Евгений ПЕТРОВСКИЙ,
газета "Школьный психолог"
Известный американский ученый-психолог Роберт Стернберг (Robert Sternberg), профессор психологии и педагогики Йельского университета, автор новейших исследований в области интеллекта, недавно выпустил уникальную в своем роде книгу под названием «Сто один с половиной урок». Чем же уникальна эта книга и почему такое название? Дело в том, что однажды знаменитый профессор вдруг понял: замечательно эрудированные студенты, аспиранты, молодые ученые, с которыми его сводит университетская жизнь, не умеют, похоже, самого главного – не умеют жить. Они обижаются, когда для этого нет оснований. Отступают, когда, казалось бы, осталось только чуть-чуть подналечь, и дело сдвинется с мертвой точки. Они пасуют перед простыми задачами, потому что простое для них недостаточно ценно. Они не умеют делать выбор, потому что выбор – это всегда предпочтение, а они не готовы отказываться от одного во имя другого. Все это не новость. Каждый из нас знает, как постепенно, проходя через испытания, мы сами учимся жить. И уж тем более про это знают психологи. Но то ли действительно происходит какая-то глобальная смена поколений, то ли проявился синдром большого ученого, вдруг столкнувшегося с новой для себя проблемой, но так или иначе, профессор Стернберг направил весь свой интеллект на то, чтобы понять, что это за умение – умение жить? В поисках ответа он обратился к истории собственной жизни, жизни своих коллег… Так родилась книга, состоящая из ста одного с половиной жизненного урока. Это не просто советы молодым, а именно истории-уроки, часто очень личные, в которых, на взгляд Стернберга, проявилась эта самая компетенция с условным названием «жизненность». И хотя, с точки зрения многих критиков, американский профессор Стернберг никаких Америк не открыл, книга быстро стала популярной. Секрет этой популярности, по-видимому, в том, что точно угадана и ясно заявлена основная проблема современной педагогики, о которой один знакомый директор школы недавно сказал: «Мы так боимся жизни, что чаще всего учим жизни ровно так, как когда-то учили информатике. Без компьютеров…»
Вот некоторые из советов профессора Стернберга: l Не относись к себе слишком серьезно. Не будь ни святым, ни грешником, ни слабаком. Старайся никогда ничего не принимать на свой счет. l Хорошие отношения со всеми невозможны. l Не только никогда не наговаривай на людей за их спинами, но и сам никогда не принимай подобной информации от третьего лица. Считай, что ты этого не слышал. И уж конечно не будь злопамятным. l Бойся прямой связи между делами и вознаграждением. Не продавайся. l Умей говорить «нет». Но не вместо «да», а вместо «не знаю». l Победа не в том, что обошел другого, а в том, что нашел свой путь, свою нишу. l Очень важно понять, что в мире есть место несправедливости. Но еще важнее понять, что от этого мир не становится менее справедливым. Воспринимай поражения как поле новых возможностей.
|