Курс «Человек и профессия» I. Пояснительная записка Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Настоящий курс «Человек и профессия» предназначен для содействия социально-психологической адаптации подростков. Общеизвестно, что 9 класс является периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. В то же время многочисленные исследования показывают, что проблемы "трудного" возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в "заповедный мир" подростков, реальную возможность влиять на формирование личности воспитанника. Однако на тренинговые занятия к психологу ходят только желающие, а большинство в силу тех или иных причин в одиночку маются в дебрях своего "смутного" возраста, остро нуждаясь в доверительном общении со взрослым. В то же время каждый подросток сегодня - это будущий взрослый завтра именно от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он творческим, преуспевающим работником или безработным с массой материальных и психологических проблем. Известно, что "ноги" психологических проблем взрослого растут из детства. В силу вышеизложенного, представляется целесообразным введение специального курса «Человек и профессия» по основам психологии и профориентации для 9- классников, обязательного для всех. Такие занятия рассчитаны на 1 час в неделю. Цикл занятий по психологии и профориентации лишен чрезмерной теоретической нагрузки. Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений как о себе, так и о будущей взрослой жизни, которая так страшит многих подростков. Программа курса «Человек и профессия» предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта. Введение. Что значит - быть взрослым? Преимущества и недостатки в позиции взрослого, ребенка и подростка. Три главные сферы жизненных интересов взрослого: работа, семья, личное время. Для чего нужно работать? Для чего нужно личное время? Знакомясь с другим человеком, мы, как правило, интересуемся, кто он по профессии. Как правильно выбрать профессию? "Могу", "хочу" и "надо" - соотношение возможностей, способностей человека и потребностей общества. Анкета выбора профессии. Мотивы выбора профессии. Тест МИМ (определение "пирамиды" мотивов выбора профессии, по Маслоу). Потребность в самореализации - одна из высших потребностей человека. Что я знаю о своих возможностях. Способности = биологические задатки + труд. У каждого человека есть способности или задатки. Понятие способностей общих и специальных. Уровни развития способностей: задатки, способности, талант, гениальность. "Окно Джогари". Опыт рефлексии: тест "Кто Я?" (в 10 позициях). Темперамент. Отличия людей по темпераменту. Тест Айзенка. Сильные и слабые стороны основных типов темперамента. Мышление. Пиктографический тест. Типы мышления. Образное (целостное), практическое и логическое (операционное) мышление. Память. Тест "Какая у вас память?". Логическая, образная, слуховая, тактильная и двигательная память. Тест на определение типа памяти (логическая, зрительная, слуховая, кинестетическая). Запоминание, сохранение, воспроизведение - главные процессы памяти. Тест "Умеете ли вы работать быстро и внимательно". Как тренировать память. Внимание и внимательность. Концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания. Тест "Устойчивость внимания". Как тренировать внимание. Практическое занятие: "Муха". Что такое личность. Личность как интегральная система отношений человека к внешнему миру и самому себе. Склонности и интересы в выборе профессии. "Карта интересов". Что такое эмоции? Эмоциональное состояние. Положительные и отрицательные эмоции. Что такое стресс? Как управлять своими эмоциями. Приемы улучшения настроения. Дневник достижений. Умеешь ли ты общаться? Способности к общению. Качества, помогающие и мешающие общению. Конфликт. Деструктивный и конструктивный конфликт. Типы поведения в конфликтной ситуации. Тест Томаса. Способы предотвращения и разрешения конфликта. "Я-высказывание" и "Ты-высказывание". Практическое занятие: переведи "Ты-высказывание" в "Я-высказывание". Знание социальных норм группы как способ избежать конфликта. Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова (Холланда). Исчезновение старых профессий и появление новых. Многофункциональность и интеллектуальность - главное свойство современных профессий. Ошибки в выборе профессий. Преимущества и недостатки каждой профессии. Профессиональная пригодность. Опросник профессиональной готовности (ОПГ), Дифференциально-диагностический опросник Климова (ДДО). Что требует профессия от меня? Понятие рынка профессий: практическое занятие: определение требований к соискателю (по газете "Работа для ВАС"). Знакомство с "Центром занятости". Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Профессионализм = знания + опыт; ответственность = воля + доброта. Общительность = умение сопереживать + умение слушать. Профессионально важные качества. Деловая игра: создай объявление о приеме на работу в твою фирму сотрудника. Определение профессионально важных качеств (ПВК). Разработка должностных обязанностей сотрудника твоей фирмы. Навыки самопрезентации. Что такое самопрезентация? Что такое резюме? Как правильно составить резюме? (ролевая игра). Интервью при приеме на работу. Личный профессиональный план. Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние условия достижения целей. Внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу. Цели: • оказания профориентационной поддержки воспитанников в процессе выбора будущей профессиональной деятельности; • интерес к самому себе. (Кто я? Какой Я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею?) Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности). Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу). Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений). Любознательность и вовлеченность в деятельность. Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умения управлять ими). Мотивация действий, поступков; • выработка у воспитанников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях воспитанников для выбора будущей профессии; • оказывает помощь воспитанникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда; • организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону; • изучает личность воспитанника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; • организует разнообразные виды деятельности, в которых воспитанники могут осуществить своеобразную “пробу сил”, стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов по интересам; • устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.); • проводит работу с организациями, предприятиями, учреждениями для дальнейшего трудоустройства выпускника. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Выпускники 9 класса к моменту окончания школы должны: обладать достаточным уровнем мотивации к профессиональному и жизненному самоопределению; уметь ставить и корректировать ближние и дальние цели, конструировать версии продолжения образования и профессионального самопродвижения; обладать опытом создания личностно-значимых образовательных продуктов, ориентирующих их на продолжение образования и получение профессии; обладать ключевыми компетентностями, способствующими активному профессиональному и личностному самоопределению иметь представление о собственной профессионально-образовательной траектории, составленной на основе сознательного выбора.
|