Кочетова М.А., педагог-психолог ""НИШ ФМН г.Семей" Цель: развитие познавательных процессов, произвольности психических процессов, мелкой моторики, профилактика нарушения зрения, двигательной координации движения, межполушарных взаимосвязей, учебных навыков в группе детей, испытывающих затруднения в учебной деятельности Вводная инструкция (2мин): Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем выполнять различные упражнения и задания, с помощью которых мы с вами будем что-то тренировать и развивать. А вот что именно… - я буду показывать, а вы попробуйте отгадать: Учитель показывает - указывает на части тела, отвечающие за познавательные процессы: - глаза – зрение, - уши – слух, - голова- мышление, - язык – речь, - пальцы - для чего нужны? Чтобы красиво писать и что-то делать! Скажите мне ребята - для чего нам нужны зрение? Слух? Мышление? Речь? Развитые пальчики? Упражнение «Кораблик» (2мин) Цель: Профилактика нарушения зрения. Ребятам предлагается глазками следовать за линиями изображения кораблика в одну сторону и движениями головы и глазами - в обратную сторону. Упражнение "Доброе животное"(1мин) Цель : Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Все участники стоят в кругу, взявшись за руки. Представьте, что все мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как дышит это животное. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!" Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. А теперь - как стучит его большое и доброе сердце. Стук - все делают шаг вперед. Стук - все делают шаг назад. Упражнение "ЕДУ НА ТАНКЕ" (2мин) Цель: развитие мелкой моторики рук, коррекция свойств внимания, произвольности психических процессов. Еду на танке Рулить руками Вижу корову Руками показывать бинокль, затем указательными пальцами показывать рога на голове В шапке - ушанке Показывать "уши" шапки С рогом здоровым Показывать большой рог движением согнутой ладони ото лба вверх - Здравствуй, корова! Вперёд руку для рукопожатия Как поживаешь? Разводить руками, как при удивлении Ду ю спик инглиш? Грозить указательным пальцем Что обзываешь! Показывать кулак Упражнение «Веселый лягушонок» (10 мин)Цель: развитие навыков принятия задач, мелкой моторики, внимания, памяти Материалы: Половина плотного листа (формата альбома для рисования) зеленого цвета. Небольшой кусок бумаги красного цвета для языка. А уж глазки можно просто нарисовать. Ребята, сейчас мы с вами отправимся в творческую мастерскую.С помощью цветной бумаги, умелых рук мы сделаем и оживим кого-то. А вот кого мы будем делать – узнаете чуть позже…а пока… Процесс изготовления: Половину альбомного листа зеленого цвета положите перед собой вертикально. На глаз разделить лист по вертикали на три части и загните на себя. Не беда, что может получиться не совсем точно - этого видно не будет. Теперь перегните от себя пополам получившийся длинный прямоугольник, так что бы неровный край оставался сверху. Перед Вами должен лежать прямоугольник линией сгиба вверх. Отогните нижний край наверх, переверните фигуру и повторите процедуру. Должна получится своеобразная гармошка. Теперь приклеиваем вырезанный язычок, глазки и одеваем на руку. (Пальцы в кармашки) Как вы думаете, кто у нас получился? Загадка: На лугу по кочкам Прыгают листочки! Выпуклые глазки И кривые лапки. Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка) А чтобы озвучить нашего лягушонка - мы повторяем слова и открываем рот нашему лягушонку с помощью пальчиков: (можно прочитать по ролям) С базара -Откуда идёшь ты, Лягушка-квакушка? -С базара домой, Дорогая подружка! - А что ты купила? - Всего понемножку: Купила КВАпусту. КВАсоль и КВАртошку. Упражнение «Волшебный клубок»(10-15мин)Цель: развитие мелкой моторики, координации движения, воображения, наблюдательности, мышления, умения соблюдать и выполнять инструкции. Все дети встают в круг. «Ребята, у меня в руках волшебный клубок. А волшебный он потому, что может рисовать необычные узоры. А волшебными художниками станем мы с вами! Приготовили все кулачки с указательными пальчиками вверх перед собой. Наш волшебный клубочек может двигаться только по командам. Называя имена наших ребят и соответствующий кулачок(левый или правый) клубочек будет следовать в том направлении тогда, когда загаданный человек услышит свое имя и пошевелит нужным пальчиком кулачка. Давайте попробуем! Я начинаю и даю , например, команду: «Анеля - правый!» (дети должны услышать себя и пошевелить пальчиком правого кулачка).» Клубочек с ниткой обвивая пальчик правой руки ребенка останавливается, и следует команде выбранного ребенка. Упражнение продолжается до тех пор, пока все пальчики участников не будут опутаны клубочком, можно предложить сесть на стульчики некоторым участникам и попробовать разглядеть узоры – что мы можем увидеть. Упражнение «Угадай букву»(10мин)Цель: развитие пространственного восприятия, ощущения, мелкой моторики, логических, мыслительных операций, развитие моделирования, внутреннего плана действий. Ребята, у меня есть волшебный мешочек (шляпа, коробочка и т.д.) в котором спрятались и перепутались буквы. Сейчас с закрытыми глазами каждый по очереди должен достать букву и угадать ее. При этом можно ощупывать букву с каждой стороны, вертеть, но не подглядывать. Итак, все буквы угаданы, а теперь расположите свои буквы на магнитной доске и попробуйте составить как можно больше слов из этих букв. Подводим итоги по количеству составленных слов. В заключении занятия ребятам предлагаю творческие домашние задания. направленные на развитие мелкой моторики(из серии, например, обеди по точкам,угадай-что получилось? и раскрась)
|