Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Хорошие родители готовы на многое ради того, чтобы обнаружить и развить скрытые способности и таланты своих детей. Ведь можно соблюсти баланс: не лишив ребенка детства, приучить его к нестандартному мышлению и плодотворному использованию своего времени. Получается такой себе «тайм-менеджмент» чуть ли не с пеленок. Другая сторона — развитие творческой составляющей, быстрое пробуждение как в ребенке, так и в себе глубинных созидающих ресурсов. Направления в области психологии «плодятся и размножаются» — сейчас их уже более 400. Кто-то даже пошутил: «Если б авторы читали работы друг друга, то психологических течений было бы гораздо меньше». Вмес¬те с тем немало людей ищут принципиально новые грани практического применения этой сферы. Взрослые тоже нуждаются в развивающих играх. Самая же интересная игрушка… нет, не компьютер. А человеческий мозг. Хотя, как известно, компьютер был создан по модели мозга. По мнению ученых, среднестатистический человек использует сей важный орган лишь на 5%. И если свой мозг не развивать и не тренировать так же, как и другие части тела, то можно подтвердить эту статистику...Детская комната — пространство для развития Ольга Радченко «Зеркало недели. Украина» №26, 15 июля 2011, 19:06 Несколько лет назад, на выставке дизайна и интерьера в Киеве, на мониторе одной из компаний крутили рекламный видеоролик проекта детской комнаты для девочки. Комната напоминала приторно сладкую старинную открытку: все в цветочном орнаменте — и обшивка стен, и текстиль на шторах и кровати, и коврик, и, конечно же, балдахин. И везде — ленточки, бантики, рюшки. Одним словом, все, что соответствует мечтаниям многих молодых мам, ведь мало у кого из них, рожденных на излете эпохи развитого социализма, была своя комната, да еще обставленная новой мебелью, купленной не по случаю, а в соответствии с принципами детской психологии и дизайна. Эх, да что там говорить, их мамы и бабушки и слов-то таких не знали, а красивую жизнь видели только в иностранных фильмах. Я и сама по малолетству питала страсть к индийским фильмам — а где еще можно было увидеть девочке из советской провинции это пиршество красок, это буйство архитектурных форм? Да практически нигде, кроме как в экспроприированных советской властью царских дворцах. В суматохе великих строек и перестроек на обустройство отдельно взятой детской комнаты практически не хватало ни квад¬ратных метров, ни ресурсов, ни денег. Кровать (как правило, сразу взрослая, на вырост), одежный шкаф (желательно побольше, потому как там надо было размес¬тить максимум вещей), письменный стол (а еще лучше откидная полка в секретере), стул, шторки, ну и для полного шика — ковер на стену. Вот, пожалуй, и весь набор для юных дам и джентльменов. Но, странное дело, большинство из нас от этого особенно и не страдало. Может быть, потому, что дома никто особенно и не сидел? Мне лично вспоминаются уютный детский сад с добрыми вос¬питателями, школа со своим парком, университет в окружении роскошных ландшафтов. И все-та¬ки последующая взрослая жизнь заставила задуматься над тем, что же это такое — наше жизненное пространство и жилое пространство для маленького человечка? Только ли комфорт, или, как теперь говорят по-научному, эргономика, только ли экологичность материалов и гармония красок и форм? Неужели девочкам только розовое, а мальчикам — голубое? Изучая основы дизайна, я с трудом находила ответы на свои вопросы. По крохам собиралась мозаика, недостающие элементы подсказывали мои подрастающие сорванцы, пищу для размышлений давали преподавание в школе, индивидуальные занятия с детьми, наблюдения за знакомыми. И вот накопленная информация стала бурлить и требовать выхода. Не претендуя на научную новизну, хотелось бы привлечь внимание заинтересованной публики к некоторым сторонам деятельности взрослых по отношению к детям, ибо сказано «не навреди». К сожалению, сплошь и рядом мы видим результаты абсолютного непонимания детских потребностей. Итак, речь пойдет о том, как может повлиять жилое пространство на формирование — ни много ни мало — личности ребенка, а через ребенка, который со временем станет взрослым, на развитие общества в целом. Ведь любое общество есть ни что иное как совокупность людей разного возраста, чья наиболее активная часть и будет определять вектор его развития. Возьмем, к примеру, японцев. Их рывок из средневековья к суперсовременным технологиям и финансовой мощи можно объяснять множеством факторов экономического и политического характера. Но нужно обратить внимание на их трепетное отношение к природе и искусству, на особенности традиционного японского жилища, которое представляет собою трансформер с раздвижными панелями, где практически нет (ну разве что за исключением столиков для чайной церемонии) стационарной мебели и где маленьким детям дозволено практически все. Совсем не случайно в 1960-х гг. японцы заинтересовались новаторскими идеями Никитиных, и во дворах многоэтажек строили… лабиринты. Кто поспорит с тем, что вся наша жизнь — это лабиринт, мы блуждаем в поисках выхода из сложных ситуаций, но одни это делают быстро и без лишних стрессов, другие — долго, а некоторые вообще заходят в тупик и в нем остаются. Модный нынче минимализм во многом определен нашим интересом к Японии, но неплохо бы поразмыслить над тем, какие горизонты открывает для себя маленький японец, соучаствуя в изменении пространства, а не свыкаясь с уготованным заботливыми родителями набором мебели, из которой двигается только стул. Кстати говоря, маленький ребенок не воспринимает шкаф как от¬¬дельный элемент, для него он часть стены, а если шкаф еще и не¬соразмерен его росту, то не прос¬то нарушается восприятие прост¬ранства, но и психика ребенка подвергается определенному стрес¬¬су. Кроме того, хотелось бы об-ратить внимание на особое отно¬шение японцев к развитию у де¬тей чувст¬ва цвета. Чем больше цветов различает и использует ребенок, тем выше оценивается его интеллект. И с этим тоже не поспоришь, ведь больше половины информации мы воспринимаем визуально, но почему-то у нас интеллект ребенка оценивается в пер¬вую очередь по скорости чтения. Отдельно хотелось бы сказать о природе как части нашего жизненного пространства. Наша сверх¬технологичная цивилизация стоит нам не только разрушения природы, но и нашего удаления от нее. Короткие вылазки в лес, на дачу и пр. дают нам непродолжительную передышку, но, как пел Владимир Высоцкий, «мы возвращаемся в город, просто некуда деться». А как же те, кто родился и вырос на природе, как чувствуют они себя в городской среде? Чего только стоит перечень наших вождей за прошедшие пятьдесят лет: Никита Хрущев ро¬дился в с. Калиновка Курской губернии в семье шахтера, Леонид Брежнев — в с. Каменское Ека¬теринославской губернии в семье рабочего-металлурга, Михаил Гор¬бачев — в с. Привольное Крас¬ногвардейского района Ставро¬польского края, Борис Ельцин — в с. Бутка Талицкого района Уральской (ныне Свердловской) области, Леонид Кравчук — в с. Ве¬ликий Житин в Ривненской области, Леонид Кучма — в селе Чайкино Новгород-Северского района Черниговской области в крестьянской семье, Виктор Ющен¬ко — в селе Хоруживка Недригайловского района Сумс¬кой области, Александр Лукашен¬ко — в поселке Копысь Оршанс¬кого района Витебской области. Данный список наверняка можно было бы продолжить другими фамилиями. Но и так очевидно, что в условиях советской и постсоветской демократии наибольшую жизненную силу и волю к победе проявили именно выходцы из села, из среды, не отягощенной го¬родскими ограничителями прост¬ранства в виде многоэтажек, заборов, автодорог, тесных, зас¬тавленных автомобилями дворов с вытоптанными клумбами. По м嬬ре того как социалистические фор¬мы бытия себя изживали, на арену истории вышли представители городских пролетарских ок¬ра¬ин: агрессивные и беспощадные. Но достаточно о властях предержащих. Ведь мечты боль¬шинст¬ва простых смертных так или иначе связаны с надеждами на светлое будущее своих детей. И при любом достатке главным фактором формирования личности ребенка будут отношения в семье. Чем они гармоничнее, чем больше у ребенка контакта с природой, тем больше шансов на то, что его задатки получат мощный толчок к развитию. Но и детские учреждения вносили и вносят свою лепту в развитие ребенка. И это влияние не следует недооценивать. Во многих странах мира проводятся конкурсы на лучший проект детского сада, а действующие садики предлагают детям множество вариантов формирования своего собственного прост¬ранства и даже свободного выбора среди имеющихся игровых ко쬬нат. Конечно, детская комната отдельной квартиры или дома ограничена размерами и зачастую финансовыми возможностями родителей. Но ведь речь идет не о со第дании дорогого интерьера, а обустройстве ненавязчивого, соразмерного возрасту ребенка, с возможностями его моди¬фика¬ции, в том числе силами самого ребенка. В конце концов, мы ведь тоже дети природы, и нам то¬же свойственно стремление вить гнездо. Это стремление проявляется уже у маленьких детей. Вспом¬ните, как всем нам хотелось иметь свой маленький домик, и за неимением оного мы устраивались под столом, некоторые в шкବфу и даже на шкафу… Скаже¬те, пустяки, к чему все это? А к тому, что при обустройстве своего пространства у человека, в том числе и маленького, задействованы все каналы восприятия информации: и визуальный (видит), и кинестетический (трогает, берет), и рациональный (оценивает, выбирает, решает), и аудиальный (слышит разные звуки). И все это — по собственному велению, по собственному хотению. Лишая ребенка этой возможности, не подрубываем ли мы крылья его творчеству, его вере в себя, в свои силы? Не здесь ли корни ухода в мир виртуальный, который, с одной стороны, практически не требует физических усилий, а с другой — минимизирует вероятность ошибок и их неприятных последствий? Хотелось бы сказать еще и о том, как мало мы используем возможности интерьера в качестве информационной среды для наших детей. Это могут быть и металлические панели с магнитами для крепления цифр, букв, рисунков и пр., и коврики с разного ро¬да изображениями, и разнообразные аксессуары в соответствии с любимой сказкой, а также надписи к ним на разных языках, и но¬ты любимых песен, нарисованные общими усилиями ребенка и родителей. Да мало ли еще чего можно придумать, если осознать принципы жилого пространства для детей поколения «индиго»: самостоятельных, интеллектуальных и, конечно же, счастливых. http://zn.ua/articles/84541 | |
Просмотров: 1201 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|