востребованным учениками, учителями, родителями. Ни при каких обстоятельствах не сдаваться, не бояться обращаться за помощью к школьному психологу. З. Б. Мадалиева: Во всяком случае – не опускать руки. Если вы работаете в школе, значит, вы на голову выше тех, кто убежал из нее. Как бы вам трудно не было, верьте: все ваши усилия вернутся сторицей. Даже если вы поможете хотя бы одному ребенку, значит, оставите какой-то след в его жизни – это уже удача. Успехов всем и больше творчества. И еще – полюбите себя, занимайтесь самотерапией. Наше здоровье – в наших руках. Записала Анастасия БЕРЕЗИНА. | |
Просмотров: 3183 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|