Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Анастасия Беспальчая «Зеркало недели. Украина» №26 Хорошие родители готовы на многое ради того, чтобы обнаружить и развить скрытые способности и таланты своих детей. Ведь можно соблюсти баланс: не лишив ребенка детства, приучить его к нестандартному мышлению и плодотворному использованию своего времени. Получается такой себе «тайм-менеджмент» чуть ли не с пеленок. Другая сторона — развитие творческой составляющей, быстрое пробуждение как в ребенке, так и в себе глубинных созидающих ресурсов. Направления в области психологии «плодятся и размножаются» — сейчас их уже более 400. Кто-то даже пошутил: «Если б авторы читали работы друг друга, то психологических течений было бы гораздо меньше». Вмес¬те с тем немало людей ищут принципиально новые грани практического применения этой сферы. Взрослые тоже нуждаются в развивающих играх. Самая же интересная игрушка… нет, не компьютер. А человеческий мозг. Хотя, как известно, компьютер был создан по модели мозга. По мнению ученых, среднестатистический человек использует сей важный орган лишь на 5%. И если свой мозг не развивать и не тренировать так же, как и другие части тела, то можно подтвердить эту статистику... Ассортимент все шире Родителям сейчас есть из чего выбирать — проблема скорее в том, чтобы не затеряться в обилии различных развивающих систем. Существует, к примеру, методика Николая Зайцева, который предложил свой метод овладения чтением, или методика Никитиных, в основе которой лежит свободное развитие ребенка в процессе игры. Про¬веренные временем системы Монтессори, вальдорфской педагогики дополняются новыми «развивалками» с учетом пот¬ребностей детей в живом общении, активизации сферы чувств, воображения, мышления. Такие умные игры станут неоценимым подспорьем во взрослой жизни, основой уверенного поведения и успешности. По словам детского психолога С.Прядун, особой популярностью у родителей пользуется «система гармоничного развития ребенка» — работа с высшими психическими функциями (память, внимание, мышление). Специалисты играют с детьми не просто, а с обязательной сменой деятельности каждые три минуты, что учитывает возрастные особенности и потребности. Так достигается подготовка детской психики к восприятию информации, с которой ребенок раньше не сталкивался. Включая логику, малыш сам должен осознать некоторые простые вещи, а не заучивать как попугай. Кстати, самым младшим клиентам развивающих детских центров всего девять месяцев. Часто приходится, например, слышать: я не умею рисовать. Для психолога это только маркер неуверенности в себе — ведь выразить эмоции цветом и ли¬нией в принципе способен любой человек. Конечно, если не воспринимать приближение к чистому листу как придирчивый экзамен, от которого невозможно получить ни радости, ни удовольствия. Вверх тормашками и с кисточкой Яркий пример методики, развивающей высшие психические функции, — так называемая правополушарная живопись. Этот оригинальный тренинг развития гибкости мышления, совмещающий искусство и психологию, становится все более популярным. Правополушарная живопись (автор — психолог Татьяна Лобанова) не курсы по изобразительному искусству, а психологический тренинг правополушарного экспресс-рисования. Образно говоря, как будто переворачиваешь себя вверх тормашками. Мало того, потом какое-то время еще и стоишь на голове, как йог. Задача — активизировать правое полушарие мозга и максимально отключить левое, таким образом высвобождая объемный ресурс творческой энергии и получая доступ к сфере бессознательного. А там много чего интересного! Языка как такового правое полушарие не понимает, оно отвечает за эмоциональную сферу — образы, чувства. Левое полушарие мозга, наоборот, аналитическое — оно воспринимает язык. И рациональные люди порой хотят хотя бы на время оказаться «по ту сторону» привычного способа действий, включив чувства как психический ресурс для более полного ощущения жизни. До 12 лет у детей доминирует правое полушарие. Поэтому часто говорят, что они мудрые и им открыты тайные сферы жизни. И что они чисто интуитивно находят неожиданные креативные решения. Разве что левши могут сохранить этот первичный творческий дар. А праворуким людям приходится его поддерживать и развивать. Как это происходит Поначалу люди сами для себя готовят краски, сразу погружаясь в особое рабочее состояние. Рисование начинается с элементарного действия: лист бумаги грунтуется белой краской, потом по ней разносятся абстрактные цвета. Получается уже законченный живописный продукт, который отражает настроение человека. И это изначально настолько красиво, что пропадают зажимы и неуверенность. Если человека просят нарисовать, к примеру, дерево или цветок, то часто включается сопротивление и страх. А загрунтовать лист белой краской и разнести по ней цветные брызги получится у всех. Рисуют гуашью — она хорошо накладывается и быстро сохнет. Потом концепт происходит еще более удивительным образом: все создается в перевернутом виде. К примеру, трава рисуется сверху вниз, облака находятся внизу, линия горизонта — в нижнем краю листа… Разруша¬ются все возможные стереотипы того, как это должно быть. Чтобы сознание в какой-то момент просто отключилось и уже больше не могло контролировать процесс». По словам киевского психотерапевта Разеды Ткач, которая проводит семинары по правополушарной живописи, занятие проходит в режиме зрительного штурма: «Я закрепляю на планшет листочек и показываю, что нужно рисовать. Делаю все очень быстро; так же быстро все должны это повторять. О качестве рисунка даже речь не идет. Созна¬ние должно отступить и дать возможность проявиться бессознательному. Главное — четко следовать инструкциям. В результате у всех будут разные рисунки. Люди потом берут свои листочки, переворачивают их и удивляются: ну надо же, а я ведь вообще не умел рисовать!..» На пятом-восьмом рисунке человек уже настолько раскрепощен, что рисует не кистью, а пальцами. И не боится замазаться, а это значит — избавляется от своих перфекционистских убеждений. На один рисунок выделяется не больше 10 минут. Потом по этим рисункам можно сделать психологическую диагностику автора. Правополушарную живопись совмещают с терапевтической метафорой. Если в экспресс-рисование вплести какую-то историю, то получается колоссальный эффект для психологического здоровья ребенка. То есть определенная сказка, небылица или притча накладывается на выполнение рисунка. Недавно привели девятилетнюю девочку, которая очень час¬то болела, несмотря на то, что ее организм находился в хорошем состоянии. Применили к ней технику правополушарного экспресс-рисования, каждое движение ребенка сопровождалось отдельными фрагментами определенной истории. Например, девочка покрывала лист белой крас¬кой, а ей говорили, что когда ребенок рождается и пьет только мамино молоко, его организм похож на эту белую краску, потому что там присутствует лишь цвет молока. Потом надо выбрать краски, соответствующие радостным эмоциям, и так далее. Метафора развивается, и создается целая картина, в которой есть и дерево жизни, и целебные травы, и волшебная ромашка — цветок сомнения (буду я продолжать болеть или буду здоровым) и много другого. В результате девочка создала изумительной красоты рисунок. Но во время творчества ее мозг ничего не контролировал — она думала, что это история сказочных персонажей, а не ее жизни. Таким образом, метафора ушла в бессознательную сферу и укрепила здоровье ребенка — оно значительно улучшилось. Люди приходят семьями, приводят детей. Почти у каждого участника после тренинга по правополушарной живописи меняется жизнь. Тренеры порой спрашивают: «И что вы с этим будете делать?» Многие тут же дают четкий ответ. А люди, еще не готовые к реальным изменениям, затрудняются ответить… В любом случае радует, что украинцы уже не опасаются работы не только с сознанием, но и со сферой бессознательного. А ведь совсем недавно у многих наших граждан само слово «психотерапевт» вызывало стойкие ассоциации с личностными отклонениями и клиниками для душевнобольных. Но чего боишься, то больше всего и притягивает… Теперь маятник качнулся в другую сторону — люди хотят активно менять свою жизнь http://zn.ua/articles/84547 | |
Просмотров: 1051 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|