Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Человечество неуверенных. Обоснование профессии
Жизнь человеческая есть выполнение двух задач, теснейшим образом взаимосвязанных: ВЫЖИТЬ и СОСТОЯТЬСЯ.
Обеспечение жизни как таковой, ее продолжения, и - наполнение жизни смыслом.
Что такое смысл, обсуждать здесь пока не будем, примем просто, что это возможно - смысл в жизни и жизнь в смысле.
Полнота жизни - когда получается и то, и другое: и выжить, и состояться. Не так уж часто это бывает. А когда получается и то, и другое ВПОЛНЕ - это, наверное, уже жизнь более чем человеческая...
У большинства жизнь остается подчиненной задачам выживания и только. Или почти только.
В широком смысле выживания - физического, материального, социального, психологического. Уцелеть, не пропасть, защитить себя. Защитить то, что есть, не упасть ниже уровня, с которого не подняться...
Далеко не всем удается и это, а если удается - не полностью. Жизнь скомканная, суженная, зажатая, согнутая, полубольная, частичная жизнь - скорее правило, чем исключение. А развернутая, здоровая, успешная, победительная, уверенная в себе жизнь - скорей исключение...
С первых шагов своей врачебно-психологической практики я убедился, что самая общая, самая главная, стержневая проблема огромного числа людей - НЕУВЕРЕННОСТЬ.
Корень зла, общий корень. С чем бы ни обращался ко мне человек - будь это невроз, депрессия или конфликтная ситуация, трудности в учебе и работе, включая обыкновенную лень, семейные неурядицы, трудности в воспитании детей и т.д. - неуверенность в себе, явная или скрытая, страх, очевидный или подспудный - вот то ядро, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, вращаются всевозможные проблемы и трудности.
Уймы, толпы, миллионы, сотни и сотни миллионов неуверенных детей, неуверенных подростков, неуверенных молодых людей, неуверенных девушек, неуверенных мужчин, неуверенных женщин, неуверенных стариков, старух... Кто в открытую, кто под маской самонадеянности, под личиной хама, наглеца, злыдня...
Имя им легион. Неуверенных - целый народ. Человечество неуверенных. Будь не так - не было бы столь постоянно-высокого спроса на помощь психологов и психотерапевтов. Будь не так - не было бы гадалок, астрологов, всяких магов и колдунов. Будь не так - не было бы диктатур. Будь не так - завистников, подлецов, мошенников и преступников было бы меньше, и алкоголиков, и наркоманов. Может быть, и вообще не было бы...
Настоящих Победителей в жизни - мало, ничтожно мало.
Их могло бы быть несравненно больше.
Жизнь - это не рукопашный бой. Не ринг, не татами, не стадион. Не подиум и не конкурс красоты. Не шахматная доска. Не финансово-товарная биржа. Не карточная игра и не лотерея, как многие думают, - хотя где-то, когда-то, как-то - и то, и другое, и третье, и пятое, и десятое...
Все, вместе взятое - плюс бесконечность.
Жизнь многомерна. Многовершинна. Жизнь - беспредельно разное, всевозможное многоборье. Неограниченное пространство для побед каждого в своем духе, в своем вкусе, в своей игре и своей борьбе, в своем поединке с судьбой и самим собой.
Только трудно это свое - свой жизненный смысл - найти.
Увидеть и опознать. Осмыслить. Принять - вместе с Собой. И своей уверенностью.
Победителей в жизни так мало потому, что лишь очень немногие дозревают до настоящей душевной и умственной взрослости. Подавляющее большинство подсознательно застревает в психологическом детстве. Внутренне продолжают жить в неосмысленной толще внушений, воспринятых в нежном возрасте. В гипнозе оценочной зависимости. В незрячем доверии манипуляторским мифам. В слепом недоверии себе. В глубоко засевших испугах маленького человечка, которым каждый когда-то был и где-то остается. В духовных потемках.
Мы овцы, бараны, бараны мы, овцы -
влекомы, ведомы - такие таковцы,
такая судьба - пастухи нас пасут,
стригут нас и тащат на страшный свой суд.

Да здравствует стрижка и слава стригущим,
и мясо, и шкуру твою стерегущим!
Что скажет собака, твой череп грызя?
Что быть одиноким привыкнуть нельзя.

Да здравствует кнут и да здравствует стадо!
Сомнения есть, но свободы не надо!
Что скажем мы завтра жестокой судьбе?
Мы скажем ей "ме" или скажем ей "бе"?

Бараны мы, овцы мы, овцы, бараны -
равнины и горы, проекты и планы,
а завтра зарежут...Не все ли равно,
когда впереди - Золотое Руно?..
Кому-то это выгодно - чтобы на свете было так много неуверенных в себе недовзрослых, с психологией покорных овец и послушных баранов. Кто-то этим пользуется, и не надо быть догадливым, чтобы понять - кто.
Человек Уверенный - Человек Свободный. А значит - сильный. Для правителей люди сильные всегда подозрительны. Уверенные, свободные люди для власти - всегда проблема. Но только такие люди могут строить достойную жизнь и разумное гуманное общество. Только такие оправдывают звание Человека.
По капле выдавливать из себя раба, словами Чехова, а словами своими - запуганного ягненка - я начал с 14 лет в секции бокса. Через 5 лет дошел до кандидата в мастера и понял, что кулаками некую частицу овечьей психологии из себя выбил. Но только частицу. Отнюдь не главную. Не ядро.
Занялся самопомощью на психологическом и духовном уровне. Прошел путь немалый...
Обучение УВЕРЕННОСТИ - преподавание психологического мастерства жизненной борьбы - начал со времен первых изданий "Искусства быть Собой" и "Искусства быть Другим". Аутотренинг и тонопластика, психологические игры, ролевой тренинг, социотренинг - составные части этого преподавания, необходимые, но не единственные. В "ИБД" целая глава "Бой с тенью" посвящена психологии поединка: рефлексия противника, построение опережающего сценария ситуации, ролевое ведение, воздействие на подсознание...
Разветвления и развития темы - в "Цвете судьбы" (ролевая психология и ролевой тренинг), в "Приручении страха" (психотехнологии базовой уверенности, тонопластика для уверенности), в "Вагоне удачи" (психотехника оптимального риска), в "Травматологии любви" (уверенность в общении с другим полом, уверенность самооценочная), в "Наемном боге" (психология внушения и природа гипноза, психология власти и "гурология").
В одном стишке у меня есть такие вот провокационные строчки:
Уверенность должна быть беспричинной!
Причина образуется, найдется,
и женщина управится с мужчиной,
и муха в паутину попадется!
Хоть и в полушутку (насчет беспричинности), разводятся здесь по разные стороны два вида уверенности: зрячая уверенность, опережающая события и создающая их - уверенность, например, сильного гипнотизера, или уверенность, присущая женской интуиции, не нуждающаяся в видимых опорах, но глубоко обоснованная - и слепая уверенность заблуждения, уверенность мухи, летящей на паутину...
Стараюсь учиться зрячей уверенности - ей же учить.
Зрячая уверенность - это знания и навыки плюс умение их применить. Среди знаний главное - знание себя и других. Среди умений - умение управлять собой и внимать другим.
Почти в каждом проблемном письме, почти в каждой записке-вопросе на встречах с читателями (1 и 2 декабря унес с собой из Ленинской библиотеки здоровенную груду, до сих пор разбираюсь...) - о том же все, об УВЕРЕННОСТИ - как ее обрести, как ею пользоваться, как ее не бояться... Ну вот, почти наугад:
Газ или Тормоз?
из ВОТов
Владимир Львович, подскажите - как можно научить детей разумной осторожности, при этом не задев их доверия окружающему миру (особенно - людям)?
Перечитываю вопрос и не знаю, смеяться или пустить слезу.
"Владимир Львович, подскажите" - всего-навсего "подскажите"...
Вопрос-то на книги и книги, и тех не хватит.
"Не задев их доверия..." Прямо вот не задев, не дотронувшись до доверия ни волоском?
Да не выйдет же не задеть. Придется задеть, и очень даже основательно, придется сильно поработать с этим самым доверием, подвергнуть его критике и основательно ограничить. Более того, придется сделать ему, доверию, хирургическую операцию. А именно - в то место, где у доверия входные ворота - где находится слепая дыра, ведущая в душу - вот в это самое место придется вставить, вживить - ГЛАЗА.
Ну-ну, не все так страшно, это я так, попугал слегка. Обозревая немалый опыт родителей, уже воспитавших своих детей более или менее адекватными человеками, плюс свой собственный скромный опыт с пятерыми мальцами - трое из которых уже выросли, а двое еще растут, могу обнадежить: если ребенку не мешать самому работать со своим доверием и постепенно озрячивать его, то в большинстве случаев она сама собой образуется, эта, условно говоря, разумная осторожность. Более того, многим детям она присуща в зачатке уже врожденно и сама служит первоначальным фильтром для отсеивания того и тех, кому доверять можно, от того и тех, кому не очень или совсем нельзя. Уже полугодовалый младенец, находясь в компании незнакомых или малознакомых людей, сам инстинктивно потянется к тому, кто из них всех добрее и спокойней, а того, кто внутри черен, отметит либо подозрительным взглядом, либо явным игнорированием, а то и ревом во всю глотку. И тут иногда подумаешь: кому же у кого надо учиться этой самой разумной осторожности...
Для инстинктивно, врожденно разумных в отношении к доверчивости детишек старшие - только поставщики жизненного материала, из которого дети сами успешно строят свою систему мироотношения. Они будут и любопытничать когда надо, спрашивать, если не словами, то взглядом, будут сами ставить эксперименты с теми или иными предметами, явлениями и людьми, делать выводы и проверять их, снова и снова... Будут, конечно, совершать и ошибки, иногда рисковать, иногда получать травмы, иногда очень серьезные и опасные, - ну, а как же без этого?
Чем больше мать страшится мысли о возможной смерти ребенка, тем меньше у него условий стать хоть сколько-нибудь физически развитым и духовно самостоятельным человеком... Смотрите, как бы оберегая от бактерий, не поместить ребенка в атмосферу, перенасыщенную затхлостью скуки и безволия.
Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даем ему жить...
Януш Корчак
Разумное, но еще неопытное существо по имени Ребенок врожденно знает, что окружающему миру, включая и людей, априорно, от балды, не следует ни доверять, ни не доверять. А надлежит этот мир исследовать. Познавать. С долей риска - как правило, затаенной, трудно определимой. А иначе - никак.
На самом-то деле, вы очень правильно, очень хорошо поставили свой вопрос. В нем уже есть ответ. В диалектичности ответ, в двух чашах весов, меж которыми ищется подвижное равновесие... И ответ вот какой: разумной осторожности научить нельзя, но стремиться к этому надо.
Еще один ответ: у нас у самих нет разумной осторожности. Ни у кого нет ее в той точно отмеренной дозе, которая только и делает лекарство максимально действенным и безопасным. Всегда осторожности либо недостаток, либо какой-то избыток, и всегда колебания и шараханья из стороны в сторону. Обжегшись на молоке, дуем на воду, кустов пугаемся, зато денежки доверяем не тем, кому следует, голоса выборные и подавно. Под видом воды глотнуть можем и яду, тем паче, если вода с градусами...
Вы говорите "дети", вообще дети. Какие дети? Какой ребенок конкретно?.. Дети - это ведь и младенцы, и юноши в цвете лет, и девочки, и мальчики, и боязливые как зайчики, и отчаянные, оголтелые, как не знаю кто. Какая там разумная осторожность! Конкретно все.
Вот возьмем нечто совсем "простенькое": переход через улицу, полную несущихся машин, или даже просто нахождение на такой улице. Целую книгу надо написать о том, как переходить улицу взрослому, чтобы уменьшить риск быть сбитым. Уменьшить, только уменьшить. Не устранить риск совсем, этого не получится! - даже если спокойно стоишь на остановке, есть вероятность того, что какой-нибудь Неподберуслова в тебя въедет. Недаром москвичи говорят: переходя улицу на зеленый свет, смотри на машины, а не на светофор - он еще никогда ни на кого не наезжал. И на меня в текущем тысячелетии зеленый светофор ни разу не наезжал посреди перехода, а обкуренный Ненайдуругательства зверски наехал и переломал тазовые кости. А вы говорите - "не задевая доверия к людям"...
Обидно, правда? Именно в этот раз не нарушил правила, а пострадал жестоко. Сам-то я по своим характерологическим особенностям обычно перехожу улицы с риском, близким к максимальному, иногда и зеленого не жду, если вижу, что обстановка позволяет. Манеру сию категорически и справедливо не одобряет моя жена, придерживающаяся противоположной тактики: она даже на зеленый не переходит по причине того, что он скоро кончится. Но у нас так и распределены семейные обязанности: я - Газ, она - Тормоз. Хорошая, кстати, психологическая метафора - придумали школьники: 11-летняя дочка недавно меня спросила: "Пап, а ты кто, Газ или Тормоз?" Я, чуть подумав, ответил: "Вообще-то Газ. Но для тебя, наверное, Тормоз".
Пока учат водить машину, инструктор подсказывает: жми на газ, жми на тормоз... А для жизни можно разве составить такую инструкцию на все случаи? Попробуем же для начала хотя бы определить, кто наш ребенок больше: Газ или Тормоз?.. Определив, легче решим: что нужно чаще: подталкивать или удерживать...
Да, сам-то я в отношении своих детей скорей тормоз - может быть, невольно проецирую на них когда-то куда-то загнанную собственную боязливость... Газотормозное соотношение может сильно меняться на протяжении жизни. И так бывает, что ребенок, в раннем возрасте недоверчивый, осторожный до боязливости, в такой степени, что даже отстает в набирании опыта, - подойдя к рубежу пубертата, вдруг делает поворот на 180 градусов и оказывается доверчивым до безрассудства, внушаемым до беспредельности, а то и безбашенным... Один из моих сыновей проделал похожую траекторию и постепенно, хотя и с изрядным запозданием, более-менее уравновесился. Это именно для него, еще маленького, я написал свою стихотворную психосказочку про барсука, который никому не верил. (Она вошла в ныне выходящую книжку "Кважды ква", а раньше еще была опубликована в "Зачеркнутом профиле", с моими собственными картинками.)
Пожелание: если вы приводите ребенку (любого возраста) какой-то негативный пример, ставящий мир и людей под знак недоверия, то потрудитесь обязательно подыскать тут же альтернативный пример - положительный. Лучше даже парочку, но хотя бы фифти-фифти. Причем важно, чтобы и эмоциональный вес, интонационный удар того и другого случая был либо одинаков, либо с перевесом в сторону положительного.
Еще пожелание. Далеко не во всех случаях следует объяснять ребенку причину предостережения или запрета на что-то и обрисовывать возможные страшные последствия нарушения запрета. "Не стой (на дороге с большим движением) близко к краю тротуара". "Не подходи близко к краю платформы в метро". "А почему?" - может спросить любопытное дитя. "Ну не стоит, и все. Не надо".
Без лишних слов, просто всем видом, интонацией и собственным примером показывая, как не надо - и как надо.
И еще одно. Больших Правил Безопасности не так много, не более, вероятно, десятка-полутора. Их можно в нужных словах и интонациях сперва малышу, а потом и подрастающему человеку доходчиво для каждого возраста и характера преподавать. Не стоит раздергивать ребенка по каждой мелочи, из каждого неловкого движения устраивать драму... Панические, крикливые, одергивающие, гиперопекающие мамаши порождают одного из двоих: либо сверхтревожного невротика (если не психотика), либо оглохшую к сигналам настоящей опасности, с бронированными психологическими защитами, туповатую личность. Часто оба эти персонажа живут в одном человеке - живут, но не уживаются: один беспрерывно газует, другой безостановочно тормозит... Каким может быть результат постоянного одновременного нажатия и на газ уверенности, сиречь доверия жизни и себе, и на тормоз - недоверие, неуверенность?..

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-12-17)
Просмотров: 1300 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru