Конспект урока из авторского УМК М. А Лапиной ( лиц. № 1133, от 30.04.2010г. ) Тема: Как учить? Что учить? Осмысление или « зубрёжка» Цветовые ассоциации. Цель: довести до сознания учащихся, что процесс осмысления информации – единственно верное решение в понятии и принятии любого источника информирования; создать ситуацию внутреннего душевного равновесия и стабильного эмоционального состояния на фоне цветовых ассоциаций-ощущений; овладение степенью концентрации умения определенной системы создания поочерёдных ступеней, поэтапного осмысления информационных источников. Материал : рабочая тетрадь, маркеры, цветовые полоски ( 1см х 3 см), цветные ручки, листы, музыкальное сопровождение. 1. Психотехническое упражнение— релаксация « Гармония цвета» Цель: выбор цветовой гаммы для гармоничного и позитивного настроя на работу психических процессов на фоне ассоциативного цветового восприятия, с целью полного и всестороннего охвата определенных центров на уровне осмысления и упорядочения информированного источника. Инструктаж Звучит музыкальное сопровождение ( У.Григ « Утро»). Учащиеся под музыку и словесное сопровождение, выполняют заданные упражнения с представлением определенной цветовой гаммы и фиксируют своё представление-ассоциацию на листах цветными ручками. Словесное сопровождение Закройте глаза и представьте. Лес. Тишина. Вы – в центре чистоты, гармонии и единства. Легкое дуновение ветра – освежает Ваши мысли и воспоминания; Ваша память воспроизводит только лучшее и необходимое Вам, она приобретает цветовую гамму - определенного цвета ( при этом у ребенка возникает цветовая ассоциация, нацеленная только на такой психический процесс, как память, например - голубая). Запомните цветовую гамму своей памяти. Ваши мысли поглощены постановкой определенной цели, и Ваше мышление вызывает цветовую ассоциацию – ( такого-то цвета). Запомните цвет своего мышления. Ваше внимание привлекает яркость образа, которая выходит ( таким-то цветом). Запомните цветовую гамму внимания. Ваше воображение будоражит яркий образ фантазийного явления в цветовой гамме определенного цвета. Запомните цвет Вашего воображения. Всё это Вы воспринимаете с целью охвата и создания единого образа. Вашего восприятия, которое выходит к Вам в определенной цветовой гамме. Запомните цветовую ассоциацию Вашего восприятия. Вам хорошо, все Ваши психические процессы приобрели яркий цветовой оттенок. Глаза открываются, Вы в состоянии гармонии и единства с природой. Анализ - Как Вы себя чувствуете после выполненного упражнения? - Какие цветовые ассоциации вы увидели на уровне своего подсознания? - Запишите на листе цветными ручками Ваши цветовые ассоциации с учетом определенного психического процесса. - Внимательно просмотрите их и постарайтесь запомнить. Например Мышление – зеленый Память - голубой Внимание – желтый Воображение – красный Восприятие – синий… 2. Создание схемы-блока « Ступени восприятия» Цель: создание цветовых блоков поэтапного восприятия информации, с целью воссоздания инструктированного хода процесса осмысления и запоминания предоставляемой информации; На подготовительном этапе учащиеся, в процессе психотехнической релаксации, установили для себя определенные цветовые ассоциации работы психических процессов, которые на данном этапе будут выполнять роль « ступеней», ведущих к осознанному и целевому восприятию целевой информации. Инструктаж Положите перед собой цветовые полоски гамм, которые вызывают у Вас определенную ассоциацию, связанную с работой определенных психических процессов; Мы с Вами сейчас выстроим цветовые ступени, которые помогут Вам в дальнейшем осуществлять процесс обучения ( подготовки к написанию ЕНТ) на фоне Ваших цветовых ассоциаций. Рис. 3 5- воображение ( красный ) 4- память (голубой ) 3 – мышление ( зеленый) 2- восприятие ( синий) 1- внимание ( желтый) Анализ - Какие ассоциации вызывает у Вас данное воспроизведение цветовых форм? - Как Вы считаете, поможет ли Вам данное открытие при подготовке к определенным предметам ( написанию ЕНТ)? - Можно ли считать, что цветовые ассоциации помогают в работе мозговых центров? 3.Практическая часть « Карта внутреннего мироощущения» Цель: раскрытие внутренних личностных качеств, с целью обретения внутренней стабилизации в отношении внутреннего мироощущения и становления положительных внутренних качеств на должный уровень. Занятие ведется в рабочих тетрадях. Инструктаж - Что обычно изображается на карте мира? ( острова, материки, океаны, моря, города, озера, страны, горы, реки….) - Ваша задача— превратить эту карту в карту своего внутреннего мироощущения, и расположить на ней свои города, реки и т. д. Располагать можно в любой последовательности и очередности, использовать любую цветовую гамму оттенков (не обязательно традиционную), и названия Ваши могут носить и включать в себя свои острова и горы… Например, горы « Препятствия», или « Преодоления»; река «Обиды», или « Понимания»; город « Обучения», « Размышления»….. - Изображая тот или иной объект, прочувствуйте его. - Что может послужить Вам опорой или помощником на том или ином объекте. - Если это горы « Преодоления препятствия», то изображая их, мысленно преодолевайте свои препятствия для достижения своей конечной цели…. - Поставьте букву « Я» на том объекте, где Вы видите себя. Анализ - Что Вы прочувствовали, когда изображали те или иные объекты своего восприятия? - Какие ощущения вызвали объекты достижения цели? - Как Вы себя настраивали на достижение цели? - Можно ли сказать, что Ваши положительные личностные качества занимают лидирующее положение на карте, и Ваше «Я» нацелено на положительное? - Я желаю Вам дальнейшего позитивного стремления, ощутить чувство победы над собственными слабостями и состояния уверенности в завтрашнем дне.
|