АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ с учащимися 7-8-х классов «Это Я? Это Я… ЭТО Я!!!» Пояснительная записка Подростковый возраст- время, когда ребенок активно осмысливает самого себя, изучает, анализирует, сравнивает себя со сверстниками, формируя в итоге представление о самом себе как личности и члене коллектива. К сожалению, целостная и непротиворечивая картина «Я» выстраивается далеко не у всех подростков. На каждой параллели классов наверняка найдется 3-4 таких подростка, эмоциональный и поведенческий разбаланс которых кроется именно в этой проблеме – рассогласованности, а порой и непринятии отдельных составляющих «Образа Я». Казалось бы, тут и нужно включиться школьному психологу и начать системный тренинг личностного роста, включающий 15-20 занятий. Нужно… да не всегда получается из-за загруженности наших подростков, сложности «состыковать» расписание учащихся разных параллелей. Как быть? Мы предлагаем проводить такую работу на каникулах- в виде одного-двух занятий, проводимых с погружением. Предлагаемое ниже занятие может также войти составной частью в большой арттерапевтический тренинг. Спецификой занятия, проводимого мною, было то, что дети знали друг друга по именам, что позволило сократить этап знакомства и выработки правил. Цель занятия: осознание и коррекция «Образа Я», отреагирование эмоциональных проблем Необходимые материалы: фломастеры, цветные мелки, листы формата А4 и А0 (ватман), аудиозаписи спокойной музыки. Участники: ученики 7-8 классов I. Введение в тренинг Приветствие Добрый день! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Мы заглянем внутрь себя, попробуем осознать, что там происходит, понять и немного изменить самих себя. Я напомню о правилах, которые всегда действуют на наших занятиях: • доверительный стиль общения; • общение по принципу «здесь и теперь»; • персонификация высказываний (говорим не: «все так думают», а «я считаю...»); • искренность в общении; • конфиденциальность происходящего в группе; • опора на сильные стороны личности; • оценивание не личности, а ее поступков. Снежный ком Чтобы вспомнить имена всех участников занятия, сыграем в такую игру: участник, сидящий слева от меня, называет свое имя. Его сосед, называет имя первого участника и свое имя. Третий сосед называет имя первого, второго и свое имя и т.д. до последнего участника II. Настройка, включение в работу Каракули А) Возьмите карандаш, фломастер или мелки, за¬кройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые ли¬нии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайте движе¬ния руки. Можно просто «калякать». Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это. Б) Теперь возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цве¬та, который соответствует вашему настроению в данный мо¬мент, и снова нарисуйте каракули, только теперь с открытыми глазами. Подойдите к любому из участников группы со своим рисунком и предложите дополнить его, чтобы получилось узна¬ваемое изображение. В) Теперь участники группы сядут в круг. Внутри круга на полу мы разложим рисунки, чтобы их мож¬но было рассмотреть. Желающие, пожалуйста, расскажите о спонтан¬ном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении. На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необ¬ходимо проявить сочувствие и сопереживание другому челове¬ку. В подростковых группах важно использовать воспитательные воз¬можности таких ситуаций. III. Основная часть Рисуем имя А) Встаньте в круг, посмотрите в глаза друг другу. Найдите глаза человека, с которым вам было бы приятно сейчас работать. Возьмите друг друга за руки и в течение двух-трех минут по¬ходите по кабинету, выберите наиболее комфортное для себя место. Б) Сейчас вы будете работать в парах с поочередным обменом ролями: ведущий - ведомый. Сначала веду¬щий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, будучи его зеркальным отражением, повторяет его движения. Важно поста¬раться воспроизвести не только движения, но и чувства, переме¬ны настроения. В) Теперь работаем индивидуально: 1. Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим по¬черком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя рука¬ми одновременно. 2. Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево, печатными и прописными буквами разного размера. Поду¬майте, изменился ли образ имени, какие чувства это вызывает? 3. Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка. 4. Закройте глаза и представьте наиболее приятный из возни¬кавших образов вашего имени, сделайте еще один вообра¬жаемый рисунок в пространстве. Запомните этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки. Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет вас этим именем. 5. Изобразите свое имя на листе бумаги. Г) поделитесь своими ощущениями от этого этапа работы Автопортрет-шарж А) На альбомном листе нарисуйте свой автопортрет. Сейчас вам не нужно добиваться портретного сходства – рисуйте портрет-шарж. Подумайте, какие наиболее яркие черты есть у вас. Нарисуйте себя так, чтобы эти черты стали очевидны всем смотрящим на портрет. Б) Представьте свой автопортрет группе. Расскажите, что вы хотели показать своим рисунком. Участники группы, прокомментируйте портреты товарищей. Что вы увидели в их рисунках? Согласны ли вы с тем, как рассказчик видит себя? А может быть, вы хотите что-то дополнить в его рисунке? Мое новое «Я» А) Еще раз вглядитесь в свой автопортрет. Представьте, что вы – художник, смотрящий на портрет очень знакомого вам человека. Все ли вам нравится в этом портрете? Может быть, какие-то черты этого человека вас не совсем устраивают? Вы не просто художник. Вы – художник-волшебник. Измените свой портрет так, чтобы сделать героя картины лучше. Возможно, вы что-то добавите в рисунке, а может быть, что-то уберете. (Особо тревожным подросткам следует подсказать возможные варианты: например, перерисовать руки, сделав их длиннее или вытащив из карманов; добавить улыбку, кокетливый бантик, нарисовать рядом друга и т.п.) Б) Расскажите о результатах своей работы товарищам. (Стоит отметить, что не следует настаивать, чтобы о результатах работы рассказали все. Тревожным или застенчивым детям важнее индивидуально с психологом проработать над изменением себя, не рассказывая всех тонкостей группе.) В) Вырежьте получившийся портрет. Коллективный рисунок А) Вы создали сейчас новый образ своего «Я». Давайте отпустим его в самостоятельную жизнь. Сейчас на листе ватмана мы все вместе сделаем картину «Территория моей радости» - это то место, где счастливо живет ваш новый человечек. Представьте это место, где вам - новому хорошо. Что это за место? Чем вы там занимаетесь? Есть ли там рядом другие люди? Создайте коллективный рисунок, основу которого составят ваших вырезанные автопортреты, а что будет вокруг- подскажет ваша фантазия. Обязательное условие: над картиной одновременно должны работать все участники занятия Б) Обсуждение получившейся картины IV. Завершение занятия «Прощай» А) Наше занятие подошло к концу, и мы расстаемся. Чтобы нам легче было проститься, давайте сделаем так: пусть каж¬дый сосредоточится на том, что он здесь получил. Подумайте несколь¬ко минут над следующим вопросом: какой опыт я получил в этой группе и как он поможет мне справляться с проблемами в жизни? Закройте глаза и не открывайте их, пока не найдете ответа на этот вопрос. Поделитесь с другими своими мыслями. Б) Все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с груп¬пой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать в течение занятия. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь. В) Благодарю всех за плодотворную работу! Андронова Ольга Ефимовна, педагог-психолог ГУ СОШ №29 «Пальмира», г. Семей olgandr74@yandex.kz
|