Коррекционно-развивающее занятие «Кукла Маша» Цели: - развивать способность осознавать свое настроеиие, чувства, эмоции; - развивать способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами, настроением других людей: - создать условия для самостоятельного выбора средств и способов выражения настроения и эмоций; - развитие сплоченности, чувства коллективизма, умения сопереживать. Место проведения: игровая комната. Оборудование: Музыкальное оснащение, клубок, кукла Маша, лото настроений, раскраски, цветные карандаши, наборы «Лото настроений» и цветной бумаги в форме человечков, панно «Домик настроений». ХОД ЗАНЯТИЯ. I. ПРИВЕТСТВИЕ. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашей игровой комнате. Я думаю, мы прекрасно проведем время, играя в разные интересные игры. А вот во что мы будем играть сегодня – большой сюрприз! Упражнение «Волшебный клубок». Цель: сплочение группы, настрой детей на положительное взаимодействие. Ход: П. передает клубок ниток ребенку, наматывая на палец и произнося доброе пожелание. Затем клубок передается по кругу, пока очередь не дойдет до психолога. - Волшебный клубочек соединил и подружил нас всех, собрал вместе. А когда мы вместе – мы сила, мы становимся сильнее, умнее, лучше. Поэтому очень важно никогда не ссориться, а жить дружно. II. РАЗМИНКА. Игра на внимание «Слушай хлопки». Цель: развитие активного внимания. Ход игры: Дети встают в круг. Внимательно смотрят на преподавателя. Когда он хлопает в ладоши один раз – нужно принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны), два хлопка – поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка – просто ходьба на месте. III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 1. Игра-беседа “Кукла Маша” (как можно узнать настроение человека). - Ребята, посмотрите, какую куклу мне принесли. Сказали, что ее зовут Маша, но мне так и не удалось с ней познакомиться. Как вы думаете, почему? Кто догадался? (нет лица). - Правильно, ведь у Маши нет лица. Наверное, было бы здорово, если бы мы с вами придумали и нарисовали Маше лицо. Но для начала, давайте подумаем и вспомним, какие бывают лица? Какое настроение они могут выражать? (грустное, веселое). - Посмотрите на эти картинки и скажите, чем они отличаются? (показ пиктограмм с изображением эмоции грусти и радости). - А почему бывает грустно, ИМЯ? - Если тебе грустно, плохо, ИМЯ, как ты себя ведешь? - А если у твоего лруга, соседа по парте, ИМЯ, плохое настроение, как ты это заметишь? - Ребята, а как можно спросить о причине плохого настроения? - А можно это настроение как-нибудь поднять? - Как вы узнаете, что у кого-то хорошее настроение? Отчего оно бывает? Вывод: - Очень важно, ребята, уметь определять настроение свое и других людей, быть внимательными, добрыми, вовремя приходить на помощь тем, кому грустно и плохо. - Итак, очень многое нам может подсказать выражение лица. Игра «Лото настроений». Цель: научить определять эмоциональное состояние. Оборудование: пиктограммы и наборы картинок с различными эмоциями (грусть, радость, злость, обида). Ход игры: П. показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Дети называют ее, а затем отыскивают в своем наборе такую же. Психогимнастика «Превращение в животных» Цель: развитие творческого воображения, способности к самовыражению. - В этой игре вы будете превращаться в животных и показывать, что они чувствуют, какое у них настроение. Покажите: - улыбнитесь, как кот, который довольный лежит на солнышке и греется; - позлитесь, как серый волк, который остался голодным; - испугайтесь, как зайчик, который в страхе прячется от волка; - изобразите довольного медведя, который съел целую бочку меда; - устаньте, как муравей, который притащил большую тяжелую ветку; - покажите сердитого льва; - грустного гадкого утенка, которого никто не любит; - гордого жирафа, который считает себя самым красивым; - радостную мартышку, которая весело прыгает по деревьям. Продолжение игры-беседы «Кукла Маша» - Ребята, мы с вами совсем заигрались и забыли о кукле Маше, которая до сих пор не имеет лица. - Давайте вспомним, какие бывают лица (показ пиктограмм). Как вы считаете, какое лицо хотелось бы иметь Маше? - А теперь возьмите свои шаблоны (с изображением Маши) и нарисуйте ей лицо. Такое, какое вы бы хотели видеть. А я сделаю это на кукле. - Посмотрите внимательно, чего еще не хватает на наших рисунках? (черно-белое изображение). - На следующем занятии мы обязательно раскрасим Маше одежду, а сейчас давайте вспомним, какие бывают цвета, какие мы считаем грустными, а какие веселыми? Участники берут из конвертов образцы цветной бумаги в форме человечков и раскладывают их на две группы: веселые и грустные, осуществляя само- и взаимоконтроль. - Какими цветами вы хотели бы раскрасить машину одежду? (Дети называют цвета). Упражнение «Домик настроений» - А сейчас выберите из этого набора человечка, цвет которого соответствует вашему сегодняшнему настроению, и поместите его на наш «Домик настроений». IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рефлексия прошедшего занятия. - Мы сегодня хорошо отдохнули, а теперь, давайте постараемся вспомнить, в какие игры мы с вами играли? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось? В какие игры вы хотели бы поиграть снова? - Для чего нужно правильно уметь определять настроение другого человека? - Всегда приятно общаться с людьми, у которых хорошее настроение. От этого и нам становится веселее. Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы настроение всегда было хорошим? (не ссориться, не драться, не ругаться, не обзывать друг друга, уважать и т.п.) РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ. Упражнение “Доброе животное” Цель: развитие групповой сплоченности, произвольного внимания, релаксация, снижение мышкчного тонуса. Ход: все участники стоят в кругу, держась за руки. - Теперь мы поиграем с вами в игру, которая называется «Доброе животное». Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – делаем шаг вперед, выдох – шаг назад. Наше животное дышит ровно и спокойно. А теперь давайте послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. - Наше занятие окончено. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и пусть у всех у нас будет хорошее настроение.
|