Жизнь человеческая есть выполнение двух задач, теснейшим образом взаимосвязанных: ВЫЖИТЬ и СОСТОЯТЬСЯ. Обеспечение жизни как таковой, ее продолжения, и - наполнение жизни смыслом. Что такое смысл, обсуждать здесь пока не будем, примем просто, что это возможно - смысл в жизни и жизнь в смысле. Полнота жизни - когда получается и то, и другое: и выжить, и состояться. Не так уж часто это бывает. А когда получается и то, и другое ВПОЛНЕ - это, наверное, уже жизнь более чем человеческая... У большинства жизнь остается подчиненной задачам выживания и только. Или почти только. В широком смысле выживания - физического, материального, социального, психологического. Уцелеть, не пропасть, защитить себя. Защитить то, что есть, не упасть ниже уровня, с которого не подняться... Далеко не всем удается и это, а если удается - не полностью. Жизнь скомканная, суженная, зажатая, согнутая, полубольная, частичная жизнь - скорее правило, чем исключение. А развернутая, здоровая, успешная, победительная, уверенная в себе жизнь - скорей исключение... С первых шагов своей врачебно-психологической практики я убедился, что самая общая, самая главная, стержневая проблема огромного числа людей - НЕУВЕРЕННОСТЬ. Корень зла, общий корень. С чем бы ни обращался ко мне человек - будь это невроз, депрессия или конфликтная ситуация, трудности в учебе и работе, включая обыкновенную лень, семейные неурядицы, трудности в воспитании детей и т.д. - неуверенность в себе, явная или скрытая, страх, очевидный или подспудный - вот то ядро, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, вращаются всевозможные проблемы и трудности. Уймы, толпы, миллионы, сотни и сотни миллионов неуверенных детей, неуверенных подростков, неуверенных молодых людей, неуверенных девушек, неуверенных мужчин, неуверенных женщин, неуверенных стариков, старух... Кто в открытую, кто под маской самонадеянности, под личиной хама, наглеца, злыдня... Имя им легион. Неуверенных - целый народ. Человечество неуверенных. Будь не так - не было бы столь постоянно-высокого спроса на помощь психологов и психотерапевтов. Будь не так - не было бы гадалок, астрологов, всяких магов и колдунов. Будь не так - не было бы диктатур. Будь не так - завистников, подлецов, мошенников и преступников было бы меньше, и алкоголиков, и наркоманов. Может быть, и вообще не было бы... Настоящих Победителей в жизни - мало, ничтожно мало. Их могло бы быть несравненно больше. Жизнь - это не рукопашный бой. Не ринг, не татами, не стадион. Не подиум и не конкурс красоты. Не шахматная доска. Не финансово-товарная биржа. Не карточная игра и не лотерея, как многие думают, - хотя где-то, когда-то, как-то - и то, и другое, и третье, и пятое, и десятое... Все, вместе взятое - плюс бесконечность. Жизнь многомерна. Многовершинна. Жизнь - беспредельно разное, всевозможное многоборье. Неограниченное пространство для побед каждого в своем духе, в своем вкусе, в своей игре и своей борьбе, в своем поединке с судьбой и самим собой. Только трудно это свое - свой жизненный смысл - найти. Увидеть и опознать. Осмыслить. Принять - вместе с Собой. И своей уверенностью. Победителей в жизни так мало потому, что лишь очень немногие дозревают до настоящей душевной и умственной взрослости. Подавляющее большинство подсознательно застревает в психологическом детстве. Внутренне продолжают жить в неосмысленной толще внушений, воспринятых в нежном возрасте. В гипнозе оценочной зависимости. В незрячем доверии манипуляторским мифам. В слепом недоверии себе. В глубоко засевших испугах маленького человечка, которым каждый когда-то был и где-то остается. В духовных потемках. Мы овцы, бараны, бараны мы, овцы - влекомы, ведомы - такие таковцы, такая судьба - пастухи нас пасут, стригут нас и тащат на страшный свой суд. Да здравствует стрижка и слава стригущим, и мясо, и шкуру твою стерегущим! Что скажет собака, твой череп грызя? Что быть одиноким привыкнуть нельзя. Да здравствует кнут и да здравствует стадо! Сомнения есть, но свободы не надо! Что скажем мы завтра жестокой судьбе? Мы скажем ей "ме" или скажем ей "бе"? Бараны мы, овцы мы, овцы, бараны - равнины и горы, проекты и планы, а завтра зарежут...Не все ли равно, когда впереди - Золотое Руно?.. Кому-то это выгодно - чтобы на свете было так много неуверенных в себе недовзрослых, с психологией покорных овец и послушных баранов. Кто-то этим пользуется, и не надо быть догадливым, чтобы понять - кто. Человек Уверенный - Человек Свободный. А значит - сильный. Для правителей люди сильные всегда подозрительны. Уверенные, свободные люди для власти - всегда проблема. Но только такие люди могут строить достойную жизнь и разумное гуманное общество. Только такие оправдывают звание Человека. По капле выдавливать из себя раба, словами Чехова, а словами своими - запуганного ягненка - я начал с 14 лет в секции бокса. Через 5 лет дошел до кандидата в мастера и понял, что кулаками некую частицу овечьей психологии из себя выбил. Но только частицу. Отнюдь не главную. Не ядро. Занялся самопомощью на психологическом и духовном уровне. Прошел путь немалый... Обучение УВЕРЕННОСТИ - преподавание психологического мастерства жизненной борьбы - начал со времен первых изданий "Искусства быть Собой" и "Искусства быть Другим". Аутотренинг и тонопластика, психологические игры, ролевой тренинг, социотренинг - составные части этого преподавания, необходимые, но не единственные. В "ИБД" целая глава "Бой с тенью" посвящена психологии поединка: рефлексия противника, построение опережающего сценария ситуации, ролевое ведение, воздействие на подсознание... Разветвления и развития темы - в "Цвете судьбы" (ролевая психология и ролевой тренинг), в "Приручении страха" (психотехнологии базовой уверенности, тонопластика для уверенности), в "Вагоне удачи" (психотехника оптимального риска), в "Травматологии любви" (уверенность в общении с другим полом, уверенность самооценочная), в "Наемном боге" (психология внушения и природа гипноза, психология власти и "гурология"). В одном стишке у меня есть такие вот провокационные строчки: Уверенность должна быть беспричинной! Причина образуется, найдется, и женщина управится с мужчиной, и муха в паутину попадется! Хоть и в полушутку (насчет беспричинности), разводятся здесь по разные стороны два вида уверенности: зрячая уверенность, опережающая события и создающая их - уверенность, например, сильного гипнотизера, или уверенность, присущая женской интуиции, не нуждающаяся в видимых опорах, но глубоко обоснованная - и слепая уверенность заблуждения, уверенность мухи, летящей на паутину... Стараюсь учиться зрячей уверенности - ей же учить. Зрячая уверенность - это знания и навыки плюс умение их применить. Среди знаний главное - знание себя и других. Среди умений - умение управлять собой и внимать другим. Почти в каждом проблемном письме, почти в каждой записке-вопросе на встречах с читателями (1 и 2 декабря унес с собой из Ленинской библиотеки здоровенную груду, до сих пор разбираюсь...) - о том же все, об УВЕРЕННОСТИ - как ее обрести, как ею пользоваться, как ее не бояться... Ну вот, почти наугад: Газ или Тормоз? из ВОТов Владимир Львович, подскажите - как можно научить детей разумной осторожности, при этом не задев их доверия окружающему миру (особенно - людям)? Перечитываю вопрос и не знаю, смеяться или пустить слезу. "Владимир Львович, подскажите" - всего-навсего "подскажите"... Вопрос-то на книги и книги, и тех не хватит. "Не задев их доверия..." Прямо вот не задев, не дотронувшись до доверия ни волоском? Да не выйдет же не задеть. Придется задеть, и очень даже основательно, придется сильно поработать с этим самым доверием, подвергнуть его критике и основательно ограничить. Более того, придется сделать ему, доверию, хирургическую операцию. А именно - в то место, где у доверия входные ворота - где находится слепая дыра, ведущая в душу - вот в это самое место придется вставить, вживить - ГЛАЗА. Ну-ну, не все так страшно, это я так, попугал слегка. Обозревая немалый опыт родителей, уже воспитавших своих детей более или менее адекватными человеками, плюс свой собственный скромный опыт с пятерыми мальцами - трое из которых уже выросли, а двое еще растут, могу обнадежить: если ребенку не мешать самому работать со своим доверием и постепенно озрячивать его, то в большинстве случаев она сама собой образуется, эта, условно говоря, разумная осторожность. Более того, многим детям она присуща в зачатке уже врожденно и сама служит первоначальным фильтром для отсеивания того и тех, кому доверять можно, от того и тех, кому не очень или совсем нельзя. Уже полугодовалый младенец, находясь в компании незнакомых или малознакомых людей, сам инстинктивно потянется к тому, кто из них всех добрее и спокойней, а того, кто внутри черен, отметит либо подозрительным взглядом, либо явным игнорированием, а то и ревом во всю глотку. И тут иногда подумаешь: кому же у кого надо учиться этой самой разумной осторожности... Для инстинктивно, врожденно разумных в отношении к доверчивости детишек старшие - только поставщики жизненного материала, из которого дети сами успешно строят свою систему мироотношения. Они будут и любопытничать когда надо, спрашивать, если не словами, то взглядом, будут сами ставить эксперименты с теми или иными предметами, явлениями и людьми, делать выводы и проверять их, снова и снова... Будут, конечно, совершать и ошибки, иногда рисковать, иногда получать травмы, иногда очень серьезные и опасные, - ну, а как же без этого? Чем больше мать страшится мысли о возможной смерти ребенка, тем меньше у него условий стать хоть сколько-нибудь физически развитым и духовно самостоятельным человеком... Смотрите, как бы оберегая от бактерий, не поместить ребенка в атмосферу, перенасыщенную затхлостью скуки и безволия. Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даем ему жить... Януш Корчак Разумное, но еще неопытное существо по имени Ребенок врожденно знает, что окружающему миру, включая и людей, априорно, от балды, не следует ни доверять, ни не доверять. А надлежит этот мир исследовать. Познавать. С долей риска - как правило, затаенной, трудно определимой. А иначе - никак. На самом-то деле, вы очень правильно, очень хорошо поставили свой вопрос. В нем уже есть ответ. В диалектичности ответ, в двух чашах весов, меж которыми ищется подвижное равновесие... И ответ вот какой: разумной осторожности научить нельзя, но стремиться к этому надо. Еще один ответ: у нас у самих нет разумной осторожности. Ни у кого нет ее в той точно отмеренной дозе, которая только и делает лекарство максимально действенным и безопасным. Всегда осторожности либо недостаток, либо какой-то избыток, и всегда колебания и шараханья из стороны в сторону. Обжегшись на молоке, дуем на воду, кустов пугаемся, зато денежки доверяем не тем, кому следует, голоса выборные и подавно. Под видом воды глотнуть можем и яду, тем паче, если вода с градусами... Вы говорите "дети", вообще дети. Какие дети? Какой ребенок конкретно?.. Дети - это ведь и младенцы, и юноши в цвете лет, и девочки, и мальчики, и боязливые как зайчики, и отчаянные, оголтелые, как не знаю кто. Какая там разумная осторожность! Конкретно все. Вот возьмем нечто совсем "простенькое": переход через улицу, полную несущихся машин, или даже просто нахождение на такой улице. Целую книгу надо написать о том, как переходить улицу взрослому, чтобы уменьшить риск быть сбитым. Уменьшить, только уменьшить. Не устранить риск совсем, этого не получится! - даже если спокойно стоишь на остановке, есть вероятность того, что какой-нибудь Неподберуслова в тебя въедет. Недаром москвичи говорят: переходя улицу на зеленый свет, смотри на машины, а не на светофор - он еще никогда ни на кого не наезжал. И на меня в текущем тысячелетии зеленый светофор ни разу не наезжал посреди перехода, а обкуренный Ненайдуругательства зверски наехал и переломал тазовые кости. А вы говорите - "не задевая доверия к людям"... Обидно, правда? Именно в этот раз не нарушил правила, а пострадал жестоко. Сам-то я по своим характерологическим особенностям обычно перехожу улицы с риском, близким к максимальному, иногда и зеленого не жду, если вижу, что обстановка позволяет. Манеру сию категорически и справедливо не одобряет моя жена, придерживающаяся противоположной тактики: она даже на зеленый не переходит по причине того, что он скоро кончится. Но у нас так и распределены семейные обязанности: я - Газ, она - Тормоз. Хорошая, кстати, психологическая метафора - придумали школьники: 11-летняя дочка недавно меня спросила: "Пап, а ты кто, Газ или Тормоз?" Я, чуть подумав, ответил: "Вообще-то Газ. Но для тебя, наверное, Тормоз". Пока учат водить машину, инструктор подсказывает: жми на газ, жми на тормоз... А для жизни можно разве составить такую инструкцию на все случаи? Попробуем же для начала хотя бы определить, кто наш ребенок больше: Газ или Тормоз?.. Определив, легче решим: что нужно чаще: подталкивать или удерживать... Да, сам-то я в отношении своих детей скорей тормоз - может быть, невольно проецирую на них когда-то куда-то загнанную собственную боязливость... Газотормозное соотношение может сильно меняться на протяжении жизни. И так бывает, что ребенок, в раннем возрасте недоверчивый, осторожный до боязливости, в такой степени, что даже отстает в набирании опыта, - подойдя к рубежу пубертата, вдруг делает поворот на 180 градусов и оказывается доверчивым до безрассудства, внушаемым до беспредельности, а то и безбашенным... Один из моих сыновей проделал похожую траекторию и постепенно, хотя и с изрядным запозданием, более-менее уравновесился. Это именно для него, еще маленького, я написал свою стихотворную психосказочку про барсука, который никому не верил. (Она вошла в ныне выходящую книжку "Кважды ква", а раньше еще была опубликована в "Зачеркнутом профиле", с моими собственными картинками.) Пожелание: если вы приводите ребенку (любого возраста) какой-то негативный пример, ставящий мир и людей под знак недоверия, то потрудитесь обязательно подыскать тут же альтернативный пример - положительный. Лучше даже парочку, но хотя бы фифти-фифти. Причем важно, чтобы и эмоциональный вес, интонационный удар того и другого случая был либо одинаков, либо с перевесом в сторону положительного. Еще пожелание. Далеко не во всех случаях следует объяснять ребенку причину предостережения или запрета на что-то и обрисовывать возможные страшные последствия нарушения запрета. "Не стой (на дороге с большим движением) близко к краю тротуара". "Не подходи близко к краю платформы в метро". "А почему?" - может спросить любопытное дитя. "Ну не стоит, и все. Не надо". Без лишних слов, просто всем видом, интонацией и собственным примером показывая, как не надо - и как надо. И еще одно. Больших Правил Безопасности не так много, не более, вероятно, десятка-полутора. Их можно в нужных словах и интонациях сперва малышу, а потом и подрастающему человеку доходчиво для каждого возраста и характера преподавать. Не стоит раздергивать ребенка по каждой мелочи, из каждого неловкого движения устраивать драму... Панические, крикливые, одергивающие, гиперопекающие мамаши порождают одного из двоих: либо сверхтревожного невротика (если не психотика), либо оглохшую к сигналам настоящей опасности, с бронированными психологическими защитами, туповатую личность. Часто оба эти персонажа живут в одном человеке - живут, но не уживаются: один беспрерывно газует, другой безостановочно тормозит... Каким может быть результат постоянного одновременного нажатия и на газ уверенности, сиречь доверия жизни и себе, и на тормоз - недоверие, неуверенность?..
|