Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Диагностика адаптации учащихся первых классов КГУ « ОСШ№21 города Темиртау» Попова Лариса Аркадьевна педагог – психолог пед. стаж-5 лет Цель: Выявить степень адаптации уч-ся 1-х классов к психолого-педагогическим требованиям школы, создание условий для устранения психолого-педагогических проблем. Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новыйвозраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап — ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника. Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать -благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, -отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья, - хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей. С целью выявления адаптированности первоклассников к школе в октябре-ноябре провели ряд мероприятий: • Учитель и психолог смогли систематизировать своё представление о ребёнке, начинающем учиться в школе, с помощью опросника Л.М.Ковалёвой, куда входило 48 утверждений. Вычёркивая на бланке номера, в которых описаны фрагменты поведения ребёнка, и подсчитав сумму баллов, которую набрал ребёнок, можно определить коэффициент его дезадаптации. • Также проводился рисуночный тест “Школа зверей”, где дети рисуют лесную школу, учениками и учителем которой являются лесные звери. С помощью этого теста можно изучит мотивационную сферу, как ребёнок относится к учителю, к одноклассникам, к обучению в школе, что его интересует больше, сам процесс обучения или общение с друзьями, а также школьную тревожность. • Индивидуальные беседы с учителями • Посещение уроков, • Наблюдения учителя • Диагностика и оценка психологом интеллектуального развития детей, изучение особенностей внимания, памяти, мышления. Критериями адаптации являются следующие параметры – осознание учебных задач, сформированность позиции «школьник», положительное эмоциональное состояния в момент пребывания в школе, положительный характер отношений с учителем и одноклассниками, отсутствие детской, школьной тревожности, усвоение основной учебной программы. Существует несколько факторов школьной дезадаптации. Первый фактор— это школьный: Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, Второй фактор тоже значительный — семейный: Неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребёнка или наоборот, гиперопёка. Третий фактор — микросоциальный: Негативное влияние окружения. Четвёртый фактор — макросоциальный: Деформация общественных и нравственных идеалов, обстановка и пропаганда насилия и вседозволенности. Пятый фактор — соматический: Тяжёлые хронические и физические заболевании, Трудности адаптации, рекомендации. № Трудности, проблемы адаптации Рекомендации, пути решения. 1 Не осознают учебных задач, позиция ученика не сформирована Учителям использовать методы мотивации и стимулирования (см. ниже) 2 Низкий уровень готовности учащихся к обучению в школе. (неорганизованные дети) Развивать мелкую моторику руки. Учителям четко и систематически предъявлять требования. 3 Трудности в установлении контактов с одноклассниками. Кл. рук. проводить внеклассные мероприятия на сплочение; использование групповых форм и методов работы; развитие традиций в классах. Учитывать интересы, запросы уч-ся в ходе воспитательного процесса. 4 Трудности, барьеры в установлении деловых отношений учащихся с учителями предметниками (стиль предъявления требований). Психологу разработать и провести мероприятия на снятие барьеров в системе отношений «учитель-ученик»,использование эмоциональных методов мотивации. (посещение уроков, индивидуальная беседа с учителем в аспекте «урок глазами ученика». 5 Пассивность родителей, не осознание ими важности, необходимости систематического контроля, внимания к учащимся. Кл. рук в сотрудничестве с психологом проводить родительские собрания с использованием активных форм и методов внеклассной работы (деловая игра, пресс- конференция и т.п.) 6 Неблагополучные семейные отношения, ситуативный, эпизодический интерес к школьной жизни ребенка, отсутствие режима дня, не предъявление родителями четких требований к воспитанию ребенка Психологу консультировать по вопросам возрастных особенностей. Общие рекомендации: 1.Родителям: 1. Организовать соответствующий режим дня для своих детей. ( включающий не менее 2х часовой прогулки на свежем воздухе). 2. Больше хвалить и поощрять детей, по возможности подчеркивая их значимость как учеников, как школьников. 3. Для развития познавательных процессов использовать разнообразные игры. ( «Найди предмет»: «Подчеркни букву»; «Перескажи рассказ» и др.) 4. Улучшить мелкую моторику рук помогает работа с разнообразными конструкторами «Лего»; кубики; необходимо чаще лепить; складывать разнообразные мозаики; шить; вышивать; заниматься бисероплетением и т.д. 2.Классному руководителю: 1.Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности. 2. В отношениях с дезадаптированными детьми проявлять предельное терпение и последовательность. Должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, психологами и родителями. 3.Осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми имеющими дезадаптацию из-за недостаточной физиологической зрелости, и с ребятами имеющими низкий уровень познавательных процессов. Давать учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка в классе; поощрять и замечать малейший успех; создавать благоприятный эмоциональный фон в классе. 4. Учитывать недостаточную зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности младших школьников. 5 .Изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного взаимодействия в целях и содержании обучения. 6.Учитывать возрастные особенности и возможности детей; 3.Завучу: 1.Учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста при составлении расписания занятий; распределении учебной нагрузки. 4.Психологу: 1. Психологу оказывать консультативную помощь учителям и родителям в понимании причин и поиске приемов и способов работы, которые помогли бы ребенку в организации учебной деятельности; в принятии ребенком позиции школьника. 2. Психологу организовать развивающие занятия для детей с низким уровнем готовности к школе. 3. Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. 4. Учащихся имеющих низкий уровень готовности к школе из-за отставания в интеллектуальной сфере направить в ПНД. | |
Просмотров: 10931 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|