Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
М. Кылышбаева, педагог-психолог, А. Дюсембаева, учитель начальных классов средней школы № 4 г. Талдыкоргана В наше стремительное, беспокойное время, время глубоких социальных преобразований, когда у взрослых нервы на пределе из-за множества бытовых проблем, дети своим неуправляемым подчас поведением как бы отражают нашу действительность. И ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых бывают не в состоянии подчас успокоить души воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра. Как остановить хоть на мгновение этот бурный поток школьных страстей? Как вызвать интерес ученика к самому себе? Как помочь ему увидеть, почувствовать внутренний мир других людей? Практика показывает: в основе такого отношения у наших учащихся лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Как закладывать эти основы в системе учебно-воспитательного процесса школы? Мы заметили, что уже в начальных классах дети, систематически получая нравственные знания и представления, попадают в такие жизненные ситуации, которые способствуют эмоциональному закреплению полученных знаний, их осознанию. Для того чтобы это происходило, необходима система воспитания этической культуры учащихся. В данную систему входят следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты: – методически инструментированный с учетом возрастных особенностей учащихся этический курс занятий как специальный предмет; – психолого-педагогический прием «этический заряд», повседневно используемый педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися; – внеклассная деятельность детей с этической направленностью, ориентированная на включение всех учащихся в диалог, общение, взаимодействие. Структура таких уроков ориентирует ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека. Это происходит с помощью разнообразных форм работы, которые организует учитель: игры, диалога, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента, анкетирования, диагностики, свободного творчества. Практика, используемая в нашей школе, показала, что работа по предлагаемым программам целесообразна и эффективна. Она способствует естественному проникновению учителя в мир отношений и общения детей, является психолого-педагогическим инструментом влияния на индивидуальный мир развивающейся личности школьника, формирует психологическую грамотность. Расскажем о занятии «Мир дому твоему», которое мы проводим с ребятами 1-5 классов. Урок начинается с позитивного настроя детей: – Мир, мир, мир, мир везде. Мир, мир, мир на всей земле. – Как вы понимаете название урока? – спрашивает учитель. Ответы детей звучат по-разному: «На уроке будет говориться о покое в семье, счастье в доме, уважении между членами семьи, взаимопонимании, любви и бережном отношении друг к другу…» – А что нужно делать для того, чтобы в доме царил мир и покой? – продолжает задавать вопросы учитель. – Нужно любить и уважать друга, прислушиваться друг к другу, ценить мнение каждого, быть вежливыми по отношению друг к другу, помогать, дарить окружающим тебя людям добро, – отвечают ребята. – А сейчас мы попытаемся наполниться Добром, – говорит учитель. Детям предлагается выполнить несколько заданий. – Ребята, представьте себе, что Солнце дарит вам лучи Добра. Сейчас каждый лучик коснулся вас. Протяните руки вперед, постарайтесь поймать луч Солнца. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на поляне, освещенной Солнцем. Лучи коснулись вас, вашего тела. Сейчас эти лучи проходят сквозь вас. Вам тепло. Вам тепло от луча Солнца, вам тепло от добра, которое исходит от этого маленького луча Солнца. Сейчас вам очень хорошо, вам тепло. На душе у вас хорошо. Хорошо всем оттого, что луч проник в вас и делает доброе дело. Хором повторите вместе со мной: Луч, луч, луч золотой, Луч, луч, везде луч со мной. Добро в тебе, добро во мне, Добро кругом, добро везде. Далее следует цветовая диагностика. – Теперь проверим, какое настроение, или, другими словами, какая атмосфера царит у вас дома. Нарисуйте квадрат. Это ваш дом. Разделите его на части (произвольно) и разукрасьте эти части цветными карандашами. Затем ребята сочиняют пятистишья со словом «Дом». В них говорится о том, что дом теплый, уютный, он оберегает, согревает, кормит. Это счастье – иметь собственный дом. Тема другого нашего урока – «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Его цель: начать формировать у детей навыки самопознания, научить их анализировать свои сильные и слабые стороны, делать выводы относительно своих возможностей и находить средства для использования новых знаний о себе. Помочь увидеть перспективы и средства развития своих возможностей, учить управлять собой, своими чувствами, вырабатывая характер и волю. Начинается работа с позитивной минутки: – Веди меня, Жизнь, от неправды к Истине, от тьмы к Свету, от смерти к Бессмертию. Затем ребята выполняют упражнение «Человек-солнышко». На доске нарисован человечек. – Можно ли сказать, что этот человек честный? – спрашивает учитель. – Давайте вместе попытаемся наградить его такими качествами, чтобы он стал честным. Возможные варианты ответов: искренний, добрый, не берет чужого, умный, правдивый, справедливый и т.п. Потом мы все вместе читаем сказку «Честный мальчик», дети отвечают на вопросы: – О чем эта сказка? Кто ее главный герой? Как жил мальчик со своей мамой? Куда пошел мальчик? Что с ним случилось? Кто пришел на помощь? Как отреагировал мальчик на появление золотого и серебряного топора? Каким был мальчик? Что сказал старичок? Какую награду дал он мальчику? Почему? По желанию учащиеся рассказывают о своем нечестном поступке. Рассуждают, когда правда не приносит пользу, а когда ложь приносит пользу. Проводим мы также занятие на тему «Мои права и обязанности». Сначала, как всегда, позитивный настрой. Я – это круг. Я исцеляю тебя. Ты – это круг. Ты исцеляешь меня. Объединимся и будем едины. Объединимся и будем как один. Игра «Учитель говорит». Учитель встает перед классом и просит детей выполнять какое-либо действие, но только после слов «Учитель говорит…». Когда учитель произносит эти слова, за ними должно следовать положительное действие, которое дети должны повторить за ним. Но если учитель производит какое-то действие, не сказав «Учитель говорит», дети не должны копировать его. Тот, кто повторил за учителем это действие, выбывает из игры. Игра интересна, когда она идет в быстром темпе, не давая ученикам расслабиться. Здесь могут быть команды хлопать, приседать, делать, зарядку, закрыть глаза, прыгать, сесть и так далее. – Что вы сейчас делали? – спрашиваем мы у ребят, когда упражнение закончилось. – Выполняли команды. – Они были для вас «законом»? – Что такое закон? В конце урока делаем выводы: Законов очень много. Законы необходимы для построения гражданского общества. Законы создаются на основе Конституции. В Основном Законе РК формулируются права, свободы и обязанности граждан. В повседневной жизни есть простые правила, по которым мы живем изо дня в день. Если каждый гражданин будет в полной мере пользоваться своими правами и свободами, добросовестно исполнять свои обязанности, если везде будет соблюдаться законность, то каждый человек сможет жить свободно и уверенно смотреть в будущее. Имеются у нас такие темы занятий: «Есть такое слово «надо», «Моя родословная», «Моя семья: будни и праздники», «Что есть Любовь?». Во время последнего занятия учащиеся по очереди говорят друг другу слова «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ», при этом называют соседа по имени в ласковой форме. Например, «Леночка, я тебя люблю». Признание в любви, объясняем мы, должно быть искренним. Потом разбираемся. Что значит любимый и любящий? Что лучше: любить или быть любимым? Важную роль по формированию познавательного интереса учащихся нашей школы играют педагоги и родители, а главное, их поддержка в воспитании «Я – Личности», самостоятельности и ответственности. Немаловажным фактором обучения является взаимоуважение и взаимопонимание между родителями, педагогами, учащимися и психологом в признании уникальности личности каждого ребенка. | |
Просмотров: 2286 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|