Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коротка память у гениев.

Впрочем, им это всегда прощается. Федор Шаляпин мог забыть,
где состоится концерт с его участием, Марк Твен - конечную
цель маршрута без проездного билета, а профессор Менделеев -
снять по рассеянности галоши прямо в трамвае. Каждый хоть раз
мучился, вспоминая, закрыл ли в доме дверь и выключил ли утюг:

Память можно улучшить

Бороться с забывчивостью на Западе все чаще принято с помощью
таблеток, которые поначалу прописывались только при
заболеваниях типа болезни Паркинсона или Альцгеймера.

Хотя в минских аптеках приобрести "таблетки для памяти" можно
без рецепта, Ольга Прокопьева, заведующая амбулаторным
отделением пограничных состояний городского Центра пограничных
состояний, самостоятельно принимать лекарства не советует.
Потому что чаще всего рассеянность и забывчивость - симптомы
соматических заболеваний: атеросклероза головного мозга,
артериальной гипертензии или соматических расстройств -
неврастении. Лечить тут нужно болезнь в комплексе, тогда и
симптомы исчезнут.

А вот если "девичья память" - постоянная проблема и вы к
разряду гениев не принадлежите, скорее всего дело в
неорганизованности и чрезмерной перегруженности. Чтобы
справиться с забывчивостью, психотерапевты рекомендуют
следующее.

1. Приучить себя к планированию дел, чтобы мыслить четко. Но,
составляя список, реально оценивать свои возможности.

2. Построить иерархию дел и переходить постепенно от простых и
легковыполнимых к более значительным.

3. Вместо того чтобы хвататься за несколько проблем
одновременно, сосредоточиться на решении одной из них.

4. В разговоре концентрироваться не на том, как выглядит
человек, а на том, что он говорит. Представить, что после
беседы у вас потребуют показать конспект ее содержания, -
чувство ответственности обострит внимание. Не стесняться
переспросить, если что-то упустили.

5. Проявить заинтересованность к теме, тогда информация
надолго останется в памяти.

6. Не выполнять одновременно несколько дел на автопилоте.

7. Уметь в нужное время отвлечься, не решать дома рабочих
вопросов.

8. Улучшают память восточные искусства типа йоги, развивающие
физические упражнения и занятия творчеством - фотографией,
танцами, рисованием.

9. Кофе, чай, шоколад активизируют память. Однако в большом
количестве они истощают резервные силы организма и могут
вызывать тревожность и суетливость. Враг хорошей памяти -
жирная пища: холестерин откладывается в сосудах, образуя
атеросклеротические бляшки и нарушая кровообращение и питание
клеток мозга.

10. Если мечтательность и несконцентрированность заложены в
структуре характера, помогают психокоррекционные занятия и
методики запоминания.

Пища для ума

Верх забывчивости - забыть люльку с младенцем на крыше
автомобиля. А самое оригинальное средство от родительской
рассеянности придумали американцы - и кое-кто уже ездит по
городу с намертво прикрепленной сверху люлькой-муляжом. И себе
наука, и другим укор. К счастью, проблемы с памятью редко
принимают такие клинические формы и обычному человеку не надо
проявлять чудеса изобретательности, чтобы распрощаться с
синдромом "рассеянного с улицы Бассейной".

С точки зрения заведующего кафедрой клинической фармакологии
БГМУ Михаила Кевры, для начала нужно просто проверить свой
рацион: "Лучшее средство профилактики забывчивости -
полноценное питание. Не будет организму хватать строительного
материала, витаминов, миниральных веществ - память неизбежно
будет страдать. И прежде всего человеку необходим белок с его
десятью незаменимыми аминокислотами. Если организм растущий,
то ежедневно в пищу белка надо употреблять не менее чем 1 г на
килограмм массы тела. И лучше, если это будут не бобовые и не
колбасы, сосиски, а натуральное мясо, рыба, молочные продукты"
Питаетесь по науке, а память все равно барахлит? Тогда
обратите внимание на сон. На Западе, скажем, в целях
профилактики рассеянности любят поспать. Здоровый ночной отдых
модно дополнять электросном, трансом на кушетке у
психоаналитика, медитацией и самогипнозом. А что делать, если,
скажем, средний американец в процессе жизни проводит год (!) в
поисках предметов, которые он куда-то положил?! Самое
невинное, что рекомендует Михаил Кевра, когда другие средства
исчерпаны, - это тонизирующие препараты: женьшень,
элеутерококк, китайский лимонник. Но их нужно принимать строго
индивидуально, посоветовавшись с врачом. Скажем, тот же
лимонник категорически противопоказан гипертоникам и при
выраженной стенокардии: К тонизирующим примыкают разномастные
биодобавки. Поскольку при регистрации на рынке никто не
проверяет эффективность БАДов, специалисты относятся к ним по
принципу: "они имеют право на жизнь". Не более. С другой
стороны, никто не отрицает, что на память влияют шалфей,
боярышник, черноплодная рябина, родиола розовая, аир, горная
арника. Ее же, кстати говоря, рекомендуют не только
фитотерапевты, но и гомеопаты.

Еще вариант - курсы по улучшению памяти, где вас за 70 - 100
у. е. готовы обучить чему угодно - запоминанию с лёта
исторических дат и иностранных слов (как минимум по 100 в
день!), экономической и бухгалтерской информации. Идеалисты
говорят: помогает, если, конечно, регулярно тренироваться и
после окончания курсов. А циники фыркают: мол, все эти техники
- секрет Полишинеля! Купите себе брошюрку на лотке, там
наверняка найдете те же самые "рецепты для мозга". Скажем,
никто еще не придумал лучшей подсказки для хозяйки, которая
отправляется в супермаркет с намерением купить свинины,
абрикосов, молока и хлеба. Ей только и надо, что представить
себе глупейшую картину: поросенок пьет молоко на пшеничном
поле в тени абрикосового дерева. Гарантия - купит все
непременно и без всякого списка. Вот если бы на курсах
делились "обонятельными" секретами - это другое дело. В свое
время ученых заинтриговали результаты такого эксперимента.
Студентам раздали список слов для запоминания и разделили на
две группы. В одну аудиторию подавали определенный запах, в
другую - нет. И выяснилось, что под "парами" запоминание
проходило на 50 процентов лучше. Но какой аромат так будит
мозг - широкой общественности до сих пор не сообщили. Неужто
забыли?

Авторы: Людмила ГАБАСОВА, "СБ", Наталья ПИСАРЕВА
Источник: Газета "Беларусь сегодня" от 11.04.2007 г. С. 8.

 

**************************************************************
Васильева Е.Е. Васильев В.Ю.
Суперпамять, или Как запомнить, чтобы вспомнить?

Экзамены и карьера без проблем.

Эта книга является самоучителем по развитию памяти, мышления,
воображения. В книге изложены и систематизированы уже
известные и совершенно новые авторские способы запоминания:
18 методов запоминания различных текстов; 32 приема,
15 (!) методов и 24 (!) техники запоминания точной информации.

Прочитайте подробное описание содержания книги на странице
http://ebook.page.by/review/SuperMemory.html

=> Знакомые запахи способствуют улучшенному запоминанию
информации
--------------------------------------------------------------
Автор: Николай Карташев
Источник: http://www.compulenta.ru 14 марта 2007 года, 18:59

Учёные из Германии установили, что наличие в воздухе привычных
ароматов во время процесса восприятия новой информации и в
течение медленной фазы сна улучшает способность запоминать
новые данные за счёт активации коры головного мозга и
гиппокампуса. Однако на запоминания не связанные с этими
областями мозга запахи никак не влияют.

Участникам исследования предлагалось перед сном запомнить
положение пар карт на экране компьютера. При этом через
кислородную маску им прямо в ноздри подавался запах роз. Сила
аромата строго нормировалась, так как мозг очень скоро
начинает игнорировать резкие запахи. После того, как участники
ложились спать и у них начиналась фаза медленного сна, им
снова подавался аромат роз.

В результате было установлено, что при вдыхании этого аромата
в течение фазы медленного сна, участники эксперимента успешно
угадывали положение карт на следующее утро в 97% случаев, в то
время как при отсутствии приятного и знакомого запаха степень
успешности составила оказался равен 86%. При вдыхании запаха
роз до сна или во время быстрой фазы никакого положительного
эффекта не обнаружилось.

По словам одного из исследователей, - Яна Борна из Любекского
университета, - присутствие в воздухе аромата роз приводило к
интенсификации процессов передачи воспоминаний от коры
головного мозга к гиппокампусу, отделу ответственному за
память, что было подтверждено по снятым у участников
эксперимента во время сна ЯМР-томограммам сообщает New York
Times со ссылкой на журнал Science.
http://www.nytimes.com/2007/03/09/science/09sleep.html

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-05-01)
Просмотров: 1923 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru