Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Секреты "волшебного треугольника"
Роль общения в работе педагога
Психологические основы эффективного взаимодействия
«волшебного треугольника» «учащийся-педагог-родитель»
в профессиональном лицее
Е. Н. Миронова,
педагог-психолог профессионального лицея № 6 г. Алматы
С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей – дело достойное и необходимое.
Но работа любого педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и с горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только с радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаянием от невозможности решить важнейшую проблему.
Несмотря на большую загруженность (проверка тетрадей, классное руководство, большое количество уроков), учителю необходимо постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневно общаться с большим количеством людей – все это осложняет его жизнь. Именно поэтому педагогам часто необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановиться после тяжелого стресса, научит его техникам уверенного поведения и способам саморегуляции.
Здесь педагогам помогают знания педагогической и возрастной психологии, психологии управления, психофизиологии и так далее. Знания о характерах и типах темпераментов, способах взаимодействия и методах управления помогут ему в процессе успешного и эффективного общения с подростками, он сумеет сохранить физическое и психологическое здоровье – как свое, так и учащихся.
Л.Ф. Фридман объясняет, что общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью и горем, передавать друг другу информацию.
У разных людей – разные способности общения. В то время как одни, вступая в контакты с окружающими, без особых усилий со своей стороны или поддерживают, или просто создают у других людей хорошее настроение, другие вносят в свои взаимоотношения с людьми напряженность, провоцируют последних на отрицательные эмоции.
Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человеческой. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания.
Дается ли человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению так важна отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому участнику, используя имеющийся уже у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.
С введением психологической службы в профессиональном лицее стало возможным оказание максимальной психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Поэтому важным в работе психологической службы ПЛ-6 является работа в трех направлениях: диагностика проблемных зон в учебном пространстве, просветительская и коррекционно-развивающая деятельность. Для этого в нашем лицее проводится следующая работа:
– тренинги с учащимися на уроках «Этики и психологии» и на классных часах для развития коммуникативных и организаторских способностей, работа кружка «Страна психология», где подростки в столь значимом и ответственном для них возрасте учатся разбираться в себе, своих чувствах, эмоциях, изучают техники саморегуляции и самоконтроля за своим поведением.
– семинары-тренинги для педагогов на тему: «Роскошь человеческого общения», которые позволяют расширить диапазон знаний о ведущих каналах восприятия и специфике общения с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками», о различных средствах общения, техниках слушания, стратегиях и тактиках речевого общения и т.д.
– родительский лекторий на темы, касающиеся особенностей физиологического и психического развития подростков, ценностных ориентаций, жизненного самоопределения и профессиональной направленности наших детей. Данные лектории помогают разобраться в моделях поведения родителей в детско-родительских отношениях, способствуют их эффективности.
Данная психологическая деятельность способствует повышению эффективности техники педагогического общения, являющегося не только одним из компонентов, но и ведущей составляющей педагогического мастерства.
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-12-02)
Просмотров: 1257 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 3:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru