Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Внимание - как познавательный процесс
Общешкольное родительское собрание в начальной школе.
Подготовила педагог –психолог КГУ « ОСШ№21» Попова Лариса Аркадьевна.
Тема «Внимание - как познавательный процесс»

Сегодня мы поговорим о таком важном познавательном процессе человека как внимание. Ведь насколько мы с вами внимательны ,зависит успешность нашей деятельности. Сейчас я хочу вам предложить небольшой экспресс- опрос, нужно будет ответить на несколько вопросов.
1.Как правильно сказать: « Девять и пять равно тринадцати или девять и пять будет 13»
Ответ: 9и 5 равно 14

2.Сколько кубических метров земли в яме длиной 6 метров, шириной 3метра,глубиной 1метр?
Ответ: В яме нет земли.

3.После того океанский лайнер был покрашен в последний раз, на нем оказалось 25 слоев краски. Какой слой был на первом?
Ответ: Второй слой ложится на первый.

4.Сколько животных каждого вида Моисей взял в Ковчег?
Ответ: Моисей никого не брал с собой в ковчег, это сделал Ной.

Внимание- это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, ярко, эмоционально) С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание.

Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того чтобы делать не то, что хочется , а то ,что необходимо.

В процессе обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания –послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимание для всех психических явлений. По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Свойства внимания:

Устойчивость внимания- это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределения внимания- это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и тоже время.

Переключение внимания- это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сосредоточение, устойчивость ,переключение, распределение –это положительные свойства внимания.
Невнимательность ,рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы ,частей лица, устойчивость позы, организованность движений,жестов,немногословность,твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания проявляются частой отвлекаемостью от основного дела суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, эмоциями удивления, неуверенности, тревожности.
С возрастом происходит развитие внимания ребенка. И хотя у младшего школьника, по сравнению с ребенком дошкольного возраста, увеличивается объем внимания, его устойчивость, все же развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять 30-35 минут, а вот учащиеся третьих классов могут сохранять внимание непрерывно в течении урока, но важно периодически менять виды работы, чтобы не наступило утомление. Именно к моменту окончания начальной школы внимание детей должно становиться произвольным.

Педагоги и психологи рекомендуют использовать небольшие упражнения для развития определенных качеств и свойств внимания.

Корректурная проба позволяет изучить устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение. Необязательно иметь дома специальные бланки. Можно взять газету и попросить ребенка зачеркнуть 2 ,3 буквы за время, затем проверить, не пропущены ли эти буквы. Можно сделать это вдвоем, например, соревнуясь.
Найти различия и сходства по двум картинкам.

Игра «числа» предлагается посчитать вслух от 1 до 30, причем числа, содержащие 4 или делящие на 4 произносить нельзя. Вместо них можно сделать хлопок.

Исправления ошибки- называется предложения, в которых допущены ошибки н-р: Летом выпал снег. Зимой в саду расцвели яблони.

Купить детям журналы, газету «веселые занятия», где имеются игры на развитие внимания.

У кого есть дома компьютер, Интернет рекомендуется выйти на сайт категория логических игр «Я ищу!», где предложены игры на развитие внимания.
Категория: Школьный психолог | Добавил: завуч6527 (2012-03-19)
Просмотров: 1873 | Комментарии: 3 | Теги: родительское собрание, Начальная школа, внимание | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 11:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru