Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Дети индиго — люди будущего?
Дети индиго инкарнировались со священной целью: возвестить о приходе нового общества, основанного на честности, сотрудничестве и любви. Они являют собой новый шаг в эволюции человечества.
В мире, в котором мы живем, дети индиго имеют уникальную задачу. Они — люди из будущего, воплотившиеся на нашей планете, которая корнями держится за прошлое. Они обладают высокоразвитым сознанием и повышенной восприимчивостью. Они нетерпимы к неискренности и фальши. Поэтому можете себе представить, как тяжело приходится этим детям в рамках существующей образовательной системы, которая насквозь пронизана фальшью.
Не мешайте им развиваться, помогите своим детям — в них будущее ваше и этого мира.
Ли Кэррол и Джен Тоубер. «Дети индиго»

Юлия Люц (кандидат психологических наук), Вадим Карелин
«Дети индиго» — модная нынче тема. О них создают передачи, пишут книги и статьи, спорят почти на каждом интернет-форуме. И все ради того, чтобы понять, правда это или нет.
Определение «дети индиго» появилось в Америке, его автор — ясновидящая Нэнси Энн Тэпп, написавшая книгу о том, как цвет ауры влияет на судьбу человека. Обладая способностью видеть человеческую ауру, она заметила, что с 1980-х годов рождается все больше младенцев с ранее не встречавшимся цветом ауры — индиго (насыщенным синим). «Дети индиго» не везде принятое определение, например, во Франции таких детей называют «тефлоновыми», а в Китае — «детьми света».
Сейчас по широте охвата это явление не признает границ. Пишут, что дети индиго есть не только в Америке, но и во Франции, в России, на Украине и во многих других местах — хотя их ауру видят очень немногие.
Вот какую характеристику дают этим детям Ли Кэррол и Джен Тоубер в своей книге «Дети индиго».
1. Они ощущают свое превосходство над всеми и часто ведут себя соответствующим образом.
2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
3. Они не сомневаются в своей значимости и нередко сообщают родителям, «кто они».
4. Для них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора.
5. Им физически и морально трудно совершать некоторые бессмысленные, с их точки зрения, действия, например стоять в очереди.
6. Они теряются, когда вместо проявления творческих способностей от них требуют строгого соблюдения традиции.
7. Они часто видят более рациональный способ решения той или иной задачи, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и нежелание таких детей приспосабливаться к существующей системе.
8. Они необщительны, если не находятся в кругу себе подобных. Если рядом нет никого похожего на них, они замыкаются в себе, чувствуют, что их никто не понимает. Поэтому им очень нелегко устанавливать социальные связи в период обучения.
9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины, остаются глухи к угрозам вроде: «Вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь!»
10. Они не стесняются говорить о том, в чем испытывают нужду.
11. Их уважение может заслужить лишь тот, кто действительно многое знает и ведет себя достойно.
12. Эти дети философы, их суждения о смысле жизни, о предназначении человека, о Вселенной и о Боге отличаются глубиной и оригинальностью.
13. У многих «индиго» с самого рождения хорошо развиты целительские и экстрасенсорные способности.
Перечисленные особенности почему-то наводят на мысль, что одним словом пытаются назвать не только новые качества, которые появляются у современных детей и которые не всегда можно объяснить, но и целый комплекс проблем общества, которые теперь проявляются все ярче...
Человек или терминатор?
Еще больше настораживает и беспокоит, когда говорят, что наряду с присущими ему качествами философа, гуманиста, призванного спасти наш мир, ребенок индиго способен убить и убивает, если что-то происходит не так, как он хочет. Приведем отрывок из интервью Нэнси Энн Тэпп для книги «Дети индиго»:
«Энн: В современных условиях детям индиго живется трудновато... в некоторых случаях существующая система воспитания настолько заблокировала их, что иногда эти дети могут убить. Теперь я всегда верю в парадоксы. В жизни должно иметь место как положительное, так и отрицательное — для того чтобы у нас была возможность выбора. Без свободы выбора не может быть прогресса.
...Все дети, убивавшие своих школьных товарищей или родителей, которых я... наблюдала, — были из числа "индиго".
Джен: Это очень важное наблюдение... Насколько я могу понять из ваших слов, они чувствуют, что у них особая миссия, и, когда на их пути возникают препятствия, когда их блокируют, им ничего не остается, как убрать то, что, по их мнению, им мешает?
Энн: Для них это форма выживания. Когда мы с вами были детьми, нам в голову тоже приходили разные ужасные мысли. Но мы хотели от этого убежать. Нам было страшно. А они ничего не боятся. Они верят в себя».
Значит, «новый человек» с врожденным повышенным чувством справедливости, сострадания, милосердия убивает потому, что кто-то мешает ему идти к своей цели?! Нет, это не новый человек, а терминатор какой-то! И не стоит говорить о новой ступени эволюции — а значит, улучшения, обновления — самой природы человека. Это «новое поколение» лишь с новой силой выявляет старые проблемы и язвы нашего общества. И на них надо реагировать, создавать реабилитационные программы, учить взрослых воспитывать и понимать таких детей, а не верить, что эти проблемы никак от нас не зависят и что они признак самого/ нового поколения.
Если же говорить об эволюции человечества, то, по идее, новый человек должен быть лучше предыдущего, лучше нас. «Лучше» не в интеллекте, не в умении решать задачи, потому что тогда будущее за компьютерами, и не в физической силе, крепких мускулах и выносливости, потому что тогда Кинг-Конг совершеннее нас...
Польский фантаст Станислав Лем утверждал, что человек будущего в любых обстоятельствах и при любых изменениях должен, прежде всего, оставаться Человеком. А Человек — это тот, кто поступает этично. Значит, новый человек должен быть человечнее: добрее, справедливее, честнее, способнее к любви и пониманию Бога (во всех смыслах). Единственное, что отличает человека от животного и от самой умной машины, — это чувство Бога и чувство юмора. А значит, и этический закон должен быть для нового человека руководящим. Так станет ли он убивать?Новые белые вороны?
Индиго — это компьютеризированные дети, а это значит, в своих поступках они руководствуются больше головой, чем сердцем. Я думаю, что эти дети приходят с неким набором правильной визуализации. Они знают, что, если смогут что-то пометить, это будет им принадлежать...
Это технологически ориентированные дети, что наталкивает на мысль, что развитие технологии в ближайшие десять лет достигнет такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. В возрасте трех-четырех лет эти дети понимают компьютер так, как не могут иные взрослые в 65.
Нэнси Энн Тэпп. Из интервью для книги «Дети индиго»
Есть еще одна проблема, которую, как лакмусовая бумажка, выявил феномен детей индиго. Это разобщенность, отсутствие понимания, сложности в общении, из-за которых многие молодые люди чувствуют себя одинокими, непонятыми. Их мечты, способности и стремления оказываются ненужными, не вписываются в существующую систему. И тогда у них появляется желание разрушить эту систему, противостоять ей, а где-то в глубине души — страстное стремление найти близких по духу, тех, кто их поймет. Такие разрушители систем были во все времена. В 60-х годах, например, их называли «хиппи», и они тоже мечтали, чтобы в мире было больше любви и понимания.
Может быть, в нас тоже живет тоска по своей стае белых ворон, и поэтому мы, читая о присущих детям индиго особенностях, находим их у себя? Мы тоже не любим очереди и давление авторитетов, задумываемся о смысле жизни и о Боге. Труднее с даром целительства, но ведь не пробовали же... А самое главное — если рядом нет людей, способных нас понять, мы тоже замыкаемся в себе и страдаем. И отношения в школе, в институте, на работе из-за этого часто не складываются. Может, мы все — дети индиго? Может, сегодня термин «индиго» заменил устаревшую «белую ворону»?
Вот что пишут те, кто узнает в себе черты детей индиго, кто ищет понимания хотя бы в Интернете (тоже яркий признак времени) и на многочисленных форумах иногда находит.
«Я не знаю, ребенок индиго я или нет, потому что мне 17 лет, и я не знаю, рождались ли дети индиго в 1987 году. Я очень и очень одинока на этой планете и постоянно чувствую себя пришельцем из другого мира, я не понимаю той злобы, зависти и тяги к пороку, которая присутствует у всех моих знакомых... Меня часто бросает в дрожь от этого холода... Я хочу изменить мир, повернуть к свету... хотя я чувствую себя гостем на этой планете, я уверена, что должна сделать ее духовнее...»
«Скажу честно, я не знаю, кто я... но по всем признакам очень похож на человека индиго, за исключением активности. Философско-аналитический склад ума, очень проницателен, развивался быстрее своих сверстников и ВСЮ СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ считал, что школа создает лишь моральных уродов, а современное образование в университетах лишь пустая трата времени и нервов. Если верить немного в астрологию, то оттуда я знаю многое. Я мог бы научить многих моих учителей большему, чем они могли мне преподнести. Одиночество? А кто в этом мире не одинок? Я знаю то, что мне много дано. Но я знаю, что не умею этим пользоваться.... Мне 22 года, я рад был бы познакомиться с детьми индиго, если такие есть... Мне кажется, мы друг от друга сможем многому научиться... Меня интересует общение с людьми, это можно назвать моей миссией, ведь все мы живем ради ОПЫТА...»
Что думают специалисты?
Медики, психологи, педагоги словосочетание «дети индиго» стараются не использовать. Но особенности современных детей отмечают: и у нас в стране, и за рубежом появляется все больше невнимательных, неусидчивых, чрезвычайно активных, раздражительных и при этом — очень смышленых, с довольно высоким уровнем интеллекта, способных находить нестандартные, оригинальные решения детей. Эти удивительные «гении» с трудом обучаются чтению и письму, с трудом находят общий язык с одноклассниками и учителями, но знают, что они самые-самые, хотя во многих ситуациях плохо контролируют свое поведение. А родители часто не могут ничего сделать. «...Не знаю, такой ли мой ребенок, но очень уж похож. Хотелось бы узнать... как с ним себя вести, а то в последнее время хочется удрать от него на край света или опустить руки и ждать... только вот не знаю чего» (из письма на сайт «Дети индиго»).
Многие педагоги отмечают, что современные дети становятся менее управляемыми, не считаются с мнением взрослых, ведут себя так, как считают нужным. Они могут встать во время урока со своего места, чтобы подойти к однокласснику или вообще выйти из класса. Могут, не стесняясь, сказать учительнице, что она их «неправильно учит». На замечания они не реагируют или отвечают агрессией и бранью. И если раньше таких детей называли хулиганами и было их один-два на целый класс, то сейчас становится все больше.
Вы улыбнетесь, но нечто подобное описывал еще Платон в «Государстве»: «Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын — значить больше отца; там не станут почитать... родителей (все под предлогом свободы!)... При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и властными... Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они... тем, что перестанут считаться даже с законами — писаными или неписаными, — чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти».
Неужели в IV веке до нашей эры афинский философ предвидел появление детей индиго? Да, предвидел, но не это. Он описывал проблемы, которые возникнут в обществе. И они возникли. Причина этих проблем, с одной стороны, в устройстве самого общества, системы образования, в отношении воспитателей к детям. А с другой стороны — ухудшение экологии на планете не может не влиять на рождающихся сегодня детей. Одно повышение уровня шума в городах приводит к тому, что нервная система младенцев начинает функционировать по-другому. А ведь таких факторов не один и не два. Поэтому все чаще медики ставят диагноз «минимальные мозговые дисфункции», когда разные отделы мозга созревают медленно или дисгармонично.
Обследуя школьников, психологи и неврологи все чаще диагностируют СНВГ (ADHD по американской классификации) — синдром нарушения внимания при гиперактивности. Это не заболевание в строгом смысле слова. Такой диагноз ставят детям с нормальным (часто высоким) уровнем интеллекта, которые быстро устают, легко отвлекаются, чрезвычайно подвижны и импульсивны, испытывают проблемы зрительного и слухового восприятия (отсюда и проблемы произношения, чтения, правописания). Главная причина этих проблем — непосильные информационные нагрузки в сочетании с более медленным созреванием головного мозга из-за неблагоприятной экологической обстановки и патологий развития плода во время беременности.
Но дети с СНВГ нормально обучаются и развиваются, если им оказывать дополнительную психологическую помощь и соблюдать определенные условия. Так, им нужно чаще отдыхать, чередовать разнообразные виды деятельности; в обучении лучше использовать интерактивные методики, опыты, эксперименты, творческие задания и т. п. Как правило, такие дети не справляются с заданиями, жестко ограниченными по времени, не выносят длинных однообразных уроков (им надо давать возможность отвлекаться), не могут долго концентрировать внимание на многочисленных мелких подробностях. По объективным причинам быть внимательнее больше 15 минут дети с СНВГ не способны. Это значит, что следующие 15 минут им бесполезно давать какую-то информацию: их внимание выключено. Они могут вставать, ходить по классу — им нужно двигаться. Все это время они словно спят с открытыми глазами. И даже если в этот момент что-то делают, то потом не могут вспомнить — не помнят, какие давали обещания, что им задали на дом, что объясняли на уроке. Из-за этого они не находят понимания у взрослых и одноклассников и классу к третьему замыкаются в себе и уже не пытаются общаться с другими.
Их мозг развивается асимметрично, и, пока нормально не сформируются все его отделы (при необходимой помощи это происходит к 14–15 годам), их нельзя перегружать. Им надо помогать организовывать работу и учебу, учить владеть собой, давать четкие короткие инструкции. Но главное — их нужно любить, понимая, что со всеми проблемами можно справиться. В этом убеждают хорошие результаты работы Ярославского центра «Доверие», Ижевского, Московского и Казанского центров помощи таким детям.
Что делать?
Пожалуй, гораздо серьезнее вопрос: а не стараемся ли мы отнести к термину «дети индиго» все то, с чем не можем справиться? Действительно, дети, которые сейчас приходят в школы и детские сады, сильно отличаются от приходивших 5–10 лет назад. Но в какой обстановке они воспитываются, как мало времени им уделяют родители, с каким непомерным объемом разнообразной информации, звуков, шумов, цветов эти дети сталкиваются каждый день при постоянно работающем телевизоре! Как мало у них возможности приласкаться, побыть в тишине, посмотреть, как появляются почки на дереве! Как много новых вирусов и болезней атаковали их матерей и их самих до и после появления их на свет! Вряд ли современные дети могли быть другими. Но, к счастью, они разительно меняются, если их правильно воспитывать, соблюдать режим питания, ограничить время, проводимое у телевизора... Выводы, которые делают авторы книги «Дети индиго», сначала вызывают улыбку, а потом протест: «Но ведь так надо относиться ко всем детям!!! Это всем детям необходимо!» Легче и проще сказать: «Мой ребенок "индиго", и с этим ничего не поделаешь», чем менять что-то, стараться понять его проблемы и решать их.
Развивайте сердце, ум и тело ребенка. Не стесняйтесь выражать свою любовь к нему. Объясняйте свои действия, разговаривайте с ним, рассказывайте, что вы собираетесь делать, зачем это нужно и что произойдет, если вы этого не сделаете. «Помогайте им совершенствовать этический кодекс, идущий из сердца. Тогда, если вас нет рядом, их решения и действия будут рождаться в сердце и не будут зависеть от взрослого, который должен подсказать им, что делать».
Мелани Мэлвилл. Из книги «Дети индиго».
Ведь если бы с детьми занимались не няни, а родители, если бы дети слушали не телевизор, а маму, рассказывающую сказку или читающую книжку, то и проблем с обучением и общением у них было бы гораздо меньше. Мама намного раньше, не в первом классе, заметила бы, что ее ребенок не может сосредоточиться, что с трудом воспринимает рисунки или буквы. И к психологам бы раньше обратилась... К сожалению, сейчас детей воспитывает кто угодно, только не мама и папа.
В воспитании сложно не избаловать и не задавить. Нужно прислушиваться к мнению ребенка, но не потакать ему во всем; нужно определять четкие границы того, что можно, а что нельзя. У него должны быть авторитеты, но свой авторитет взрослые должны заслуживать, чтобы было за что их уважать. И не стоит забывать, что до сих пор лучшим педагогическим средством остается пример, а не угол и не ремень.
А был ли мальчик?
Но может быть, среди детей с аурой особого цвета есть настоящие новые люди — с сильным этическим стержнем, врожденным гуманизмом и чутким отношением к окружающим, умением понимать и помогать?.. Согласно самой древней из существующих концепций антропогенеза — индийской, новое человечество или, вернее, его следующее поколение действительно сейчас зарождается на Земле, но не так быстро и не в таких масштабах, как описывает миф о детях индиго. Процесс глобальной смены поколений исторически закономерен, необходим в эволюционном движении человечества. Только вот длится он значительно дольше — сотни и тысячи лет.
Каким же будет новый человек, согласно этим учениям? И как мы сможем узнать его?
Прежде всего, он будет человеком, как минимум, избавится от свойственных нам недостатков и пороков. Он перестанет отделяться от природы, а наконец осознает себя ее частью и прекратит уничтожать и загрязнять ее. Новый человек станет по-настоящему свободным, но свободу будет понимать не как вседозволенность, а как ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Потому что постигнет законы Природы и осознает себя творцом своей судьбы. Он будет специалистом, профессионалом, но не в одной узкой области, а во всем — он будет многогранной личностью. Новый человек будет стремиться к объединению с другими людьми, будет верить в Бога, не предпочитая одну-единственную религию. Его религиозность будет основываться на присущем каждому человеку мистицизме, потребности в Высшем Присутствии, отличающем человека от животного.
Будет ли новый человек обладать сверхъестественными способностями — например, такими, какие приписывают детям индиго? Наверное, да, ведь эволюция не стоит на месте. Но, прежде всего, он будет обладать естественным достоинством человека.
И может быть, не нужно ждать, когда придет новый человек? Ведь в нас уже есть многое от такого человека: доброта, чуткость и умение любить, отвращение к бессмысленной работе, отрицание лицемерия, любовь к справедливости, желание найти единомышленников... Каждый из нас может приблизить будущее. Для этого достаточно жить, опираясь на лучшее в себе. Ведь отличительными признаками нового человека будут не цвет ауры, неусидчивость и непризнание авторитетов, а свойства души и сердца. А пробуждать их никогда не поздно, ибо, как говорил Франческо Петрарка: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-09-08)
Просмотров: 1142 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru