Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Тема: «Изучение профессиональной направленности личности». Цель: оказание психологической помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении. Задачи:- мотивы выбора профессии -собственное исследование -определение путей развития профессиональной направленности -оказание консультационной помощи в выборе профессии. 1.Собщение цели. -ребята, представьте себе, что сегодня в теч. урока вы побываете в кабинете»СЛЕЖБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ», вам предложат разные методы и способы профессионального самоопределения. 2.Эмоциональный настрой. -цвето- ассоциативная методика Парачева. -предлагается 8 цветов, учащиеся выбирают цвет, с которым ассоциируется выбор профессии -данные выводятся на интерактивную доску. -анализ 3.Притча: «У рабочих возводящих собор спросили, что они делают? Один сказал: «Я таскаю камни» Второй: «Зарабатываю на пропитание» Третий: «Строю храм» -что отражено в ответах 3 людей, занятых одним делом -основные причины или мотивы, лежащие в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражаются в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Учусь для того,чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы… -продолжите предложение (ответы по желанию) Осознание мотивов,т.е. того,что ты делаешь-дело очень важное,но трудное. «Определение мотивации». (Методика Е.А.Головахи). Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них наиболее соответствующие вашим взглядам. 1. В наибольшей степени 5. Работать в хороших реализовать свои условиях в таких, чтобы физические возможности, работа не была проявить силу, ловкость, утомительной, не волевые качества. вызывала отрицательных эмоций эмоцийэмоций. эмоций. 2. Достичь высокого общественного 6. Сохранить достаточно положения, известности, энергии и времени для славы, получить увлечений, общения с признание окружающих. друзьями и близкими. 3. Получать высокий заработок, - обеспечивающий хорошие материальные условия. 4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности. Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера). Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (вне профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным ). Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее - профессиональное самоопределение или другие вопросы -прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам. -учащиеся работают по таблице индивидуально. -делают выводы. Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»? Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — говорит одна девица, Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир. «Если б я была царица, — говорит ее сестрица Я б на целый мир одна наткала бы полотна». «Если б я была царица, — третья молвила девица, Я б для батюшки-царя родила богатыря». Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены. -необходимо учиться выстраивать сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. ПОДУМАЙТЕ,от чего зависит выбор профессии? Схема на интер. Доске. Выбор профессии: Выбор жизненного пути- вопрос серьезный. Ошибешься и попадешь в разряд не реализовавших себя людей. Такие люди ходят на нелюбимую работу, ненавидят понедельники с радостью ждут приближения пятницы. Как же найти такую профессию, чтобы и любимой была, и интересной, а еще и доход приносила? Для этого действительно ,нужно изучать себя. Сегодня, попробуем определиться в ваших склонностях и той или иной профессии. 4.РАЗМИНКА «Профессия по кругу» -по кругу учащиеся называют любую профессию, следующий на последнюю букву и т.д. 5. Тест «Опросник Климова» -1 группа работает за компъютором -2 группа за столами (тесты на листах) Профориентаиионная анкета Диагностическая цель. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с клас¬сификацией типов профессий Е. А Климова. Ее можно ис¬пользовать при профориентации подростков и взрослых. Инструкция. Напротив каждого высказывания зачерк¬ните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно). я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю): 1 Обслуживать людей. 0123 012 3 0123 0123 0123 23 0 23 0 23 Заниматься лечением. Обучать, воспитывать Защищать права и безопасность Управлять людьми 2 Управлять машинами 0123 0123 0123 0123 0 23 0 23 Ремонтировать оборудование Собирать и налаживать технику Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи Заниматься строительством .3 Обрабатывать тексты и таблицы 0123 0123 0 123 0 123 0 123 0 123 Производить расчеты и вычисления Перерабатывать информацию Работать с чертежами, картами и схемами Принимать и передавать сигналы и сообщения 4 Заниматься художественным оформлением 0 123 Рисовать, фотографировать 0 123 Создавать произведения искусства 0 123 Выступать на сцене 0 1 23 Вышивать, вязать 0 123 5 Ухаживать за животными 0 123 Заготавливать продукты 0.12 3 Работать на открытом воздухе 0 123 Выращивать овощи и фрукты 0123 Иметь дело с природой 0 123 А Работать руками 0 123 0123 0123 0123 0123 0 23 0 23 Выполнять решения Воспроизводить имеющиеся образцы Размножать, копировать Получать конкретный практический результат Воплощать идеи в жизнь Б Работать головой 0123 01 23 0123 0123 0123 0 123 Принимать решения Создавать новые образцы Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать Инструкция. Напротив каждого высказывания зачер¬кните цифру, соответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно) Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками): 1 Знакомиться с новыми людьми. Быть чутким и доброжелательным. Выслушивать людей. Разбираться в людях. Хорошо говорить и выступать публично. 0123 0123 0123 0123 0123 2 Искать и устранять неисправности Использовать приборы, машины, механизмы. Разбираться в технических устройствах. Ловко обращаться с инструментами. Хорошо ориентироваться в пространстве. 0123 0123 0123 0123 0123 0123 0123 3 Быть сосредоточенным и усидчивым. Хорошо считать в уме Кодировать информацию Оперировать знаками и символами. Искать и исправлять ошибки 0123 0123 0123 0123 0123 0123 4 Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи. Разбираться в литературе и искусстве. Петь, играть на музыкальных инструментах. Сочинять стихи, писать рассказы. Рисовать 0123 0123 0123 0123 0123 0123 0123 5 Разбираться в животных или растениях. Разводить растения или животных. Бороться с болезнями, вредителями. Ориентироваться, в природных явлениях. Работать на земле. 0123 0123 0123 0123 0123 0123 0123 А Быстро выполнять задания.. Точно следовать инструкциям. Работать по заданному алгоритму. Выполнять однообразную работу. Соблюдать правила и нормативы. 0123 0123 0123 0123 0123 0123 0123 Б Создавать новые инструкции и давать указания. Принимать нестандартные решения. Легко придумывать новые способы деятельности. Брать на себя ответственность. Самостоятельно организовывать свою работу. 0123 0123 0123 0123 0123 Обработка и интерпретация результатов. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной де¬ятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходи¬мо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответ¬ствующей группы суждений. Суммарная оценка по каж¬дой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависи¬мости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий. Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разде¬ленных по признаку «предмет труда»: 1) человек-человек; 2) человек-техника; 3) человек-знаковая система; 4) человек-художественный образ; 5) человек-природа. Последние две группы суждений, обозначенные бук¬вами А и Б, соответствуют двум классам профессий, раз¬деленных по признаку «характер труда»: А) исполнительские; Б) творческие; - Запись в тетрадях. - Обсуждение. 6. Выход в интернет (сайт по профессиональному самоопределению) - Показ как работать по самоопеределению в интернете. - Раздать учащимся карточки с адресом сайта. 7. Игра «кто есть кто?». - Ведущий называет любую профессию. -Все показывают кому она (возможно) характерна, следующий другую профессию и т.д. 8. Рефлексия. - А сейчас каким цветом ассоциируется выбор профессии?(методика Парачева) - Учащиеся работают за компьютерами. - Рефлексия выводится на интерактивную доску. - Что полезного вынесли для себя со встречи? Источник: http://интернет | |
Просмотров: 1902 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|