Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
« Совсем не детские проблемы…» Воспитатель класса предшкольной подготовки, психолог оош 134 Рыжова Елена. В последние годы в педагогических кругах часто слышны разговоры о наличии у наших детей одинаковых стартовых возможностях. Что же такое – одинаковые стартовые возможности и возможно ли их создание в нынешних условиях? Рассмотрим начальный этап детства – младенчество. Одинаковыми ли дети рождаются? Можно однозначно сказать – нет. Каков процент с патологиями, сколько процентов детей из неблагополучных детей7 Каков процент матерей, которые курили, употребляли алкоголь. Психологи утверждают, что запланированность или желанность ребенка, течение беременности имеют огромное значение при формировании личности в дальнейшем. Из перинатального центра ребенок попадает домой. Здесь существуют большие различия в уходе за ребенком. Одни окружены заботой, постоянно слышат ласковый голос. Кругом все стерильно, масса игрушек. Мать полноценно питается, благодаря этому ребенок получает необходимый набор необходимых витаминов и микроэлементов в виде грудного молока. Вовремя начинается прикорм. Бесконечный тактильный контакт с малышом способствует формированию нейронных связей, что в дальнейшем будет помогать развитию мелкой моторики, а это за собой в свою очередь потянет за собой развитие речи. Все это - взаимосвязанная цепочка. Другие дети, попав ни в такие благоприятные условия, обделены вниманием и лаской, редко слышат материнский голос. Вследствие чего позже узнают мать и позже начинают гулить. Питание у таких детей значительно хуже, т.к. курящая или пьющая мать наносит вред ребенку. Для такого типа семей характерны такие факторы как нарушение режима дня, отсутствие необходимого ухода за ребенком. Заканчивается период раннего детства, и дети снова находятся ни в одинаковых условиях. У одних развитие соответствует возрасту, у других – отстает. Многие матери стараются как можно раньше выйти на работу, тем самым оставляя ребенка на няню, бабушку, а то и как придется. Маленький ребенок – это счастье. Счастье видеть его. Гладить, разговаривать, играть с ним. Видеть просто как малыш растет, ежеминутно изменяясь. Ведь все в жизни неповторимо. Так почему женщины торопятся на работу, отказываясь от такой великой радости – растить своего ребенка? Этому есть одна причина – незащищенность материнства и детства. В советские времена охват дошкольным воспитанием составлял 100%. Дошкольные учреждения делились на два типа: детский сад и ясли-сад. В ясли-сад принимались дети с двух месяцев. Ясельные группы существовали и при детских садах, почти в каждом деском саду была круглосуточная группа, т.е. дети могли находиться там всю рабочую неделю. Плохо это или хорошо это другой вопрос, но каждая семья или мать имели выбор. Все дошкольные учреждения тоже были разными. Одни содержало государство, другие были ведомственными, т.е. находились на балансе крупных предприятий. Цель государства была – растить здоровое поколение. И оно росло здоровым с ранних лет. В те годы действительно можно было говорить о наличии одинаковых стартовых возможностей у детей. Все посещали д\с, получали сбалансированное разнообразное питание соответствующее возрасту. Соблюдался режим дня, использовались закаливающие процедуры. Осуществлялось и целенаправленное обучение. В некоторых детских садах были логопедические группы. Систематический медицинский контроль осуществлялся опытной медсестрой. Каждый день в д\с приходил педиатр. Дошкольное учреждение , было неким государством в государстве. Там царили для всех одинаковые законы и порядки. Существовала единая типовая программа воспитания и обучения. Государство строго контролировало соблюдение санитарных норм, выполнение абсолютно всех правил и программ. Государство получало качественный «поделочный материал», школа – способных детей, т.к. в д\с закладывалась основа всей системы обучения – фундамент. Далее школа возводила на «качественном фундаменте» дом. Школа имела возможность именно учить, т.к. в школу приходили уже воспитанные, организованные, с каким-то запасом знаний дети. На сегодняшний день система образования не имеет никакого фундамента на котором возможно возвести стены. Бесконечные попытки изменить программу, учебники, сетки часов, оплату учителей, контроль за усвоением учебного материала – ПГК, ЕНТ не приносят желаемых результатов. Отдельно хочется взять для примера классы предшкольной подготовки, мини-центры. Их цель – подготовить детей к школе. Но может ли здравый человек объяснить: как за восемь месяцев с пятидневной неделей, с учебной нагрузкой в 24 часа в неделю возможно заполнить все пустоты и прорехи в воспитании и обучении. Воспитатели, работающие в предшколе тоже делятся на две полярности. Одни – чистые «дошкольники», знающие работу в д\с, пытаются хоть как-то приблизить пребывание в школе к комфортным для детей условиям. Другие – учителя начальных классов, взявшие «нулевиков» как довесок к основной работе. Эти готовят детей на перспективу. Перспектива – взять на следующий год этот же первый класс. Учителя учат, учат так, что развивается невроз. Ну не развита у ребенка мелкая моторика, не может он в пять лет писать буквы и слова. А учителю надо чтобы он научился, т.к. программа в первом классе сложная. И учат, задавая домой по две страницы крючков и палочек. У ребенка развивается отрицательное отношение к школе, страхи. Да, есть некоторая доля детей посещавших д\с. У них развиты память, речь, логическое мышление, заложены правила поведения, они организованны. Учить таких детей легко. Вторая малочисленная категория детей – это дети состоятельных родителей. Они с двух лет учат английский, с трех - занимаются танцами, посещают бассейн, логопеда, дома – няня с педагогическим образованием. Эти дети развиты не по годам. Из них получатся способные ученики, которые заполнят гимназии. Благодаря капиталовложениям родителей гимназии будут давать хороший результат. Третья категория детей, самая большая. Это - дети рядовых родителей, не дождавшихся очереди в д\с. Они усвоили и освоили где-то, что-то и как-то, ведь не каждый родитель имеет педагогическое образование. А порой у родителей нет времени. Четвертая группа – неблагополучные дети. Такие дети – источник бесконечных проблем для учителей, администрации. С начальной школы они устанавливаются на контроли и всевозможные учеты. К их теперь уже перевоспитанию привлекают психолога, соцпедагога школы. Но смею уверить - эти меры малоэффективны. Школа не имеет механизмов воздействия на нерадивых родителей, а проводимая бумажная «работа» не приносит результата. Как пили родители, так и пьют. Как ходил ребенок в школу в неопрятном виде, так и ходит. Разрушив систему дошкольного воспитания, обществу предложен этакий суррогат, состоящий из разнообразных методик, программ и форм обучения. Зачастую это не соответствует возрасту, не учитываются особенности детей. Из всего сказанного отмечу, что создание одинаковых стартовых возможностей для детей под силу только государству. Да, это дорого, очень дорого. Это не принесет сиюминутный доход, как нефть. Но дошкольное воспитание – это основа всех основ. Это тот фундамент, на котором возведется крепкое здание – патриотизм, любовь к Родине, конкурентноспособность. Дошкольное воспитание - это хорошо вспаханное, удобренное поле, согретое солнцем. В эту землю уже заложены семена и государству гарантирован хороший результат. На сегодняшний день мы имеем брошенное на произвол всевозможных новаторов дошкольное детство – это поле, которое надо засевать – образование. Но что делать: лишь небольшая часть вспахана и удобрена, семян мало, да и качество сомнительно. Что в результате мы получим? Какие дивиденды? Для того чтобы что-то поучить, надо сначала вложить. Какой смысл пытаться громоздить разнокалиберные кирпичики, когда нет фундамента, все рушится? Я хочу привлечь к этой огромной проблеме родителей, учителей, психологов, медиков – общество. Ведь только от нас зависит будущее наших детей. | |
Просмотров: 2107 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|