Кочетова М.А., педагог-психолог «НИШ ФМН г.Семей» «Час психолога» в 10 классе по теме: "Механизмы межличностного восприятия человека человеком" Цели: Учить понимать механизмы восприятия человека человеком. Развивать рефлексивные и эмпатические умения учащихся. Воспитывать культуру взаимоотношений. Развитие ассоциативного, творческого мышления через эксперимент. Знать: • Особенности межличностного восприятия: возрастные, половые, профессиональные особенности. • Механизмы восприятия человека человеком. Уметь: Отождествлять себя с другим человеком, разделять его чувства, видеть себя глазами других. Ключевые слова и определяемые термины: восприятие, понимание, сопереживание, стереотипы идентификация, эмпатия, рефлексия. Оборудование: бумага и ручки, аудиокассета с записью спокойной музыки, таблички с терминами, Психология- эта наука, как и многие другие, которая любит эксперимент. Поэтому сегодня именно с него начнем наш урок и общение. Можно ли управлять своими мыслями? Кто-то думает, что да, а кто-то считает это невозможным. Среди последних был известный острослов Хаджа Насреддин. Этот ловкий человек обещал вылечить людей от любой болезни, если они справятся с его заданием. Оно связано с управлением своими мыслями. Это задание предстоит выполнить вам. Необходимо закрыть глаза, если вам не удается выполнить условие, хлопните в ладоши и продолжайте. Нужно продержаться 60 секунд. Удачливый исполнитель поделится с нами своими секретами. Итак, начинаем: Упражнение «Не думайте о белой овечке»! (2 мин)Учащимся предлагается в течение 1 мин. Управлять своими мыслями, думать о будущем. Неожиданно учитель показывает игрушку (белую овечку, при этом мысли учащихся не должны сбиваться. Если ученик сбился с хода своих мыслей – отвлекся на игрушку, делает хлопок в ладоши. Время закончилось! Кто сумел избежать аплодисментов и победил Насреддина. Пожалуйста, расскажите о своих методах. Наш эксперимент доказал, что некоторые могут управлять своими мыслями. Напоминать об этом нам будет эта игрушка – белая овечка.. А как же с восприятием человека человеком? Можно ли управлять этим процессом? Что влияет на восприятие окружающих? От чего зависит восприятие человека человеком? Творческая работа ассоциативного мышления учащихся. (2мин) Вы правильно думаете, что восприятие зависит : *от воспитания, *образования,*настроения, *обстоятельств, *возраста человека, *от пола человека, * от его профессии. *Дети больше ориентируются на внешность, больше обращают внимания на одежду, ее привлекательные или оригинальные детали, аксессуары. *Дети распознают эмоциональные состояния других людей, больше ориентируясь на выражение лица. * Взрослые оценивают еще и жесты, мимику, интонацию. Так, при оценке людей педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемых; милиционеры - на их внешний вид, а спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека. Внутренние психологические и социальные установки как бы «заставляют» человека оценивать окружающих по строго определенным параметрам. Сегодня я расскажу вам о том, что поможет полнее ответить на вопрос урока. Мы будем играть и тренироваться, чтобы научиться применять эти знания в своей жизни, а также для того, чтобы вы могли поделиться своим опытом с другими. Мы все знаем, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия людьми друг друга. Мы говорили, что восприятие человека человеком можно назвать еще и пониманием человека человеком. Легко или трудно людям понимать друг друга? И да, и нет. Почему? Упражнение «Надписи на лбу»(5мин)Давайте усомнимся и проверим это. Разделимся на две команды. Первая команда - «Актеры», вторая – «Эксперты». Каждый из «актеров» получит определенную роль-установку, о которой он не будет знать. Надпись написана на шапочке, надета на голову. «Эксперты», описывая определенную ситуацию должны выразить свое отношение к «актерам», так, чтобы те догадались какая роль ему приписана. Команда актеров получает «шапочки» с установками. Примерные роли: - шапочки «Балуйте меня», «Не доверяйте мне», «Игнорируйте меня», Соглашайтесь со мной», «Шутите надо мной» и т.д. Вопросы для актеров: (для обсуждения - 3мин) 1. Трудно или легко было угадать роль? 2. Что именно позволило вам найти ответ? 3. Что было удачным в исполнении роли? 4. Какие штрихи вы бы добавили в исполнение? Разрешили ли мы свои сомнения в том, что индивидуальные различия людей и их установки влияют на восприятие человека человеком? Как мы понимаем других людей? С помощью каких инструментов? Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них. Первый – уподобление себя другому (идентификация). Второй – эмоциональное (эмпатия). Третий – способность человека представить то, как он воспринимается партнером по общению (рефлексия). Вы когда-нибудь ставили себя на место другого человека? Значит, вы пользовались первым инструментом (можно вывесить на доске табличку с названием). Вы сочувствовали другому человеку, сопереживали ему, помогали справиться с трудностями? Значит, пользовались вторым инструментом (вывесите и вторую табличку с термином). А если вы думали как выглядите в глазах кого-либо, то пользовались и третьим, весьма важным инструментом (прибавим и табличку с третьим термином). Что мешает одному человеку понять другого? Упражнение «Туземец»(5мин)Среди учеников выбирается тот, кто играет роль «Туземца».Учащиеся делятся на 3-4 команды по 3-4 человека. Группам дается задание написать инструкцию для туземца о том, чтобы взять закрытую бутылку с водой, налить полстакана воды и выпить. При этом туземец понимает слова, но не знает как нужно пользоваться определенными предметами- бутылкой, стаканом, как нужно пить воду и т.д. (при этом участник- туземец действуeт строго по инструкции. Психологическим смыслом упражнения становится неправильные инструкции, выполнение которых приводит к непониманию и смешным нелепым ситуациям) Чем точнее инструменты и чем больше практика их применения, тем успешнее дело, которое они должны выполнять. Дело, в котором мы сегодня совершенствуемся – понимание человека человеком. Замечательная игра «Не в своих санях» (5мин) поможет вам научиться ставить себя на место другого человека и открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы. Ученые говорят, что чем богаче наш внутренний мир, тем интереснее и привлекательнее нам кажутся люди. Группе учащихся раздаются карточки с названиями различных профессий. Задача учащихся вжиться в профессиональную роль, предугадывая или зная особенности данной профессии. Остальные могут задавать наводящие косвенные вопросы – каким цветом может быть эта профессия, главные инструменты профессии, какими важными качествами должны обладать люди данной профессии т.д. Примеры профессий: художник, тренер по фигурному катанию, продавец, кондитер, учитель и т.д. Вопросы для рефлексии (2мин) - что удалось узнать нового на уроке? – что понравилось? – что не получилось? – с помощью каких инструментом мы научились понимать другого человека? Домашнее задание или Инструкция по использованию инструмента рефлексия «В течение дня в различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Оцените, какое впечатление вы производите? Что он думает о вас? Свои мысли доверьте тетради по психологии». В заключении прочту вам японскую ПРИТЧУ О МУДРЕЦЕ И САМУРАЕ: "Как - то раз один Мудрец переправлялся через озеро в большой лодке. Среди попутчиков был бродячий самурай, ведший себя очень вызывающе. Он хвастался своим умением фехтовать и говорил, что ему нет равных. Вокруг собрались слушатели, но лишь мудрец дремал в сторонке. Данное пренебрежение не могло не затронуть чувства самурая. Он подошел к старику, и потрясая его за плечо спросил: - Слушай, у тебя ведь тоже пара мечей, от чего ты молчишь? На что мудрец спокойно произнес: - Мое искусство и моя школа отличается от вашего, и заключается в том, что бы победить в сражении, и не быть побежденным. Это еще больше разожгло самурая. - Что же у вас за школа? - Это школа "пустых рук" - Тогда зачем же тебе нужен меч? - Он у меня для борьбы с себялюбием, но никак не для убийств. Самурай, сдерживая свое возмущение, воскликнул: - Ты действительно, хочешь сразиться со мной без меча? - А почему нет, - ответил мудрец. Самурай тут же потребовал, чтобы быстрее гребли к берегу, но старик, попросил пристать к какому-нибудь острову, где бы они не привлекали внимание и не имели бы лишних свидетелей. Самурай согласился со стариком. И прежде чем лодка успела пристать к острову, выхватил свой меч, выпрыгнул за борт и стал ожидать соперника…. Старик неторопливо отложил мечи в сторону, сделал вид, что последует за самураем, но неожиданно схватил весло и оттолкнулся от берега. Лодка отплыла, оставив самурая на острове. - Вот такова моя школа "побеждать без меча", - сказал тихо мудрец! Я вам всем желаю во всех трудностях и проблемах взаимоотношений, с которыми вы столкнетесь в жизни, «ПОБЕЖДАТЬ БЕЗ МЕЧА!» Сегодня никто не понимал вас лучше, чем вы сами и поэтому каждый оценивает себя самостоятельно. Поставьте себе отметку и не забудьте пожать лапу нашего друга на прощание. (игрушка)
|