Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Общешкольное родительское собрание в начальной школе. Подготовила педагог –психолог КГУ « ОСШ№21» Попова Лариса Аркадьевна. Тема «Внимание - как познавательный процесс» Сегодня мы поговорим о таком важном познавательном процессе человека как внимание. Ведь насколько мы с вами внимательны ,зависит успешность нашей деятельности. Сейчас я хочу вам предложить небольшой экспресс- опрос, нужно будет ответить на несколько вопросов. 1.Как правильно сказать: « Девять и пять равно тринадцати или девять и пять будет 13» Ответ: 9и 5 равно 14 2.Сколько кубических метров земли в яме длиной 6 метров, шириной 3метра,глубиной 1метр? Ответ: В яме нет земли. 3.После того океанский лайнер был покрашен в последний раз, на нем оказалось 25 слоев краски. Какой слой был на первом? Ответ: Второй слой ложится на первый. 4.Сколько животных каждого вида Моисей взял в Ковчег? Ответ: Моисей никого не брал с собой в ковчег, это сделал Ной. Внимание- это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, ярко, эмоционально) С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того чтобы делать не то, что хочется , а то ,что необходимо. В процессе обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания –послепроизвольного. Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимание для всех психических явлений. По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания. Свойства внимания: Устойчивость внимания- это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания. Распределения внимания- это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и тоже время. Переключение внимания- это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Сосредоточение, устойчивость ,переключение, распределение –это положительные свойства внимания. Невнимательность ,рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства. Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы ,частей лица, устойчивость позы, организованность движений,жестов,немногословность,твердость и уверенность речи. Отрицательные свойства внимания проявляются частой отвлекаемостью от основного дела суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, эмоциями удивления, неуверенности, тревожности. С возрастом происходит развитие внимания ребенка. И хотя у младшего школьника, по сравнению с ребенком дошкольного возраста, увеличивается объем внимания, его устойчивость, все же развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять 30-35 минут, а вот учащиеся третьих классов могут сохранять внимание непрерывно в течении урока, но важно периодически менять виды работы, чтобы не наступило утомление. Именно к моменту окончания начальной школы внимание детей должно становиться произвольным. Педагоги и психологи рекомендуют использовать небольшие упражнения для развития определенных качеств и свойств внимания. Корректурная проба позволяет изучить устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение. Необязательно иметь дома специальные бланки. Можно взять газету и попросить ребенка зачеркнуть 2 ,3 буквы за время, затем проверить, не пропущены ли эти буквы. Можно сделать это вдвоем, например, соревнуясь. Найти различия и сходства по двум картинкам. Игра «числа» предлагается посчитать вслух от 1 до 30, причем числа, содержащие 4 или делящие на 4 произносить нельзя. Вместо них можно сделать хлопок. Исправления ошибки- называется предложения, в которых допущены ошибки н-р: Летом выпал снег. Зимой в саду расцвели яблони. Купить детям журналы, газету «веселые занятия», где имеются игры на развитие внимания. У кого есть дома компьютер, Интернет рекомендуется выйти на сайт категория логических игр «Я ищу!», где предложены игры на развитие внимания. | |
Просмотров: 1873 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|