Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Тренинг Мои проблемы Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовы¬ражению. 1. Ритуал приветствия 2. Вопрос Каждый из детей по очереди выходит перед своей группой и ста¬новится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изме¬няя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации). Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спра¬шивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама. 3. Проблемы — В жизни все мы сталкиваемся с различными трудностями, обна¬руживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность от¬кладывать на потом, когда мы тянем с делами, которые нужно завер¬шить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали во¬время. Стало быть, все в наших руках. Детям предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одно¬му), а затем рассказать о них. После обсуждения психолог предлагает таким же образом вспом¬нить о своих: • боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес; • стремлении обвинить в своих проблемах других. Б. Психолог предлагает разобрать понятие «проблема», предоста¬вив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения. В высказываниях чаще всего фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы участники смогли увидеть за ней психологическую проблему. Например: «Как только подумаю, что надо делать уроки (гото¬виться к экзаменам), находится уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела? Ответы часто похожи: «Лень». Реакция руководителя: «Что за ней (ленью) стоит?» На этом эта¬пе разговор следует вести не на личностном, а на абстрактном уров¬не — «со всеми такое бывает». Психолог предлагает всем поразмышлять на тему: «Почему появ¬ляется лень?» Собрав «корзину» причин, следует систематизировать их по принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков. Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вы¬зывают какие-то ощущения... Психолог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит? Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, психолог помогает, информирует участников: срабатывает не¬что, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это не¬что называется психологическими защитными механизмами. Далее еще раз предлагается проследить механизм защиты, поста¬вив под сомнение бытовое понимание причинности: «ленюсь (не хо¬чу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности го¬лова болит часто тогда, когда «не верю в свои силы или не хочу брать на себя ответственность». «Выбрасывая» это суждение — спорное, тревожащее, вызывающее недоумение, — ведущий втягивает группу в дискуссию. Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и то, как он решил эту проблему. Это задание выполняется в состоянии релаксации. Однако часто дети на этом этапе еще не готовы работать в измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного про¬изведения по школьной программе, где герой исследует свое состоя¬ние и хорошо прослеживаются психологические защитные механизмы. — Выполняя упражнения на наших занятиях, мы делаем важный шаг в самопознании, потому что на собственном опыте понимаем справедливость формулы насчет достоинств как продолжения недос¬татков (или наоборот). Наше подлинное знание — то, что мы открываем для себя сами. Нужно помнить: «Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я вла¬дею, — и хорошим, и плохим — часть моего Я. Все это важно для меня, служит моим потребностям». 4. Преодоление — Жизнь — это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере сти¬мулирует рост и развитие личности. Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодоле¬вать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности. А теперь мы выслушаем всех, и особое внимание уделим способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей. 5. Крокодил Психолог говорит о том, что многие люди боятся показаться окру¬жающим смешными, нелепыми. Спрашивает участников, знакомо ли им это чувство. Следующая игра предлагается в качестве средства избавления от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно название предметов, ча¬сто встречающихся в обиходе), вторая — делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано. Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изо¬бражающего побывало большинство участников, можно обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать. 6. Свое пространство Один из детей добровольно встает в центр круга. Психолог предлагает ему представить себя «светилом», на различ¬ном расстоянии от которого находятся остальные участники груп¬пы — «планеты». Протагонист, поворачиваясь лицом к группе, про¬сит встать их на различном расстоянии от себя — так, чтобы очеред¬ной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях. После того как расстановка группы завершена, ведущий спраши¬вает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство. 7. Победи своего дракона — Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дра¬кона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда бога¬тырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказыва¬лось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным язы¬ком, количество запасных голов было ограничено. У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близ¬ких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы этого никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг ка¬чается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не мо¬жем и не успеваем сделать больше ничего. Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что коли¬чество голов у него не беспредельно и его можно победить. Ребятам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности. После выполнения задания детям предлагается придумать исто¬рию или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько детей в группе. 8. Рефлексия 9. Ритуал прощания | |
Просмотров: 4539 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|