Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Роль общения в работе педагога Психологические основы эффективного взаимодействия «волшебного треугольника» «учащийся-педагог-родитель» в профессиональном лицее Е. Н. Миронова, педагог-психолог профессионального лицея № 6 г. Алматы С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей – дело достойное и необходимое. Но работа любого педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и с горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только с радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаянием от невозможности решить важнейшую проблему. Несмотря на большую загруженность (проверка тетрадей, классное руководство, большое количество уроков), учителю необходимо постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневно общаться с большим количеством людей – все это осложняет его жизнь. Именно поэтому педагогам часто необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановиться после тяжелого стресса, научит его техникам уверенного поведения и способам саморегуляции. Здесь педагогам помогают знания педагогической и возрастной психологии, психологии управления, психофизиологии и так далее. Знания о характерах и типах темпераментов, способах взаимодействия и методах управления помогут ему в процессе успешного и эффективного общения с подростками, он сумеет сохранить физическое и психологическое здоровье – как свое, так и учащихся. Л.Ф. Фридман объясняет, что общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью и горем, передавать друг другу информацию. У разных людей – разные способности общения. В то время как одни, вступая в контакты с окружающими, без особых усилий со своей стороны или поддерживают, или просто создают у других людей хорошее настроение, другие вносят в свои взаимоотношения с людьми напряженность, провоцируют последних на отрицательные эмоции. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человеческой. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания. Дается ли человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению так важна отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому участнику, используя имеющийся уже у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими. С введением психологической службы в профессиональном лицее стало возможным оказание максимальной психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса. Поэтому важным в работе психологической службы ПЛ-6 является работа в трех направлениях: диагностика проблемных зон в учебном пространстве, просветительская и коррекционно-развивающая деятельность. Для этого в нашем лицее проводится следующая работа: – тренинги с учащимися на уроках «Этики и психологии» и на классных часах для развития коммуникативных и организаторских способностей, работа кружка «Страна психология», где подростки в столь значимом и ответственном для них возрасте учатся разбираться в себе, своих чувствах, эмоциях, изучают техники саморегуляции и самоконтроля за своим поведением. – семинары-тренинги для педагогов на тему: «Роскошь человеческого общения», которые позволяют расширить диапазон знаний о ведущих каналах восприятия и специфике общения с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками», о различных средствах общения, техниках слушания, стратегиях и тактиках речевого общения и т.д. – родительский лекторий на темы, касающиеся особенностей физиологического и психического развития подростков, ценностных ориентаций, жизненного самоопределения и профессиональной направленности наших детей. Данные лектории помогают разобраться в моделях поведения родителей в детско-родительских отношениях, способствуют их эффективности. Данная психологическая деятельность способствует повышению эффективности техники педагогического общения, являющегося не только одним из компонентов, но и ведущей составляющей педагогического мастерства. | |
Просмотров: 1257 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|