Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

изучение профессиональной направленности личности
Тема: «Изучение профессиональной направленности личности».
Цель: оказание психологической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.
Задачи:- мотивы выбора профессии
-собственное исследование
-определение путей развития профессиональной направленности
-оказание консультационной помощи в выборе профессии.
1.Собщение цели.
-ребята, представьте себе, что сегодня в теч. урока вы побываете в кабинете»СЛЕЖБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ», вам предложат разные методы и способы профессионального самоопределения.
2.Эмоциональный настрой.
-цвето- ассоциативная методика Парачева.
-предлагается 8 цветов, учащиеся выбирают цвет, с которым ассоциируется выбор профессии
-данные выводятся на интерактивную доску.
-анализ
3.Притча: «У рабочих возводящих собор спросили, что они делают?
Один сказал: «Я таскаю камни»
Второй: «Зарабатываю на пропитание»
Третий: «Строю храм»
-что отражено в ответах 3 людей, занятых одним делом
-основные причины или мотивы, лежащие в основе выбора всех поступков человека.
Большинство наших мотивов выражаются в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Учусь для того,чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы…
-продолжите предложение (ответы по желанию)
Осознание мотивов,т.е. того,что ты делаешь-дело очень важное,но трудное.

«Определение мотивации». (Методика Е.А.Головахи).
Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени 5. Работать в хороших
реализовать свои условиях в таких, чтобы
физические возможности, работа не была
проявить силу, ловкость, утомительной, не
волевые качества. вызывала отрицательных эмоций эмоцийэмоций.
эмоций.
2. Достичь высокого
общественного 6. Сохранить достаточно
положения, известности, энергии и времени для
славы, получить увлечений, общения с
признание окружающих.

друзьями и близкими.
3. Получать высокий
заработок, -
обеспечивающий хорошие
материальные условия.
4. Проявлять творческую
инициативу, полностью
раскрыть свои
интеллектуальные


способности.
Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (вне профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным ).
Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер.
Решите, что для вас в данный момент важнее - профессиональное самоопределение или другие вопросы
-прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
-учащиеся работают по таблице индивидуально.
-делают выводы.
Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — говорит одна девица, Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир. «Если б я была царица, — говорит ее сестрица Я б на целый мир одна наткала бы полотна». «Если б я была царица, — третья молвила девица, Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.
-необходимо учиться выстраивать сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно
добиваться поставленных целей.
ПОДУМАЙТЕ,от чего зависит выбор профессии?
Схема на интер. Доске.
Выбор профессии:


Выбор жизненного пути- вопрос серьезный. Ошибешься и попадешь в разряд не реализовавших себя людей. Такие люди ходят на нелюбимую работу, ненавидят понедельники с радостью ждут приближения пятницы. Как же найти такую профессию, чтобы и любимой была, и интересной, а еще и доход приносила? Для этого действительно ,нужно изучать себя.
Сегодня, попробуем определиться в ваших склонностях и той или иной профессии.
4.РАЗМИНКА «Профессия по кругу»
-по кругу учащиеся называют любую профессию, следующий на последнюю букву и т.д.
5. Тест «Опросник Климова»
-1 группа работает за компъютором
-2 группа за столами (тесты на листах)
Профориентаиионная анкета
Диагностическая цель. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с клас¬сификацией типов профессий Е. А Климова. Ее можно ис¬пользовать при профориентации подростков и взрослых.
Инструкция. Напротив каждого высказывания зачерк¬ните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно).
я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 Обслуживать людей. 0123
012 3
0123
0123
0123
23
0
23
0
23
Заниматься лечением.
Обучать, воспитывать
Защищать права и безопасность
Управлять людьми
2 Управлять машинами 0123
0123

0123

0123
0
23
0
23
Ремонтировать оборудование
Собирать и налаживать технику
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и
вещи
Заниматься строительством
.3 Обрабатывать тексты и таблицы 0123
0123
0 123
0 123
0 123
0 123
Производить расчеты и вычисления
Перерабатывать информацию
Работать с чертежами, картами и схемами
Принимать и передавать сигналы и сообщения
4 Заниматься художественным оформлением 0 123
Рисовать, фотографировать 0 123
Создавать произведения искусства 0 123
Выступать на сцене 0 1 23
Вышивать, вязать 0 123
5 Ухаживать за животными 0 123
Заготавливать продукты 0.12 3
Работать на открытом воздухе 0 123
Выращивать овощи и фрукты 0123
Иметь дело с природой 0 123
А Работать руками 0 123
0123
0123

0123
0123
0
23
0
23
Выполнять решения
Воспроизводить имеющиеся образцы
Размножать, копировать
Получать конкретный практический результат
Воплощать идеи в жизнь
Б Работать головой 0123
01 23
0123
0123

0123

0 123
Принимать решения
Создавать новые образцы
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять,
испытывать, контролировать
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать,
моделировать

Инструкция. Напротив каждого высказывания зачер¬кните цифру, соответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)
Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):

1 Знакомиться с новыми людьми.

Быть чутким и доброжелательным.

Выслушивать людей.
Разбираться в людях.

Хорошо говорить и выступать публично. 0123

0123

0123
0123

0123
2 Искать и устранять неисправности
Использовать приборы, машины, механизмы.
Разбираться в технических устройствах.
Ловко обращаться с инструментами.
Хорошо ориентироваться в пространстве. 0123
0123
0123
0123
0123

0123

0123
3 Быть сосредоточенным и усидчивым.
Хорошо считать в уме
Кодировать информацию
Оперировать знаками и символами.
Искать и исправлять ошибки 0123
0123
0123
0123
0123

0123
4 Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
Разбираться в литературе и искусстве.
Петь, играть на музыкальных инструментах.
Сочинять стихи, писать рассказы.
Рисовать 0123
0123
0123
0123
0123

0123

0123
5 Разбираться в животных или растениях.
Разводить растения или животных.
Бороться с болезнями, вредителями.
Ориентироваться, в природных явлениях. Работать на земле. 0123
0123
0123
0123
0123

0123

0123
А Быстро выполнять задания..
Точно следовать инструкциям.
Работать по заданному алгоритму.
Выполнять однообразную работу.
Соблюдать правила и нормативы. 0123
0123
0123
0123
0123

0123

0123
Б Создавать новые инструкции и давать указания.

Принимать нестандартные решения.
Легко придумывать новые способы деятельности.

Брать на себя ответственность.

Самостоятельно организовывать свою работу. 0123

0123
0123

0123

0123

Обработка и интерпретация результатов. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной де¬ятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходи¬мо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответ¬ствующей группы суждений. Суммарная оценка по каж¬дой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависи¬мости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разде¬ленных по признаку «предмет труда»:
1) человек-человек;
2) человек-техника;
3) человек-знаковая система;
4) человек-художественный образ;
5) человек-природа.
Последние две группы суждений, обозначенные бук¬вами А и Б, соответствуют двум классам профессий, раз¬деленных по признаку «характер труда»:
А) исполнительские; Б) творческие;

- Запись в тетрадях.
- Обсуждение.
6. Выход в интернет (сайт по профессиональному самоопределению)
- Показ как работать по самоопеределению в интернете.
- Раздать учащимся карточки с адресом сайта.
7. Игра «кто есть кто?».
- Ведущий называет любую профессию.
-Все показывают кому она (возможно) характерна, следующий другую профессию и т.д.
8. Рефлексия.
- А сейчас каким цветом ассоциируется выбор профессии?(методика Парачева)
- Учащиеся работают за компьютерами.
- Рефлексия выводится на интерактивную доску.
- Что полезного вынесли для себя со встречи?

Источник: http://интернет
Категория: Школьный психолог | Добавил: ПАРКВИ (2011-12-11) | Автор: Курмашева Валентина Ивановна E
Просмотров: 1902 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 11:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru