Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Дети с ограниченными возможностями в силу своих индивидуальных особенностей находятся в особо трудных условиях, являются наименее защищенной частью населения. В г. Алматы функционируют 20 специальных коррекционных организаций образования для детей дошкольного и школьного возраста и 103 класса для детей с ЗПР. Всего коррекционной помощью охвачено 4775 детей и подростков с особыми потребностями – от 2 до 18 лет. В 1992 года в г. Алматы была организована психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) для решения проблем детей с ограниченными возможностями. Начальным этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии, является психолого-медико-педагогическая консультация. Ребенок всесторонне обследуется, по результатам обследования определяется общая стратегия коррекционно-педагогической работы с ним, составляется программа обучения и тип коррекционной организации. Результаты обследования детей и подростков показали рост количества детей со сложными и тяжелыми формами нарушений. В 2001 году Департаментом образования города в рамках реализации «Комплексной целевой Программы реабилитации инвалидов г. Алматы» впервые в Республике были открыты коррекционно-диагностические группы углубленной диагностики сложных нарушений при городской ПМПК В этих группах занимаются дети, которые по разным показаниям не могут посещать специальные дошкольные организации. Для этих детей посещение коррекционно-диагностических групп – единственная возможность получения коррекционно-образовательных услуг. Занятия в них проводятся по индивидуально-развивающей программе, составленной командой специалистов (дефектологи, логопеды, психолог, специалист по движению, музыкальный руководитель, воспитатели). В настоящее время коррекционную психолого-педагогическую помощь в условиях группы получили 247 детей дошкольного возраста. Имеется такая категория детей, для которой не предусмотрены специальные коррекционные организации образования (тяжелая умственная отсталость, аутизм, эмоциональные нарушения). Тем не менее анализ потребностей детского населения в специальном образовании обнаруживает необходимость организации новых типов коррекционных организаций специального образования: кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров. В рамках реализации Законов Республики Казахстан «О защите инвалидов в РК», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Региональной Программы реабилитации инвалидов действующая городская ПМПК с 2005 года переименована в Алматинский городской реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. В структуру Реабилитационного центра были введены 3 кабинета психолого-педагогической коррекции, расположенные в разных районах города, две ПМПК и коррекционно-диагностические группы неполного дня для детей дошкольного возраста. Кабинеты психолого-педагогической коррекции являются новым типовым учреждением специального образования и оказывают комплексную медико-педагогическую и социально-психологическую реабилитацию детям и подросткам с ограниченными возможностями. Коррекционно-развивающая поддержка оказывается прежде всего детям, имеющим тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, то есть тем, которые в силу специфичности нарушений не могут получить квалифицированную помощь в коррекционных организациях образования. Это дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, воспитывающиеся и обучающиеся на дому, обучающиеся в общеобразовательных школах города и нуждающиеся в коррекционной помощи. Зачисление детей в кабинет коррекции производится на основании заключения ПМПК. Прием детей с ограниченными возможностями ведется в течение года при наличии в нем свободных мест. Диагностический состав детей, посещающих кабинеты коррекции. Дети раннего возраста (до 3-х лет), имеющие проблемы в развитии речи, интеллекта, моторики – 12 % с умственной отсталостью различной степени – 16%, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 10%, с тяжелыми речевыми нарушениями – 13% с РДА, нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы – 4%, с нарушениями слуховой функции – 3%, с нарушениями зрительной функции – 1%, со сложными нарушениями – 16%, с трудностями в обучении (нарушение чтения, письма, счета, с задержкой психического развития) – 25%. Таким образом, сложился определенный контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи кабинетов. Для осуществления коррекционной работы на каждого ребенка разрабатывается индивидуально-развивающая программа (ИПР) с учетом его возможностей. Специфика работы КППК такова, что на одного специального педагога, психолога приходится примерно 10 – 12 человек с разными нарушениями: тяжелой УО, аутизмом, ДЦП, с трудностями в обучении и т. п. Поэтому индивидуально-развивающая программа коррекционной работы отдельно составляется на каждого ребенка. Основополагающей в деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции является работа с семьей, в которой воспитывается ребенок с особыми нуждами. Успех реабилитации ребенка во многом зависит от степени взаимопонимания специалистов и родителей. В задачи специалистов по отношению к родителям входит: налаживание контакта с родителями с целью улучшения понимания родителями собственного ребенка, особенностей его развития; привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка, укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; ориентирование родителей на планомерную, последовательную, коррекционно-развивающую работу состояния своих детей; формирование оптимистических установок в отношении возможностей ребенка; обучение родителей доступным приемам коррекционной работы. Родители, как правило, уделяют больше внимания медицинским воздействиям, часто упуская из виду социальную, психолого-педагогическую коррекционную реабилитацию. Свои функции большинство родителей видят в обеспечении интенсивного лечения ребенка, а коррекционный процесс воспитания и обучения зачастую возлагается на самих специалистов. Тесное сотрудничество родителей с медиками и педагогами, освоение ими современных методов семейного воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии делает процесс реабилитации более плодотворным. В кабинете коррекции дети получают помощь следующих специалистов: психолога; логопеда; дефектолога (в том числе сурдопедагога); социального педагога; врача-невролога; инструктора ЛФК; медсестры по массажу; музыкального руководителя. Занятия проводятся с каждым ребенком не менее двух-трех раз в неделю, в среднем на одного ребенка приходится 6-8 коррекционных занятий (психолога, логопеда или дефектолога, инструктора ЛФК). Дополнительно дети получают лечебные мероприятия: консультативный прием врачом-неврологом, массаж по показаниям. Основным условием коррекционно-развивающего обучения в кабинетах коррекции является их оснащенность техническими и компенсаторными средствами, коррекционно-развивающим оборудованием. На сегодняшний день имеется достаточное количество коррекционно-развивающего материала, пособий, разработанных зарубежными авторами и специалистами Центра «САТР». Один из кабинетов психолого-педагогической коррекции оснащен сенсорной и мягкой игровой комнатой, сухим бассейном. Кроме того, во все кабинеты приобретены: полифункциональные модульные наборы, куб Монтессори, игровые наборы «Кузнечик», массажные коврики «Топ-топ», «ГОФР» со следочками, сенсорные мячи, стол-ванны для игр с водой и песком и многое другое оборудование для занятий ЛФК. В настоящее время коррекционную помощь в условиях кабинетов психолого-педагогической коррекции получили 400 детей. До настоящего времени в штатном расписании кабинетов не была предусмотрена должность музыкального руководителя. Однако опыт работы в кабинете коррекции показывает необходимость введения музыкальных занятий для сенсорного развития умственно отсталых детей, детей с ДЦП, посещающих КППК. Особенно музыкальная терапия рекомендуется детям с ранним детским аутизмом. Поэтому с января 2007 г. в КППК № 2 введена должность музыкального руководителя. В функциональные обязанности социального педагога кабинетов коррекции входит не только работа с документацией и родителями (заполнение социальных карт), выявление запросов и оказание помощи семьи, но и формирование и привитие навыков самообслуживания, социальная адаптация детей с тяжелыми формами нарушений. В этой связи возникла необходимость в проведении практических занятий по формированию социально-бытовых навыков. Для такого мегаполиса как г. Алматы наличие трех КППК мы считаем недостаточными, так как потребности детского населения таким образом полностью не удовлетворяются. По данным ПМПК в дополнительной коррекционной помощи нуждаются более 1300 детей с ограниченными возможностями. Региональной Программой реабилитации г. Алматы на 2006 – 2008 гг. предусмотрено дополнительное открытие двух-трех кабинетов психолого-педагогической коррекции в районах города. На базе самостоятельного здания, в котором размещается кабинет коррекции № 2, при укреплении его материально-технической базы специальным медицинским оборудованием, укомплектовании специалистами медицинского и иного профиля здесь будет оказываться комплексная социально и медико-педагогическая помощь в полной мере. Предполагается в дальнейшем использование кабинета как ресурсного Центра для оказания методической и консультативной помощи другим кабинетам коррекции, логопедическим пунктам, коррекционным организациям образования, структурным подразделениям Департамента занятости и социальных программ, занимающимся с детьми с ограниченными возможностями. | |
Просмотров: 1684 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|