Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
По материалам NASP (национальной ассоциации школьных психологов США) школьный психолог - это специалист в двух областях одновременно, это психолог и педагог в одном лице. Ему приходится применять навыки работы с разными людьми: учителями, родителями и другими специалистами, которые также как и школьные психологи заботятся о том, чтобы каждый ребенок учился в безопасной, здоровой и дружелюбной среде. Школьные психологи понимают систему обучения в школе и методы эффективного обучения и успешной обучаемости. По мнению организаторов NASP, маленькие американцы - это будущее страны. Кропотливая работа школьных психологов, их позитивные действия сегодня, дают возможность сегодня решать проблемы завтрашнего дня. Национальная Ассоциация Школьных Психологов США - крупнейшее общественное объединение школьных психологов в мире. В нее входят более 24 000 специалистов-психологов, работающих в сфере образования, с дошкольного возраста и до высшей школы. Вступить в ассоциацию просто — достаточно работать в школе или другом учреждении, связанном с детской психологией. Миссия национальной ассоциации заключается в создании и развитии психологически здоровой среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ для решения различных проблем, возникающих в сфере образования и обучения. Национальная ассоциация обеспечивает независимым школьным психологам поддержку для развития профессиональных навыков, ориентирует в вопросах юриспруденции в этой отрасли психологии, в целом помогает развиваться школьной психологии как науке и как практической деятельности. Что такое школьный психолог для американцев? По материалам NASP, школьный психолог — это специалист в двух областях одновременно, это психолог и педагог в одном лице. Ему приходится применять навыки работы с разными людьми: учителями, родителями и другими специалистами, которые также как и школьные психологи заботятся о том, чтобы каждый ребенок учился в безопасной, здоровой и дружелюбной среде. Школьные психологи понимают систему обучения в школе и методы эффективного обучения и успешной обучаемости. По мнению организаторов NASP, маленькие американцы — это будущее страны. Кропотливая работа школьных психологов, их позитивные действия сегодня, дают возможность сегодня решать проблемы завтрашнего дня. Чтобы стать школьным психологом в США, необходимо закончить как минимум специальный курс (несколько месяцев) и пройти довольно длительный период практики. Это курс, который делает упор на такие вопросы как психическое здоровье и развитие ребенка, школьная организация, обучаемость, поведение и мотивация. Чтобы работать школьным психологом, необходимо иметь сертификат или лицензию штата, в котором психолог предполагает работать. Также школьные психологи могут быть сертифицированы Национальным Сертификационным Департаментом Школьной Психологии (NSPCB). Чем занимаются американские школьные психологи? Школьный психолог должен уметь работать с проблемами любого ребенка и в любой ситуации. В США применяются различные подходы и методы, наиболее популярные среди них: консультирование (учителя, родители и администрация школы имеют возможность познакомиться с эффективными методами преодоления проблем в обучении и поведении ребенка). По мнению американских специалистов, консультирование может быть полезным в работе над созданием крепких и здоровых отношений между преподавателями, родителями и школьной администрацией; индивидуальная работа — это может быть работа с детьми и их семьями, помощь в разрешении конфликтов между учителем и учеником, помощь ребенку при преодолении трудных жизненных ситуаций, таких, например, как развод родителей или потеря близкого человека; диагностика потенциальных возможностей ребенка, выявление индивидуальных особенностей ребенка для более эффективного обучения. Можно справедливо заметить, что американских психологов волнуют практически те же самые проблемы, что и российских коллег. Но есть некоторые моменты, которые отличают работу наших специалистов в области школьной психологии от своих коллег “за океаном”. В США данная отрасль психологии развивается более длительное время, чем в России. В нашей стране всего несколько лет назад можно было видеть в коридорах школы вместо психолога - пионервожатых. Сегодня российские школьные психологи выполняют почти невыполнимые задачи: пытаются создавать нормальный психологический климат в школе, за пределами которой (семья, улица и т. д.) царит хаос… Далеко не все школы в нашей стране могут позволить себе иметь своего школьного психолога; в США в одной школе могут работать несколько специалистов. Кроме того, американские психологи работают, кроме государственных и частных школ, в медицинских центрах на базе школ, детских медицинских учреждениях и в других организациях, которые в той или иной мере связаны с детской и подростковой психологией. Одна из основных задач школьного психолога в США — работа с персоналом школы: показать наиболее эффективные стратегии управления данным классом (для учителей), проконсультировать администрацию школы относительно той или иной обучающей программы. Еще одно важное направление работы — помощь ученикам в выборе так называемых “приоритетных предметов”. Дело в том, что американская и российская системы школьного образования имеют значительные отличия: американские дети имеют возможность уже в школе заниматься только теми предметами, которые их интересуют в большей степени (за исключением, конечно, обязательных). Школьный психолог помогает ребенку найти скрытые таланты и направить свои способности в “правильное русло”. По словам американских школьных психологов, все дети и подростки время от времени сталкиваются с различными проблемами. Например: страх при поступлении в школу, неумение организовать свое время, страх неудачи, плохая самодисциплина, неуспеваемость, прогулы уроков. Это также могут быть проблемы пола, мысли о суициде, депрессивные состояния, алкогольная или наркотическая зависимость. Психолог, по мнению американских психологов, необходим в школе для того, чтобы помогать родителям, учителям администрации школы и ученикам решать эти проблемы. Членом NASP может стать любой практикующий школьный психолог, консультант или супервизор психологической службы с образованием школьного психолога, “школьные психологи-пенсионеры”, школьные психологи, работающие в других странах и, с некоторыми ограничениями членства, студенты, которые получают профессию “школьный психолог”. Восемь раз в году члены Национальной Ассоциации Школьных Психологов получают газету “Communique”, в которой на 32-х страницах публикуются последние новости, события, пресс-релизы выпущенных книг по школьной психологии, информация для родителей и учителей, последние разработки и рекомендации ведущих школьных психологов, тесты и вакансии для специалистов данной отрасли психологии. Также, NASP распространяет второй в мире по величине журнал школьных психологов - “School Psychology Review”, который содержит лучшие статьи по теории школьной психологии, последние научные разработки и мнения, касающиеся работы школьных психологов. NASP заботится о том, чтобы члены ассоциации регулярно получали материалы о текущих и будущих событиях в области школьной психологии, выпускает видеокассеты, монографии, рекламные листовки. Национальная Ассоциация Школьных Психологов публикует новейшие исследования практикующих школьных психологов и занимается изучением профессионального сообщества школьных психологов. Каждые 5 лет NASP изучает статистические данные, касающиеся различных аспектов деятельности школьных психологов. Например, по данным 1995 года, более 70% американских школьных психологов — женщины, только 1 школьный психолог из 10-и свободно владеет иностранными языками, более 70% — старше 40 лет и треть из опрошенных членов NASP имеют стаж практической работы более 15 лет. Процентные данные говорят также о том, что большинство школьных психологов постоянно учатся и повышают квалификацию. И только 1 из 8-и опрошенных активно занимается частной практикой. В 1997 году, 26 апреля, Ассоциация Школьных Психологов США утвердила на ассамблее в штате Вирджиния третью редакцию документа под названием “Этические принципы школьного психолога”. Необходимо отметить, что американцы очень тщательно и заботливо относятся к “Принципам”, каждый год собирается специальная комиссия, которая проверяет, все ли пункты соответствуют настоящим условиям и действующему законодательству. Что ни говори, а индивидуальные права клиента, психолога, учителя, родителя в США под защитой... Школьный психолог несет большую ответственность каждый день и каждый час, он должен быть уверен в валидности и надежности своих тестов, в безопасности того или иного метода. Ежегодно NASP организует форумы школьных психологов, на которых проводятся семинары, обучающие тренинги, презентации новых методик. На каждом форуме устраиваются выставки достижений в области школьной психологии, присуждаются ежегодные награды. В этом году такой форум собирался в Лас Вегасе с 6 по 10 апреля и проходил под названием “A Blueprint for the Future”. В 2000 году съезд школьных психологов пройдет в Новом Орлеане с 28 марта по 1 апреля — это будет уже 32-й форум, организованный NASP. Национальная Ассоциация Школьных Психологов помогает не только психологам — членам ассоциации, но и выполняет более глобальные социальные задачи. Существует специальная программа NASP, которая предусматривает поддержку отдельным семьям и отдельным школьным психологам, которые стремятся повысить свои профессиональные навыки. Эта программа осуществляется в “Центре психического здоровья и образования для детей и родителей”. Любая семья, в которой возникли проблемы с поведением или обучением ребенка, может обратиться в этот центр за помощью. NASP — это динамичная организация, сотрудничающая со многими государственными институтами и учреждениями. Кроме документов законодательных органов всех штатов, специалисты NASP используют в своей работе информацию социологов. Мы приведем лишь часть статистических данных, дающих представление о том, с какими проблемами работают школьные психологи США. Увы, проблемы везде одинаковы, только степень их тяжести и распространенности — разная: 22% выпускников школ — постоянные курильщики, 32% время от времени употребляют алкоголь, 8% американцев 16-19-летнего возраста не работают и не учатся, 30 из 1000 15-17-летних американок рожают ребенка. Ольга Вересова www.narcom.ru | |
Просмотров: 3479 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|