Особенности восприятия человека детьми Цель: познакомить учащихся с динамикой становления способностей к восприятию другого человека, показать роль индивидуальных различий в восприятии человека человеком. Задачи: показать учащимся разницу в содержании самовосприятия и межличностного восприятия; помочь осознать учащимися актуальное отношение к ним одноклассников; развить реалистичные самооценку и самовосприятие. Основные понятия: восприятие человеческого лица, внешнего оформления, физического облика и выразительных черт, точности оценки внешности, понимание возраста, представление о себе, отношение к себе. Оборудование: подушка, соска, погремушка для младенца. Материалы: белые листы формата А 4, фломастеры, маркеры, компьютер, диски с записями релаксационных песен. Приветствие. Звучит песня «Здравствуйте!» Как воспринимают человека дошкольники С первых дней своей жизни ребенок учится воспринимать другого человека. К моменту, когда младенцу исполнится всего один месяц, он уже умеет улыбаться и радоваться подходящему к его кроватке человеку. Конечно, в этом возрасте ребенок еще не узнает своих близких родственников, но он точно отличает человека от любых предметов, находящихся вокруг него. Совершенно точно установлено, что первая улыбка младенца адресована именно человеку, а не игрушке или домашнему животному. К 3-м месяцам малыш научится узнавать свою маму среди окружающих, а к 6-ти сумеет отличить от чужих. Инсценировка (детьми). Возможно вам приходилось видеть, как улыбается 3-4-месячный малыш незнакомым людям, и как громко и испуганно ревет сидящий в коляске полугодовалый ребенок при виде «чужой тети», пытающейся ласково заговорить с ним. Интересно, что первая улыбка ребенка, и первый испуг связаны именно с восприятием человеческого лица. Какими видят человека школьники Восприятие ребенком внешнего облика человека с возрастом изменяется. Дети 7-8-летнего возраста уже могут создать словесный портрет человека. При этом в первую очередь они отмечают такие особенности его внешности, как одежда, прическа, украшения. Росту, телосложению, возрасту и полу они уделяют гораздо меньше внимания. Для 10-11-летних школьников более важным становится физический облик человека, а оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отходят на второй план. Все чаще дети начинают обращать внимание на выразительные особенности внешности. Десятиклассники описывают мимику, жестикуляцию, походку, позу, голос и речь воспринимаемого человека в 4 раза чаще, чем первоклассники. Чем старше становится школьник, тем более подробно он может охарактеризовать человека. Возрастает и способность понимать внешнее выражение эмоциональных состояний и переживаний. Индивидуальное восприятие. (Звучит музыка Енигма) Цель: научить подростков каналам восприятия: зрительному, слуховому, через прикосновение. Сейчас все сядем в круг. Один из вас пересадите, пожалуйста, всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать мнение ведущего в ходе выполнения задания. После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему. Мы рассмотрели один из способов зрительного восприятия. А сейчас следующий желающий, пожалуйста, пересадите всех в соответствии с тембром голоса. Для этого каждый участник, назовите, пожалуйста, свое имя. Затем еще один участник скорректируйте расстановку участников по тембру голоса. Мы рассмотрели другой способ восприятия – слуховой. Далее, следующему участнику я предлагаю расставить участников по «теплоте рук». Тебе нужно взять в свои руки поочередно руки остальных (или пожать руки в виде приветствия), а затем рассадить всех по принципу «руки теплее – холоднее». Второму участнику предлагаю скорректировать расположение участников в ряду. Мы рассмотрели еще один канал восприятия – телесный. В заключение всем предлагаю занять места, на которых вам хочется сидеть в данный момент и обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. (Необходимо подвести детей к принципам общения: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признать это право за окружающими). Люди, значимые для меня Цель: научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности. Сейчас я прошу нарисовать на карточках трех самых значимых для вас людей. Будет звучать музыка, как только она закончится, задание – закончилось. (Звучит музыка Секрет Гаден). Это не обязательно должны быть те, с кем вы сейчас общаетесь в настоящее время, но непременно те, кто значит для вас больше, чем все остальные, кого вы знали, кто для вас дороже всех. После того, как рисунки сделаны, я прошу показать ваши рисунки и рассказать об изображенных там людях: кто они; чем значимы для вас, чем дороги; так же ли близки они для вас теперь, если речь идет о прошлом; хотели ли вы им что-нибудь сказать, будь у вас такая возможность, прямо сейчас. Время книги. Вы очень много сказали о том, что значат для вас люди, и я прошу вас прослушать рассказ Василия Сухомлинского «Семь дочерей» и сделать выводы. Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь. Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая. Я плакала по тебе, как маленький птенчик по птичке, - сказала третья. Мне тяжело без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая. Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая. Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги. Обсуждение. * Важно ли бы было матери слышать красивые слова дочерей, ведь они соскучились по ней? * Почему не произнесла ни одного слова седьмая дочь, а сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги? * Одинаково ли дочери воспринимают свою маму? Продолжая тему о восприятии человека мы с вами проведем следующее упражнение. Слепец и поводырь. Цель: научить подростков взаимопомощи, развить умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации. Для выполнения упражнения я приглашаю пару. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой – провести его по помещению, познакомиться с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого. На пути могут встречаться преграды. (Звучит песня «Настоящий друг») Обсуждение. * Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Что нам для этого не достает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия. * Уверено ли вы себя чувствовали в роли слепца? * Было ли желание полностью довериться партнеру? * Что вселило такую уверенность? - Наша встреча подходит к концу, и я думаю, что каждому интересно, что же думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Упражнение «Листок за спиной». Цель: помочь преодолеть барьер в общении Упражнение выполняется под музыку, музыка заканчивается – заканчивается упражнение. (Звучит тихая музыка Секрет Гаден). Оно анонимно, однако происходит при контакте «глаза в глаза». У каждого на спину сейчас будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впечатление записывать на бумаге, прикрепленной на спине. Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем? К какому человеку вам хотелось бы подойти? Готовы ли вы быть искренними? Вперед, вы можете двигаться! (Звучит песня «Как прекрасен этот мир»). Многим из вас это покажется странным – ходить и смотреть друг на друга. Да, взрослым часто кажется странным то, что естественно для детей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, рассматривать, любоваться или удивлять. И поэтому дети такие прекрасные психологи. Обсуждение. - Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написал ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время этого упражнения был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно. Домашнее задание. Дать самооценку себе, сделать выводы о том, как тебя воспринимают люди (проанализировав пожелания на листе) и как воспринимаешь ты людей. Ритуал прощания 5 салютиков. (Звучит песня «Мир вам люди всей земли»)
|