Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Успех журнала

Интервью с главным редактором
“Журнала практического психолога” Лидерсом А.Г.

Периодических изданий по психологии не так уж много, но вряд ли можно встретить психолога, который читал бы их всех. А вот “Журнал практического психолога” знаком, наверное, всем психологам-практикам. Не случайно он получил в прошлом году “Золотую психею” в номинации “Лучший проект 2000 года в практической психологии”. Сегодня у нас в гостях главный редактор журнала кандидат психологических наук Александр Георгиевич Лидерс

С чего начинался “Журнал практического психолога”?

Примерно лет 12 тому назад я познакомился с Виктором Колесниковым, который только-только организовал городской психологический центр в Обнинске. Он уже тогда начал издание методических пособий для практических психологов и печатал их в Обнинской типографии. Там же печатало свои психологические пособия некое московское издательство “Фолиум”, с директором которого Алексеем Шикуновым я тоже позже познакомился.

Я к тому времени имел опыт не только практической психологической работы — консультирования и тренингов, — но и подготовки практических психологов на кафедре возрастной психологии МГУ, где я работаю, а также опыт издания журнала: мы с Колесниковым выпустили несколько номеров журнала “Детский практический психолог” под редакцией Ирины Владимировны Дубровиной.

В сотрудничестве с Шикуновым в какой-то момент и родилась эта идея — издавать свой, новый психологический журнал. Он родился в 1996 году, первый номер вышел в марте-апреле, в то же время мы и зарегистрировались в Госкомпечати.

Как развивались события дальше?

Первый же год нам принес большие трудности. К несчастью, зимой 1997 года наш издатель — директор издательства “Фолиум” Шикунов — погиб, причем вместе с его гибелью исчезли в компьютере два номера журнала. И журнал был на краю пропасти. Нам пришлось собраться и повторить эти два номера

Дальше мы “пошли” самостоятельно, уже не опираясь на конкретное издательство, а рассчитывая на своим силы и на договорные отношения с различными издателями.

Для кого вы делали журнал?

С самого начала издание замышлялось как журнал методического обеспечения для широких кругов практических психологов. К сожалению, в дальнейшем пришлось эту концепцию модифицировать и уточнять нашу специализацию.

Почему “к сожалению”?

Оказалось, что очень трудно делать журнал, который одинаково пригоден для практических психологов, работающих в системе МВД, в детских садах, в службе занятости, в налоговой службе и, конечно, в школе.

Конечно, у них есть общие интересы. Но, по-видимому, будущее за более специализированными изданиями, учитывающими специфику практической психологии в каждой области деятельности.

Поэтому очень быстро журнал поменял свое кредо. Удивительно, но самое большое достижение “Журнала практического психолога” состоит в том, что специализированные тематические странички, а потом и отдельные номера журнала “кристаллизуются” и превращаются в более специализированные самостоятельные практико-ориентированные журналы.

Кроме самого “Журнала практического психолога”, таких изданий четыре: “Семейная психология и семейная психотерапия”, “Психология зрелости и старения”, “Психолог в детском саду” и “Психология и школа”. Последний из них мы хотели назвать “Психолог в школе”, но Госкомпечати решил, что это слишком похоже на “Школьный психолог”. То название, которое прошло, нас устраивает, но потребует изменения концепции.

А вы не боитесь, что ваш журнал распадется на много маленьких и перестанет существовать как единое целое?

Есть такая опасность. Она осознавалась каждый раз, когда мы создавали новый журнал. И мы каждый раз предпринимали усилия, чтобы сохранить читателей из соответствующих областей практики, уточняли свою концепцию… и опять искали в себе новые “почечки”, новые “веточки”, из которых могли бы вырасти новые журналы. Пока дна не видно.

А есть ли в принципе та общая для всех суть, которая могла бы стать основой журнала, общего для всех психологов-практиков?

Мне кажется, что есть. Но ясно, что это не теория. Теория — удел журнала “Вопросы психологии”. А наш со временем может превратиться во что-то типа “Российская психология today”. Но до этого еще очень далеко.

Сколько у вас читателей?

Мы начинали с тиража в две тысячи экземпляров, быстро выросшего до трех тысяч и упавшего в печально знаменитом 1998 году до тысячи. По сегодняшним временам это вполне неплохо, тем более, что рядом с нами есть еще журналы, о которых я уже говорил. Их тиражи меньше, но это удел всех специализированных изданий. Например, великолепный журнал “Психология зрелости и старения” имеет сейчас от 300 до 400 подписчиков. Мы относимся к этому спокойно.

Часто “Журнал практического психолога” называют журналом Лидерса. Как вы к этому относитесь?

Мне приятно это слышать. С самого начала журнал не представлял никакой психологической организации — ни институт, ни факультет, ни общественную организацию. Но когда он создавался, надо было на что-то опереться. Нам удалось опереться — не хотелось бы казаться нескромным — но все-таки на некоторый мой личный кругозор, уровень знакомств, на то, что по свои научным и профессиональным интересам я много езжу по России, хорошо знаком со многими ведущими психологами страны. Поэтому некая инфраструктура, на которую опирается журнал, создана мною и моими ближайшими коллегами.

Как вы подбираете материалы?

Мы открыты и демократичны. Наши материалы, в первую очередь, это статьи читателей. Когда я бываю в различных психологических вузах, я с удовольствием предоставляю возможность публикации их сотрудникам.

А если мы готовим специализированные номера, то заказываем статьи. Более того, в этом случае мы испрашиваем разрешение на публикацию тех материалов, которые вышли до этого в малотиражных изданиях.

Часто ли вы отказываете в публикации?

Очень редко. Таких случаев было меньше, чем у меня пальцев на руках. Либо это были не очень профессиональные статьи, либо, с нашей точки зрения, абсолютно не относящиеся к практике.

А кто решает, принять статью или нет?

Это решаю я, если только у данного номера нет приглашенного редактора. Журнал в последнее время все чаще приглашает редактора для специализированных номеров. Конечно, я остаюсь главным редактором, мы обсуждаем все материалы, но, в конечном счете, подбор авторов и принятие решений — его прерогатива.

Есть ли какие-то содержательные или формальные требования к статьям?

Есть, но повторюсь: журнал очень демократичен. Я готов иногда поместить слабую статью, но присланную психологами из глубинки.

Редактируете ли вы статьи?

Да, как в научном плане, так и в литературном.

Представьте себе идеальную статью, которую вы мечтаете опубликовать у себя. Какой бы она была?

На этот вопрос трудно ответить… Я отвечу названиями двух статей, которые я готов заказать конкретным лицам: “Как я стал деканом факультета психологии” и “Как я не стал деканом факультета психологии”. Это были бы очень интересные статьи, и они бы украсили любой журнал. Если ваш читатель прозорлив, то он даже догадается, кому бы я их заказал. Хотя таких потенциальных авторов — несколько!!!

А кто ваши любимые авторы?

Наверное, это те, кто печатается в журнале чаще других… У нас часто печатаются Яков Обухов из Москвы, Евгений Волков из Нижнего Новгорода, Елена Сапогова из Тулы, Евгений Трунов из Перми. Их статьи всегда интересны, и для них в журнале всегда найдется место.

В то же время мы ищем и совершенно новых авторов. Журнал ни в коем случае не осознается как московский, авторов из разных городов России в нем заметно больше, чем москвичей. И мы очень рады этому.

Как вам удается выдерживать график выпуска?

Год на год не приходится. Бывают трудности. Например, в прошлом году, в середине года мы приняли непростое для нас решение о переходе с 12 выпусков в год на 6. И дело не в отсутствии материалов, а в организационных и финансовых трудностях, которые у нас время от времени появляются. Но зато с этого момента график стал соблюдаться гораздо четче.

Каковы ваши планы?

В ближайших планах номер, посвященный 100-летию со дня рождения П.Я.Гальперина. Это дань уважения к Учителю, ведь в научном плане журнал базируется, конечно, на школе факультета психологии МГУ и даже точнее — кафедры возрастной психологии, которую 30 лет назад создал Гальперин.

Практически готов номер, посвященный юбилею Роджерса. Он сделан в необычной форме обсуждения двух статей Николая Козлова, который спорит с Роджерсом. А ведь хоть Роджерсу сто лет, но он жив и жива его гуманистическая психология. Поэтому другие авторы этого номера спорят с Козловым, и очень остро!

Следующий номер, видимо, будет отдан на откуп психологам и психотерапевтам из Санкт-Петербургского Восточно-европейского гештальт-института.

Наконец, готов и уже лежит в “портфеле” тематический номер, посвященный клинической психологии и психотерапии. Таких номеров было уже четыре. Это пятый. Похоже, пора “отщеплять” от себя еще один слой практической психологии. Мы ведем переговоры с потенциальным главным редактором, и надеемся, что он сможет сплотить вокруг себя нужный коллектив. А чисто технически, издательскими вещами — редактирование, макетирование, издание — мы ей поможем. И если бы через год-два этот журнал встал бы на ноги — это было бы просто здорово.

Мы решились со следующего года издавать еще один журнал, который будет называться “Психология в вузе”. Это будет журнал методического обеспечения преподавания психологии в вузах и в учреждениях послевузовского образования.

Вы сказали, что в процессе развития журнал “уходит” от методических материалов. С другой стороны, вы по-прежнему ориентируетесь на практику. Как эти две тенденции у вас уживаются?

Практики нуждаются в обсуждении опыта своей работы, и мы предоставляем им такую возможность. Мне кажется, что собственно методическим обеспечением практических психологов должны заниматься специализированные издательства, и, слава богу, они есть. Гораздо интереснее для журнала будет обзор методик, их критика, обмен опытом их применения. Журнальные формы — это критика, дискуссии, анонсы, интервью, составление рейтингов, и мы всем это будем использовать.

Остались ли нереализованными какие-нибудь задумки?

Конечно, их много… Например, уже года два мы обсуждаем возможность создания некоторых номеров “Журнала практического психолога”, полностью посвященных знакомству с конкретными ныне здравствующими практическими психологами. Федор Василюк, Алла Спиваковская, Елена Соколова и многие другие достойны того, чтобы им посвятить целый номер журнала. Там могли бы быть интервью, биографическая справка, библиография основных работ, серия статей данного психолога, его учеников, критика, дискуссия и т.д. Мне кажется, это интересная журнальная форма работы. До сих пор мы это реализовать не смогли, но сделаем обязательно.

Наконец, есть задумка дайджестов журнала для читателей из ближнего зарубежья. Например, идет работа с Алма-Атой — они готовы начать издавать свой русскоязычный психологический журнал сначала в виде дайджестов нашего журнала… Прекрасная идея, обязательно реализуем ее в будущем.

Беседовал Марк САРТАН (газета "Школьный психолог", 2002)

 

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-04-22)
Просмотров: 2972 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru