Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

В смерти моей прошу винить...
.Практически каждый день мы слышим по радио, читаем в газете и Интернете тревожные сообщения: подросток покончил жизнь самоубийством.
Кончают ребята с жизнью в одиночку, на чердаке, накинув веревку на шею, кончают группами, «романтически» спрыгнув с верхнего этажа многоэтажки…
Я набрала в Яндексе:  «Суицид. Новости»,  и на меня немедленно обрушилось: Московская школьница покончила с собой, выбросившись из окна… Россия в 3 раза превышает мировой показатель по подростковым суицидам… Раньше подростки шагали с крыш из-за любви, а теперь - из-за родителей … 17-летний студент лицея в Атбасаре покончил жизнь самоубийством…   Подросток повесился из-за запрета на социальные сети…  В Красноярске повесился 12-летний мальчик …
Почему наши подростки не хотят жить? Как сделать так, чтобы эта страшная эпидемия прекратилась?  Что мы, взрослые, делаем не правильно, почему не можем сберечь жизни наших детей – самое  дорогое, что есть у нас?

Об этом – наш разговор с Раушан Бейдалиевной  Каримовой,  заведующей  кафедрой общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая и научно-технической лаборатории  превентивной суицидологии, доктором  психологических наук, профессором, врачом психоневрологом  высшей категории.


-  Проблема суицида очень сложна и многогранна, но в ней можно выделить два основных аспекта, - начала разговор моя собеседница. -  Первый – общий, глобальный. Стремительные социально-экономические перемены, нарастание темпов и требований современной жизни в обществе ведут к усилению  информационной и психологической  агрессивности среды. Эта проблема особенно проявляется в обществе на пике экономических и социальных перемен, причем  как на подъеме, так и на спаде.  Во время войн количество суицидов уменьшается.
Второе  – на этом фоне уменьшилась  общая стрессоустойчивость человека. Наши психоэмоциональные нагрузки становятся все больше и больше, хотя запас прочности остается у нас тот  же. А количество нервных клеток у нас не увеличилось, механизмов их регуляции тоже больше не стало. И если мы, взрослые,  в большинстве  своем ищем выходы из трудного положения, то у детей в мыслях появляется самый легкий путь: уйти. Потому что в поведении  у них преобладает высокая импульсивность. Это наиболее неустойчивая составляющая психики подростков. Они не осознают, что происходит окончание их жизни.
Суицид мы сейчас рассматриваем в плане социальной эпидемии. Он очень часто встречается в развитых странах и всегда идет в ногу с депрессиями.
- Я помню, как в Австрии наш гид сказал, что в этой стране самый  высокий уровень суицидов в Европе.
-  Высокий уровень жизни, как ни странно,  порождает высокий уровень депрессии.
- В каком-нибудь отсталом африканском племени Тумбу-Юмбу  тогда по этой логике суицидов нет?
- И депрессий тоже нет. Депрессии, кстати, в наше время, точно так же как вирусы, претерпели изменения. Они стали носить маскированный характер – маска депрессии. Если раньше человек при депрессии  сидел, уставившись в одну точку, никуда не ходил, ничего не ел, ни  с кем не общался, то сейчас человек с депрессией работает, ведёт обычный образ жизни и в один прекрасный момент в ходе, возможно, незначительного конфликта с кем-то,  совершает суицид.  А нам кажется,  что это произошло среди полного  благополучия. Раньше мы считали, что маскированные депрессии бывают только у взрослых,  сейчас наблюдаем их и  у детей.
- А может, например, душевно  здоровый человек взять и покончить с собой,  или это может сделать только психически больной человек, даже если мы до поры до времени не подозревали об этом?
-  К сожалению, совершить суицид может и душевно-здоровый человек, и больной, но  у психически больного человека  суицидальный риск намного  выше, чем у здорового. Кстати, в  природе суицидальные попытки встречаются даже у животных,  но пока их причины мы  не можем определить. 
- Если же говорить о детях, подростках…
- Во многих случаях это проблемы  личностного кризиса.  Причем в каждом возрасте имеется своя причина, которая является основной.  У юных девочек это, как правило,  проблема неразделенной любви, расставание с любимым. В старшем возрасте это может быть потеря работы, смерть близкого человека, одиночество, отсутствие понимания окружающих, невозможность найти решение какой-то острой проблемы. В детском возрасте суицид может играть подражательную роль. По телевизору часто показывают  суициды, есть много игр на эту тему, и ребенок вовлекается в этот процесс, как в очередную увлекательную игру. Он не понимает, что за чертой смерти возврата не будет.
- Как-то я писала о  школьнике из Алматинской области, который повесился, потому что боялся  гнева отца, хотя он, собственно, ничего плохого не сделал – его подставили одноклассники.
-  В подростковом возрасте адаптационные психогенные механизмы неустойчивы,  поэтому подростки ранимы,  они не могут  самостоятельно найти выход из ситуации. Зачастую в подобной ситуации виновата семья с ее авторитарными  методами  воспитания. В ней не приемлется ничье мнение кроме мнения родителей. Поэтому ребенок из страха, что будет наказан или опозорит семью, готов расстаться со своей жизнью. Это  импульсивное действие. Он до конца не осознает, что его не будет.
-  Я читала, что иногда дети иногда  просто хотят попугать родителей и педагогов. Умереть понарошку. 
-  Суицидальное поведение формируется у подростка, как правило,  в условиях неправильного воспитания.  Демонстративным суицидом ребенок хочет  привлечь внимание, не совершая его  до конца, но, к сожалению, он  не понимает,  где черта, за которой смерть,  может переступить эту черту и случается трагедия.
-  А религиозные мотивы здесь бывают?
- В городской среде популярны разные неформальные  подростковые объединения: эмо, готы, панки. Навязанные принципы изменяют сознание ребят, заставляют идти по пути неприятия всего и всех, протеста  против взрослых. И одной  из форм протеста бывает суицид. Дети опять-таки не понимают, что на этом закончится их жизнь, и подростки совершенно спокойно говорят: «Да, мы можем совершить суицид,  если нас не понимают родители или учителя».  В новых исламских  сектах убеждают молодых, что если примешь смерть во благо чего-то, окажешься в раю. На самом деле, в Коране нет такого.  Подростки,  попадающие под их влияние сект, резко меняются в поведении:  у них падает самооценка, появляются неуверенность  в себе, тревожность, и тогда идеи самоуничижения приводят к трагическому концу. 
- Честно говоря, кто такие готы и эму, я знаю только по сериалу «Папины дочки».
-   Каждому из нас не  раз встречались на улицах Алматы, в общественном транспорте, в магазинах подростки со странными взлохмаченными прическами, в черно-розовой одежде,  с кучей навешанных значков и плюшевых игрушек - это эмо. Главный их лозунг: «Наша жизнь никого не касается. Мы от вас отделяемся, мы независимы». И они считают, что одной из форм протеста вполне может быть суицид.
- Несколько слов о вашей лаборатории превентивной суицидологии.
- Наша лаборатория была создана в 2011 году по  поручению  министра образования РК  Б.Т.Жумагулова.  Наша задача -  разработать  комплексные программы по профилактике и интервенции суицида у детей и подростков. Мы открыли казахстанский форум доверия «helpkomek.kz», интернет-журнал «Школьный психолог», проводим регулярно мастер- классы для педагогов и психологов вузов и школ по диагностике и профилактике суицидов у подростков, тренинги с учащимися и педагогами на базе наших экспериментальных площадок. Сейчас заканчиваем  комплексное социально-психологическое исследование школьников по авторским методикам, кстати,  получаем  интересные данные. Провели анкетирование педагогов. 
- И что интересного вы узнали из анкет?
- Во-первых, авторитет школы значительно падает  в глазах детей уже в 5-7 классах.  Это тревожит, надо поднимать авторитет педагогов, ведь большую  часть жизни ребенок проводит в школе. Что радует:  школьники младших и средних классах в трудные минуты обращаются к родителям, т.е приоритет семьи для детей остается высоким. Поэтому родители должны быть внимательны к своим детям, быть постоянно в курсе их дел. Это поле безопасности – Дом – слава Богу, еще существует у наших подростков,  его нужно укреплять, а для этого работать с родителями. 
- Есть сложности?
К сожалению,  педагоги только начали заниматься проблемой, ведь раньше ею ее были озабочены  лишь  медики и правоохранительные органы.  Сейчас  это - одна из задач важнейших задач школы. Причем этой работой должны заниматься не только психологи, но и все педагоги. Ведь в школе работают один, максимум два психолога.
- И как вы здесь видите свою задачу?
- Психологи должны координировать эту работу, обучать педагогов,  педагоги – учеников, а педагоги и психологи совместными усилиями -  родителей. Очень важно разработать программы повышения стрессоустойчивости и для педагогов,  и для учеников, и для родителей.
-  Говорят, в Интернете есть целые клубы самоубийц, где учат, как умирать  легко и красиво?
-  Еще год назад в Интернете было много сайтов, посвященных самоубийству, причем все подавалось очень заманчиво,  даже ласково: «Давай попробуем». И у ребенка возникало желание «попробовать».
-  Интересно, что за безумные люди создают подобные  сайты?
- Я не знаю, по-моему, просто кто-то ведет войну с человечеством, желает деморализировать общество, разрушить психическое здоровье народа.  Думаю, всем этим занимаются  психически нездоровые люди.  К счастью, сейчас эти сайты гасят. Кстати, когда и телевизор смотришь, порой  ужасаешься.
-А кто будет работать с родителями?
-  Педагоги. Проводить родительские собрания, причем не  раз в месяц,  а чаще, - и не только  говорить родителям об успеваемости и поведении их детей, но и обучать их.  Но для этого надо обучить и самих педагогов.   В  первую очередь им надо уметь  распознавать суицидогенные риски.  Сегодня, к сожалению, ни одна методика не может дать стопроцентного результата:  с этим человеком мы поработаем и можем спокойно уходить – нет риска, что он совершит суицид. Мы выпустили учебное пособие для педагогов-психологов  на эту тему, методические рекомендации. В Алматы у  нас есть три экспериментальные площадки, где мы очень плотно работаем с педагогами и родителями.
- Давайте теперь дадим конкретные советы нашим родителям и педагогам.

- Начнем  с родителей.  Даже если они много работают, все равно они должны внимательно следить  за настроением и поведением ребенка. Ведь как только у ребенка появляются проблемы, которые ему решить трудно, он становится подавленным, находится в плохом настроении, перестает интересоваться друзьями, всем окружающим, весь день сидит у компьютера или телевизора,  плохо спит, плохо ест. Особенно должна насторожить мам и пап  потеря интереса ребенка к общению с друзьями. Возможно, у подростка какие-то сложности в школе – его избивают дети, шантажируют…
- К сожалению, подобную информацию в прессе читаешь очень часто,  и нередко конфликт  заканчивается смертью ребенка.
- Да, недавно  по всем каналам прошел сюжет о вымогательстве денег у подростка. И мама видела, что ребенок часто возвращается из школы с синяками.  Слава богу, все обошлось и не закончилось трагически. Если только появляются признаки физического насилия над ним, надо бить тревогу.
-  А еще есть изгои, которых терроризирует весь класс. Вспомним фильм «Чучело» Ролана Быкова… Что делать родителям, который видят сигналы беды?
- Идти, вернее, бежать в школу и говорить с педагогом. Педагог,  в свою очередь,  должен вместе  со  школьным психологом внимательно разобраться в ситуации. К сожалению, часто в сложной ситуации учитель сваливает вину на семью, семья на школу, и  в результате   страдает ребенок.  Но если искать решение проблемы,  ее можно найти.
-  Вернемся  к случаю, который я рассказала в начале нашего разговора. Ребенок боялся наказания и отца и покончил с собой. Но ведь и вседозволенность ни к чему не приводит. Где найти золотую середину?
- Когда беседуешь с родителями, они иногда словно просыпаются и вспоминают, что когда-то сами были подростками и у них тоже были проблемы с родителями.  Проблема отцов и детей вечна. Подростковый период всегда сложен, а в наше время он особенно трудно протекает. Подростки считают себя абсолютно взрослыми, хотя  остаются социально зависимы от родителей. И родители начинают давить на материальные рычаги:  «Я тебе то не дам, другое…»
- Но есть родители, которые не то что безразличны  к воспитанию ребенка, они просто борются за собственное выживание.
- Да, так часто говорят родители, но это не оправдание. Если мама или папа хотят  найти время для общения с ребенком, они его всегда найдут!  Я считаю, что когда  мама говорит: у меня не хватает времени для воспитания ребенка, она лукавит. Иногда родители отправляют ребенка в частную школу за большие деньги и умывают руки. Это глубочайшая ошибка родителей. В семье самая главная  функция – воспитательная. Если этого родители не понимают,  то  пробел  в воспитании ребенка заполнится чем-то вредным.
 - А какие советы вы могли бы дать здесь классному руководителю?
-  Классный руководитель должен обращать внимание на моральный климат в классе, в школе. Каковы взаимоотношения между детьми?  И если сам не может справиться с чем-то негативным, обращаться за помощью к родителям, школьному психологу. Тут обязательно должен работать треугольник: классный руководитель, родители и психолог. И  классный руководитель должен  обращать внимание  не только на ребёнка в синяках, но и на того, кто просто сидит в классе безучастный.  Даже если ребенок внешне спокоен, все равно он иногда относится к группе суицидогенного риска.
- Вот вы говорит: обратиться к школьному психологу. А вы уверены, что у нас сегодня  в  каждой школе имеются компетентные психологи?
-  Наши выпускники работают в школе, но администрация школы не всегда довольна молодыми психологами. Часто руководители школы хотят,  чтобы психолог пришел в школу  и все сразу сделал блестяще. Так не бывает. К сожалению, часто психолог – это просто связующее звено между директором школы, завучем  и коллективом.  Это проблема очень острая. У нас до сих пор нет четкого положения о работе школьного психолога. Что он должен делать, каковы его основные обязанности? Нужен закрепленный статус школьного психолога, ведь его  иногда используют в качестве помощника администрации: сходи туда, принеси то… Любого молодого специалиста надо учить работать. Администрация школы не должна ждать, что  в школу придут мудрые седовласые психологи и сказочно решат все их проблемы. 
- И что делать?
- При всей сложности этой проблемы, она решаема. Со стороны родителей необходимо  больше понимания, больше терпения. Учителя также  должны чаще  общаться с родителями.  В зависимости от личностных особенностей родителей учитель должен дать ему советы психологического плана. А когда психолог будет больше работать с родителями и учителями, ему станет  легче работать и с подростком. Надо говорить подросткам, чтобы они были внимательны друг к другу. Подружка за партой  лучше, чем учитель, ощущает настроение соседки, видит, когда  она чем-то расстроена…  Подружка  первая скажет учителю, что с Леной  или Шолпан что-то не в порядке. «Она сама не своя. Я ее не узнаю». Одноклассницы  первые узнают, если девушку бросает парень и она убита этим фактом. Эту девочку надо обязательно взять под контроль. Мы все должны друг другу помогать.
- Раньше был век коллективизма, а сейчас мы перешли в век индивидуализма.  
- Сегодня мы воспитываем личность индивидуальную, ни от кого независимую. Конечно, в связи с этим структура личности меняется.  Но все это буквально воспринимать нельзя.  Мы живем в социуме, мы должны  общаться…  И помнить,  как прекрасен  этот мир!

Беседу вела Людмила Мананникова
classtime.kz
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2012-02-20)
Просмотров: 1901 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 11:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru