СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» И НЕ ПОТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ?» Цель тренинга: ● формирование персональной ответственности каждого участника за собственное поведение в критических ситуациях; ● формирование умений противостояния попыткам манипулирования и способности к самостоятельному выбору; ● знакомство с неотъемлемыми правами личности и навыками уверенного поведения через умение отказывать; ● расширение поведенческого репертуара в ситуациях группового давления сверстников. Ассоциативный образ: луковица. Центральное переживание : «И все мы врозь» Методическое оснащение: прохладительные напитки, одноразовые стаканы (по числу участников), плакат ос определением понятия «Манипуляция», бланки теста «Насколько вы подвержены чужому влиянию?», памятки «50 способов сказать нет», плакат «Билль о правах личности». Временной формат: 1 час 30 минут. Ход тренинга: № Этапы тренинга Цель Содержание Время 1. Ритуал приветствия. Вводное слово ●Упражнение «Тайм- шер» ● Тест «Насколько вы подвержены чужому влиянию?» Актуализация проблемы группового давления и манипулирования. Исследование способа взаимодействия личности и группы. Ведущему предстоит выполнить процедуру манипулирования, применяемую продавцами так называемых «тайм - шеров» - домов, сдаваемых во временное пользование для отдыха. Для создания свободной обстановки ведущий начинает разговор с нейтральной темы (погода, спорт, как я провожу время…). Проводится поочередное завершение участниками фразы «Больше всего я люблю отдыхать в …(время года)». Вопросы: - назовите по кругу город, где бы вам хотелось бы побывать? - хотелось ли бы иметь там собственный дом? Если бы вы оплачивали туристическую поездку, то какую форму оплаты использовали: наличную, безналичную, кредитные карточки (ответы участников). Приложение 1. Определение понятия «Манипуляция». Манипуляция имеет целью формирование у другого человека намерений, не совпадающих с его реальными желаниями – это вынуждение другого поступать так, как это нужно манипулятору, при этом тот, кем манипулируют, считает, что действует самостоятельно. Как известно группа сверстников может оказывать большое влияние на каждого из вас. Сегодня вы узнаете о разных способах отказаться делать что-то, что вы не хотите делать, оставаясь при этом верным самому себе и тем вещам, в которые вы верите. Приложение 2. 10 мин 10 мин 2. Разминка – энерджайзер. ● Упражнение «Очередь» Раскрепощение участников группы, настрой на работу. Необходимо поделиться на две команды: одна – очередь, другая – эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу. Обсуждение: - какие чувства возникают в момент отказа? - в чем основная трудность отказа? Попросить участников вспомнить ситуацию, в которой кто- то попросил их сделать что-то, что они не хотели. Что при этом чувствовали? В нашей жизни нам часто необходимо от чего- то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины, потерей своего положения в своей группе. 5 мин. 3. Основной блок упражнений. ● Ролевая игра «Вечеринка». ● Работа с плакатом Билль о правах личности. ● Моделирование ситуаций «Я умею отказать» (работа с памяткой «50 способов отказа»). формирование персональной ответственности каждого участника за собственное поведение в критических ситуациях, проживание ситуации. расширение поведенческого репертуара в ситуациях группового давления сверстников. Приложение 3. Часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других. Но вы имеете право не объяснять причины. Вы имеете право: - иногда ставить себя на первое место; - просить о помощи, когда она необходима; - протестовать против несправедливого обращения или критики; - иметь свое собственное мнение или убеждение; - говорить «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»; - побыть одному, даже если другим хочется вашего общества. Вы никогда не обязаны: - быть безупречным на 100%; - следовать за всеми; -извиняться за то, что вы были самим собой; - мириться с неприятной вам ситуацией; - жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было. Необходимо разбиться на тройки. Один из вас будет человеком, который хочет предложить своему партнеру сигарету. Второй – человек, не желающий курить, он отказывает одним из способов, предложенных в памятке «50 способов сказать НЕТ». Третий участник – наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать. Проиграйте ситуацию отказа. Обсуждение: - что увидел наблюдатель? - какой способ использовал отказывающий? - насколько эффективен был данный способ? - трудно ли было отказывать. АЛГОРИТМ ОТКАЗА: 1. Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча + пойдем лучше в кино завтра!») 2. Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь мне не хочется пойти + хочется, но не могу!») 3. Анализ ситуации, почему группа хочет, чтобы ты согласился с предложением («Вам, наверное, интересно узнать мои музыкальные вкусы?»). 10мм 10 мин 15 мин 4. Рефлексия. Эмоциональные и интеллектуальные приобретения участников группы Обсуждение вопросов: -нужна ли мне группа, если она принесет мне не пользу, а вред?; - кто в группе несет ответственность за мое будущее, здоровье, социальный статус? 10 мм Приложение 1. Иметь дом в каждом из этих мест не так уж и сложно и не так уж дорого. Допустим, что небольшой дом в некоем городе или стране стоит 200 тысяч долларов. Однако, если вы покупаете его не на 20 лет, а на один год, цена сокращается в 20 раз. Если же вам в течение года дом нужен только на один месяц, то сумму нужно разделить еще на 12. Если же вы планируете отдыхать в течение года только две недели, то вам нужно заплатить всего 416 долларов. После этого в течение 20 лет ежегодно вы можете приезжать в этот дом – он целиком ваш на две недели. Не нужно платить за дорогую гостиницу или снимать чужую квартиру. В вашем распоряжении целый дом. - не правда ли выгодно? - хотели бы вы иметь такой вариант? Как правило, участники дают утвердительные ответы. Затем ведущий спрашивает, не хотелось бы присутствующим прохладительный напиток, и предлагает его желающим. Он завершает свое выступление сообщением. Это предложение действует только сегодня. Если вы в состоянии заплатить именно сейчас, заключив со мной договор, то вы получите 50 % -ную скидку и право на временное пользование домом в Сочи всего за 200 долларов. Кстати в параллельном классе согласились уже три человека и очень довольны. После небольшой паузы, во время которой можно снова предложить прохладительный напиток, ведущий объясняет, что именно сейчас происходило и предлагает обсудить ситуацию. Обсуждение: - приходилось ли вам в действительности сталкиваться с подобными предложениями? - согласились ли бы вы на подобное предложение?- возникало ли у вас ощущение, что вами управлять? Если - да, то почему? Ведущий разъясняет суть осуществленных приемов манипулирования: - вопрос о наличии кредитной карточки косвенно свидетельствует о платежеспособности клиента; - продавец тайм- шерных услуг не говорит о качестве дома, как далеко от моря он расположен, есть ли в нем необходимые удобства; - не говорит о том, сколько стоит проезд к дому. - упоминание о том, что в параллельном классе уже сделали покупку (провокация «как все»). Очень часть люди покупают ненужные им вещи, вкладывают деньги, принимают участие в лотерее и делают много других действий, по инициативе окружающих, теряя при этом деньги, здоровье, и многое другое. Продавцы в подобных ситуациях используют «манипуляции». «МАНИПУЛЯЦИЯ - это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора» Приложение 2. ТЕСТ «НАСКОЛЬКО ВЫ ПОДВЕРЖЕНЫ ЧУЖОМУ ВЛИЯНИЮ?» 1. Когда вам захочется сказать что- то неприятное, задумываетесь ли вы над тем, что можете обидеть собеседника? да нет 2. Когда вы опаздываете в школу, стараетесь ли вы войти так тихо, чтобы вас не заметили? да нет 3. Просите ли вы товарища сделать за вас то, что вы боитесь сделать сами? да нет 4. В спортивных или настольных играх считает ли вы, что лучше честно проиграть, чем нечестно победить? да нет 5. Когда вы пытаетесь над кем- нибудь подшутить, сразу ли человек понимает, чьих это рук дело? да нет 6. Можете ли вы сказать заведомо неправду, чтобы спровоцировать человека на откровенность? да нет 7. Умеете ли вы в школе списывать у соседа так, чтобы он ничего не заметил? да нет 8. Всегда ли вы находите способ, чтобы получить то, чего вам очень хочется? да нет 9. Умеете ли вы схитрить так, чтобы никто не заметил? да нет Ключ к тесту: Поставьте себе один балл за положительные ответы на вопросы 2,3,5,6,7,8,9 и один балл за отрицательные ответы на вопросы 1,4. Результаты: Более 6 баллов: Вы обладаете огромным запасом хитрости. Нет ничего, чего бы вы не могли добиться. Вас не проведешь! Но хитрость и недоверчивость часто ведут к неискренности и доле неоправданного недоверия в общении с людьми. Наверное, можно иногда быть чуть- чуть более открытым. 3 - 6 баллов: Вы безусловно умны, обмануть вас нелегко. Вы не любите говорить неправду, что хорошо. Откровенность сближает людей. Менее 3 баллов: Вы, к сожалению, весьма наивны, и вас легко ввести в заблуждение. Наверное, вы часто бываете, рассеяны, и эти даете повод для шуток своим знакомым.
|