Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Психологический комплекс - это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне, как следы внутренних психологических конфликтов. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека. С комплексами можно и нужно работать. Как? Комплекс представляет собой весьма стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого трудно даже тогда, когда его существование осознается и у человека имеется достаточно сильное желание избавиться от них. Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости и живучести комплексов. Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой и сочетаются с защитами, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам: - частые и сильные переживания из-за собственного поведения и собственных неадекватных реакций на действия других людей; - неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и на поведение других людей; - чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми; - чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми. Комплексы могут быть следующих видов. Комплекс неполноценности - необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе. Комплекс неполноценности возникает по поводу: - внешних, физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей тела; - внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера. Комплекс превосходства - не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, "лучшему" роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями. Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и, следовательно, агрессивность- это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого. Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так. Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет. Мы все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим. А как дело обстоит с Вами? | |
Просмотров: 992 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|