Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Наталья ВИШНЯКОВА,
АНО «Школа ЗНАК» Москва , газета «1 Сентября» Любой воспитатель вольно или невольно прививает ученикам, хотя бы в определенной степени, собственные представления о жизни: о правильном и неправильном, хорошем и плохом, добром и злом, ценном и фальшивом, сакральном и бытовом.
Степень такого влияния зависит от предложенного воспитателем уровня общения. От слов и от того, что читается между ними. А еще от того, чем мы наполняем внутреннюю жизнь ребенка: книгами, которые советуем прочесть «для себя», фильмами, которые рекомендуем посмотреть, и иными, проверенными на себе, культурными фактами. И как только воспитатель осознает эту роль – довольно скоро, в ближайшем же диалоге с ребенком, – перед ним встает во всей своей неясности проблема, из наиболее зыбко сформулированных и часто забываемых – проблема эмоционального воспитания. О какой неясности я говорю? О несовпадении воспитательских представлений о развитии душевной сферы детей и эмоциональной потребности конкретного, не «усредненного» ребенка. То есть о несовпадении единственного времени – времени воспитателя и времени множественного – детского. Время, как известно, может необъяснимо замедляться или убыстряться, бесконтрольно исчезать и счастливо растягиваться. Часто там, где взрослые «пробегают» проблему, дети осознают ее как бесконечную в своем унынии пустыню. И в том и в другом случае (реальном и символическом) инструментом управления ситуацией становится интуиция. Поэтому очень важно общее проживание внутренних состояний в театре, совместных прогулках и поездках, чтении вслух, просто в разговоре. Множественное время – нечто общее, эмоционально единое для всего класса. Чтобы понять это, сначала нужно выявить и определить время единственное – каждого ребенка в отдельности и свое собственное, воспитательское. Воспитатель в данном случае только отчасти «над», в основном же – «вместе». Он – часть постоянно строящихся отношений. Представим себе ситуацию. В тот момент, когда ребенок чувствует себя несчастнейшим из несчастных (а такое желание имеет право на признание), мы бодримся и упорно твердим о том, как светло, прямо и велико его будущее. Как же избежать непонимания? На мой взгляд, очень помогает письменная откровенность. Вроде простых списков: Я люблю… Можно использовать и развернутый вариант: я-сообщение на выбранную из списка тему. В старшей школе потребуется более сложная постановка вопросов. Как научиться благодарности. | |
Просмотров: 1564 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|