Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Изживание комплексов по научному
Психологический комплекс - это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.
Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне, как следы внутренних психологических конфликтов. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.
С комплексами можно и нужно работать. Как?
Комплекс представляет собой весьма стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого трудно даже тогда, когда его существование осознается и у человека имеется достаточно сильное желание избавиться от них.
Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости и живучести комплексов.
Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию.
Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой и сочетаются с защитами, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.
О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:
- частые и сильные переживания из-за собственного поведения и собственных неадекватных реакций на действия других людей;
- неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и на поведение других людей;
- чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;
- чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми.
Комплексы могут быть следующих видов.
Комплекс неполноценности - необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
Комплекс неполноценности возникает по поводу:
- внешних, физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей тела;
- внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.
Комплекс превосходства - не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, "лучшему" роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и, следовательно, агрессивность- это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.
Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.
Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

Мы все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим. А как дело обстоит с Вами?
Предлагаю вам попробовать проанализировать свои привычные представления о себе с помощью следующего упражнения. Напишите на листе бумаги свои, как вам кажется, устойчивые характеристики. Например:
Я - застенчивая
Я – пугливая
Я – умная
И т.п.
Дайте 5-9 характеристик. Пишите без особых раздумий, исходя из своего состояния и опыта. Потом напротив каждой характеристики напишите ее противоположность. Например:
Я – застенчивая Я – смелая
Я – пугливая Я – храбрая
Я – умная Я – глупая
И в заключение – напишите историю жизни человека с противоположными характеристиками…Чем ее жизнь отличается от вашей? Что лучше? Что трудней?
Продолжим работу над своими характеристиками в следующем выпуске, хорошо?
Буду как всегда ждать ваших писем на aleks2003@bk.ru
Информация о моей профпригодности и примеры моих консультаций здесь: http://lopatuhina.psy-help.com/ Только в одной бесплатной консультации вы можете лишь прикоснуться к решению проблемы…Чтобы в трудную минуту укрепиться на своих ногах и в очередной раз поверить в себя имеет смысл все-таки какое-то ВРЕМЯ поработать…
Ира Лопатухина
e-mail: lopatuhina@psy-help.com

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-07-01) | Автор: Людмила E W
Просмотров: 988 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru