Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

О времени единственном и множественном
Наталья ВИШНЯКОВА,
АНО «Школа ЗНАК»
Москва , газета «1 Сентября»
 
Любой воспитатель вольно или невольно прививает ученикам, хотя бы в определенной степени, собственные представления о жизни: о правильном и неправильном, хорошем и плохом, добром и злом, ценном и фальшивом, сакральном и бытовом.
Степень такого влияния зависит от предложенного воспитателем уровня общения. От слов и от того, что читается между ними. А еще от того, чем мы наполняем внутреннюю жизнь ребенка: книгами, которые советуем прочесть «для себя», фильмами, которые рекомендуем посмотреть, и иными, проверенными на себе, культурными фактами. И как только воспитатель осознает эту роль – довольно скоро, в ближайшем же диалоге с ребенком, – перед ним встает во всей своей неясности проблема, из наиболее зыбко сформулированных и часто забываемых – проблема эмоционального воспитания.
О какой неясности я говорю? О несовпадении воспитательских представлений о развитии душевной сферы детей и эмоциональной потребности конкретного, не «усредненного» ребенка. То есть о несовпадении единственного времени – времени воспитателя и времени множественного – детского.
Время, как известно, может необъяснимо замедляться или убыстряться, бесконтрольно исчезать и счастливо растягиваться. Часто там, где взрослые «пробегают» проблему, дети осознают ее как бесконечную в своем унынии пустыню. И в том и в другом случае (реальном и символическом) инструментом управления ситуацией становится интуиция.
Поэтому очень важно общее проживание внутренних состояний в театре, совместных прогулках и поездках, чтении вслух, просто в разговоре. Множественное время – нечто общее, эмоционально единое для всего класса. Чтобы понять это, сначала нужно выявить и определить время единственное – каждого ребенка в отдельности и свое собственное, воспитательское. Воспитатель в данном случае только отчасти «над», в основном же – «вместе». Он – часть постоянно строящихся отношений.
Представим себе ситуацию. В тот момент, когда ребенок чувствует себя несчастнейшим из несчастных (а такое желание имеет право на признание), мы бодримся и упорно твердим о том, как светло, прямо и велико его будущее. Как же избежать непонимания?
На мой взгляд, очень помогает письменная откровенность. Вроде простых списков:

Я люблю…
Я отказываюсь…
Я буду бороться…
Мне нравится, когда…
Я восхищаюсь…
Мне кажется правильным…
Я не люблю…
Я чувствую себя неловко, когда…

Можно использовать и развернутый вариант: я-сообщение на выбранную из списка тему.

В старшей школе потребуется более сложная постановка вопросов.
Например:

Как научиться благодарности.
Как избежать стадности.
Как принимать помощь.
Исповедь мягкого сердца.
Как отличить жалость от сострадания.
Что такое великодушие.
Чужие слезы.
Когда очень просят
Преувеличенные чувства вызывают…
Я не знаю, что делать.
Я вижу, что меня уважают…

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-04-18)
Просмотров: 1567 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru