Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Анастасия Беспальчая «Зеркало недели. Украина»
Хорошие родители готовы на многое ради того, чтобы обнаружить и развить скрытые способности и таланты своих детей. Ведь можно соблюсти баланс: не лишив ребенка детства, приучить его к нестандартному мышлению и плодотворному использованию своего времени. Получается такой себе «тайм-менеджмент» чуть ли не с пеленок. Другая сторона — развитие творческой составляющей, быстрое пробуждение как в ребенке, так и в себе глубинных созидающих ресурсов.
Направления в области психологии «плодятся и размножаются» — сейчас их уже более 400. Кто-то даже пошутил: «Если б авторы читали работы друг друга, то психологических течений было бы гораздо меньше». Вмес¬те с тем немало людей ищут принципиально новые грани практического применения этой сферы. Взрослые тоже нуждаются в развивающих играх. Самая же интересная игрушка… нет, не компьютер. А человеческий мозг. Хотя, как известно, компьютер был создан по модели мозга. По мнению ученых, среднестатистический человек использует сей важный орган лишь на 5%. И если свой мозг не развивать и не тренировать так же, как и другие части тела, то можно подтвердить эту статистику...Детская комната — пространство для развития
Ольга Радченко «Зеркало недели. Украина» №26, 15 июля 2011, 19:06
Несколько лет назад, на выставке дизайна и интерьера в Киеве, на мониторе одной из компаний крутили рекламный видеоролик проекта детской комнаты для девочки. Комната напоминала приторно сладкую старинную открытку: все в цветочном орнаменте — и обшивка стен, и текстиль на шторах и кровати, и коврик, и, конечно же, балдахин. И везде — ленточки, бантики, рюшки. Одним словом, все, что соответствует мечтаниям многих молодых мам, ведь мало у кого из них, рожденных на излете эпохи развитого социализма, была своя комната, да еще обставленная новой мебелью, купленной не по случаю, а в соответствии с принципами детской психологии и дизайна. Эх, да что там говорить, их мамы и бабушки и слов-то таких не знали, а красивую жизнь видели только в иностранных фильмах. Я и сама по малолетству питала страсть к индийским фильмам — а где еще можно было увидеть девочке из советской провинции это пиршество красок, это буйство архитектурных форм? Да практически нигде, кроме как в экспроприированных советской властью царских дворцах.
В суматохе великих строек и перестроек на обустройство отдельно взятой детской комнаты практически не хватало ни квад¬ратных метров, ни ресурсов, ни денег. Кровать (как правило, сразу взрослая, на вырост), одежный шкаф (желательно побольше, потому как там надо было размес¬тить максимум вещей), письменный стол (а еще лучше откидная полка в секретере), стул, шторки, ну и для полного шика — ковер на стену. Вот, пожалуй, и весь набор для юных дам и джентльменов. Но, странное дело, большинство из нас от этого особенно и не страдало. Может быть, потому, что дома никто особенно и не сидел? Мне лично вспоминаются уютный детский сад с добрыми вос¬питателями, школа со своим парком, университет в окружении роскошных ландшафтов. И все-та¬ки последующая взрослая жизнь заставила задуматься над тем, что же это такое — наше жизненное пространство и жилое пространство для маленького человечка? Только ли комфорт, или, как теперь говорят по-научному, эргономика, только ли экологичность материалов и гармония красок и форм? Неужели девочкам только розовое, а мальчикам — голубое?
Изучая основы дизайна, я с трудом находила ответы на свои вопросы. По крохам собиралась мозаика, недостающие элементы подсказывали мои подрастающие сорванцы, пищу для размышлений давали преподавание в школе, индивидуальные занятия с детьми, наблюдения за знакомыми. И вот накопленная информация стала бурлить и требовать выхода. Не претендуя на научную новизну, хотелось бы привлечь внимание заинтересованной публики к некоторым сторонам деятельности взрослых по отношению к детям, ибо сказано «не навреди». К сожалению, сплошь и рядом мы видим результаты абсолютного непонимания детских потребностей.
Итак, речь пойдет о том, как может повлиять жилое пространство на формирование — ни много ни мало — личности ребенка, а через ребенка, который со временем станет взрослым, на развитие общества в целом. Ведь любое общество есть ни что иное как совокупность людей разного возраста, чья наиболее активная часть и будет определять вектор его развития. Возьмем, к примеру, японцев. Их рывок из средневековья к суперсовременным технологиям и финансовой мощи можно объяснять множеством факторов экономического и политического характера. Но нужно обратить внимание на их трепетное отношение к природе и искусству, на особенности традиционного японского жилища, которое представляет собою трансформер с раздвижными панелями, где практически нет (ну разве что за исключением столиков для чайной церемонии) стационарной мебели и где маленьким детям дозволено практически все. Совсем не случайно в 1960-х гг. японцы заинтересовались новаторскими идеями Никитиных, и во дворах многоэтажек строили… лабиринты. Кто поспорит с тем, что вся наша жизнь — это лабиринт, мы блуждаем в поисках выхода из сложных ситуаций, но одни это делают быстро и без лишних стрессов, другие — долго, а некоторые вообще заходят в тупик и в нем остаются.
Модный нынче минимализм во многом определен нашим интересом к Японии, но неплохо бы поразмыслить над тем, какие горизонты открывает для себя маленький японец, соучаствуя в изменении пространства, а не свыкаясь с уготованным заботливыми родителями набором мебели, из которой двигается только стул. Кстати говоря, маленький ребенок не воспринимает шкаф как от¬¬дельный элемент, для него он часть стены, а если шкаф еще и не¬соразмерен его росту, то не прос¬то нарушается восприятие прост¬ранства, но и психика ребенка подвергается определенному стрес¬¬су. Кроме того, хотелось бы об-ратить внимание на особое отно¬шение японцев к развитию у де¬тей чувст¬ва цвета. Чем больше цветов различает и использует ребенок, тем выше оценивается его интеллект. И с этим тоже не поспоришь, ведь больше половины информации мы воспринимаем визуально, но почему-то у нас интеллект ребенка оценивается в пер¬вую очередь по скорости чтения.
Отдельно хотелось бы сказать о природе как части нашего жизненного пространства. Наша сверх¬технологичная цивилизация стоит нам не только разрушения природы, но и нашего удаления от нее. Короткие вылазки в лес, на дачу и пр. дают нам непродолжительную передышку, но, как пел Владимир Высоцкий, «мы возвращаемся в город, просто некуда деться». А как же те, кто родился и вырос на природе, как чувствуют они себя в городской среде? Чего только стоит перечень наших вождей за прошедшие пятьдесят лет: Никита Хрущев ро¬дился в с. Калиновка Курской губернии в семье шахтера, Леонид Брежнев — в с. Каменское Ека¬теринославской губернии в семье рабочего-металлурга, Михаил Гор¬бачев — в с. Привольное Крас¬ногвардейского района Ставро¬польского края, Борис Ельцин — в с. Бутка Талицкого района Уральской (ныне Свердловской) области, Леонид Кравчук — в с. Ве¬ликий Житин в Ривненской области, Леонид Кучма — в селе Чайкино Новгород-Северского района Черниговской области в крестьянской семье, Виктор Ющен¬ко — в селе Хоруживка Недригайловского района Сумс¬кой области, Александр Лукашен¬ко — в поселке Копысь Оршанс¬кого района Витебской области. Данный список наверняка можно было бы продолжить другими фамилиями. Но и так очевидно, что в условиях советской и постсоветской демократии наибольшую жизненную силу и волю к победе проявили именно выходцы из села, из среды, не отягощенной го¬родскими ограничителями прост¬ранства в виде многоэтажек, заборов, автодорог, тесных, зас¬тавленных автомобилями дворов с вытоптанными клумбами. По м嬬ре того как социалистические фор¬мы бытия себя изживали, на арену истории вышли представители городских пролетарских ок¬ра¬ин: агрессивные и беспощадные.
Но достаточно о властях предержащих. Ведь мечты боль¬шинст¬ва простых смертных так или иначе связаны с надеждами на светлое будущее своих детей. И при любом достатке главным фактором формирования личности ребенка будут отношения в семье. Чем они гармоничнее, чем больше у ребенка контакта с природой, тем больше шансов на то, что его задатки получат мощный толчок к развитию. Но и детские учреждения вносили и вносят свою лепту в развитие ребенка. И это влияние не следует недооценивать. Во многих странах мира проводятся конкурсы на лучший проект детского сада, а действующие садики предлагают детям множество вариантов формирования своего собственного прост¬ранства и даже свободного выбора среди имеющихся игровых ко쬬нат. Конечно, детская комната отдельной квартиры или дома ограничена размерами и зачастую финансовыми возможностями родителей. Но ведь речь идет не о со第дании дорогого интерьера, а обустройстве ненавязчивого, соразмерного возрасту ребенка, с возможностями его моди¬фика¬ции, в том числе силами самого ребенка. В конце концов, мы ведь тоже дети природы, и нам то¬же свойственно стремление вить гнездо. Это стремление проявляется уже у маленьких детей. Вспом¬ните, как всем нам хотелось иметь свой маленький домик, и за неимением оного мы устраивались под столом, некоторые в шкବфу и даже на шкафу… Скаже¬те, пустяки, к чему все это? А к тому, что при обустройстве своего пространства у человека, в том числе и маленького, задействованы все каналы восприятия информации: и визуальный (видит), и кинестетический (трогает, берет), и рациональный (оценивает, выбирает, решает), и аудиальный (слышит разные звуки). И все это — по собственному велению, по собственному хотению. Лишая ребенка этой возможности, не подрубываем ли мы крылья его творчеству, его вере в себя, в свои силы? Не здесь ли корни ухода в мир виртуальный, который, с одной стороны, практически не требует физических усилий, а с другой — минимизирует вероятность ошибок и их неприятных последствий?
Хотелось бы сказать еще и о том, как мало мы используем возможности интерьера в качестве информационной среды для наших детей. Это могут быть и металлические панели с магнитами для крепления цифр, букв, рисунков и пр., и коврики с разного ро¬да изображениями, и разнообразные аксессуары в соответствии с любимой сказкой, а также надписи к ним на разных языках, и но¬ты любимых песен, нарисованные общими усилиями ребенка и родителей. Да мало ли еще чего можно придумать, если осознать принципы жилого пространства для детей поколения «индиго»: самостоятельных, интеллектуальных и, конечно же, счастливых.
     http://zn.ua/articles/84541

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2011-07-20)
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru