Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

развитие внимания
Дивянина Е.И.
учитель начальных классов
ГУ"Начальная школа № 9"
г. Рудный
Развитие внимания через проведение коррекционной работы с детьми.

Мысль о необходимости модернизации современной системы образования прослеживается во многих документах последних лет. Очевидно, что переход на 12-летнее обучение потребует обновления всей системы образования. Особенно остро этот вопрос стоит перед начальной школой, когда закладывается фундамент для успешного становления личностных качеств младших школьников, возникает необходимость ликвидировать все причины стоящие на пути развития способностей ребенка.
Дети начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Поэтому я хотела бы познакомить коллег – учителей начальных классов, с работой по развитию и совершенствованию внимания на уроках обучения грамоте. Для осуществления данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
-осмыслить роль внимания, как познавательного процесса, необходимого для успешного обучения в школе;
-обобщить и систематизировать имеющийся материал по развитию и коррекционной деятельности для использования в учебном процессе;
-разработать и составить коррекционные карты по русской грамоте.
В настоящее время вопросы связанные с развитием внимания и проведением психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания, стали актуальны.
Внимание само по себе не является отдельным видом познавательной деятельности. Оно присуще любому познавательному процессу ( восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П. Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. По данным статистики, у средне и хорошо успевающих детей оно развито средне, у отличников – хорошо, а неуспевающие школьники имеют исходно низкий уровень развития внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих – показатели внимания в 1-ом и 2-ом классах примерно одинаковы и лишь к 3-ему – 4-ому классам наблюдается небольшой рост.
Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Только систематическая, целенаправленная работа может способствовать развитию внимания у младших школьников.
Я затронула тему развития внимания, как неотъемлемую часть общего развития ребенка. Считаю, что предоставленная коррекционная работа поможет учителю в организации учебного процесса, направленного на развитие внимания, характеризующего интенсивность познавательной деятельности.
Коррекционные карты по русской грамоте включают:
-правила;
-формулировки;
-понятия;
-образцы выполнения заданий.
Цель данной коррекционной работы – исправление отклонений и разрешение трудностей в обучении. Главное условие – индивидуальное использование коррекционных карт.
Работая с этими коррекционными картами, можно повлиять на повышение успеваемости учеников. Предоставляя часть этих работ хотелось бы показать, что они позволяют реализовать в обучении:
-личностно-ориентированный подход;
-учение без принуждения;
поэтапный контроль;
-открытие перспективы.
Благодаря этому у учеников развиваются: устойчивость внимания, логическое мышление, повышается качество знаний.

Приложение №1.

1 класс.
Коррекционная карта № 1 по русскому языку.

Тема: Большая буква вначале предложения.


Первое слова в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.

Зима.
Пришла зима. На реке лёд. По льду на коньках катаются дети. Кругом шум и смех. Весело ребятам!
Задание:
Найди последнее слово каждого предложения. Поставь после него точку. Напиши первое предложение с большой буквы.

Наступила зима выпал снег ударил сильный мороз на пруду лед

__________________________________________________________________________
У нас живет кот Васька в углу шуршит мышка кот бросился на шорох мышка спряталась в норку

________________________________________________________________________________
Вот маленький детеныш у малыша ноги большой длины уши тоже большие и широкие это лосёнок

№2 Как проверить безударные гласные?

Безударную гласную проверяем ударением.

Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.


Сосна - сосны
трава - травы
моряк - море
волчата - волк
сова - совы

Задание:
Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

Тр_па - _____________, б_льной - __________, л_са - ____________, л_сок - ___________, к_тята - ___________, г_ра - _____________, бл_ны - _____________, гн_здо - ______________,
пч_ла - ____________, _са - _________, з_рно - ___________, г_стил - ____________, с_лонка _ ___________, м_сты - __________, д_жди - ___________, п_ля - ____________, в_лна - ____________, р_ка - ___________, п_щат - _____________, с_ды - ____________, пл_ды - ________________, к_са - косы.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Прежде, чем написать букву, подбери проверочное слово. Как ты думаешь, как называется текст?

Л__ са.
В л__су живет рыжая л__са. Лисий дом - н__ра. У н__ры играют веселые л__сята. Л__сица учит их лисьим повадкам.

№3 Твёрдые и мягкие согласные.

Буква одна, а звуки разные – твёрдые и мягкие согласные.

а о у ы э твёрдо
Согласные перед произносятся
я е ю и ё мягко


Ряд, мясо, мял, шляпа . Рассуждаем: После букв р, м, л написали букву я, так как впереди стоящие буквы обозначают мягкие согласные звуки. При произношении они слышатся мягко . Буква я обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Дар, палка, марка. Рассуждаем : После букв д, п, м написали букву а , так как впереди стоящие буквы обозначают твердые согласные звуки. При произношении они слышатся твердо. Буква а обозначает твердость согласных звуков на письме.

Задание: Прочитай слова, вставляя букву а или я, э или е,
у или ю, о или е.

Д_ тел, р_к, гр_дки, реб_та, м_к.

Мы купили билеты в первый р_д.
Каждый человек р_д весне.
Мой брат еще очень м_л.
Петя м_л пластилин.

Кр_в, л_д, с_м, ут_нок, кр_т, л_н.

Вокруг крепости был вырыт глубокий р_в.
Малыши испугались и подняли р_в.
Мальчик за руку в_л сестру.
Нашу телегу везет огромный в_л.
Аист, аист, длинный н_с,
Ты куда лягушку н_с?

Кл_ква, арб_з, кл_ч, р_жье, кр_к.

На грядке рос зеленый л_к.
Мы открыли в погреб л_к.

Источник: http://из опыта работы учителя
Категория: Школьный психолог | Добавил: олюнька (2012-02-17) | Автор: Дивянина Елена Ивановна E W
Просмотров: 2695 | Комментарии: 1 | Теги: развитие внимания, коррекционная работа с младшими шко | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 11:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru