Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Агрессия в анфас и профиль
Светлана Тимофеева , специально для Gazeta.kz
Почему тоска - зеленая? А горе, как правило, черное? Почему белый цвет - непременно символ чистоты и нежности?
Человек, от природы склонный к импровизации, словно уперся в цветовых характеристиках собственных внутренних состояний. Впрочем, бывают исключения.
Вас никогда не тянуло в минуту душевной невзгоды схватить фломастер или карандаш и на чистом листе бумаги изобразить нечто, выражающее ваши эмоции? Не сдерживайтесь - должно стать легче! И знайте, что если это произойдет, вы прикоснулись к великой целительной силе, известной в мире как арт-терапия.
Я видела рисунки человека, которому был вынесен приговор: шизофрения. Все они датированы. Самые первые - черно-белые жесткие штрихи, чье-то лицо без глаз, срубленное дерево, колючие осколки… Чем дальше по времени, тем плавнее линии, мягче цвета. Последнее творение - завораживающее сочетание красок. Кто знает, может быть, лет эдак через сто за эти фантастические желто-синие пятна, словно высвеченные изнутри, будут биться на аукционе коллекционеры, готовые выложить кругленькие суммы…
Статистике неведомо, сколько именно людей с психическими расстройствами излечено с помощью арт-терапии. Впервые термин был употреблен английским профессором Адрианом Хиллом в 1938 году при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. В качестве особого вида лечения арт-терапия начала развиваться в Великобритании после второй мировой войны, причем, в тесной связи с психотерапией.
В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация , объединившая немногих практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии, Голландии, Японии. А к восьмидесятым годам прошлого века уже были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.
Среди ученых мира существуют различные точки зрения: одни считают возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.
Другие полагают, что человек преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать чувства, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и "разговаривает" с ним на символическом языке образов, и изображение собственного внутреннего мира помогает справиться с проблемой.
Как бы то ни было, на первом плане арт-терапии - вера в творческую основу человека. Но задача ее, конечно же, не в том, чтобы сделать всех поголовно художниками или актерами. Требуется возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы. Арт-терапия сегодня - не просто известная, но и весьма популярная практика. К ней прибегают в стационарах различного типа, успешно используют в рамках социальной работы, в реабилитационных и адаптационных программах, адресованных иммигрантам, беженцам, бездомным и безработным, заключенным, людям, испытывающим трудности в семье, пережившим катастрофы, желающим "художественно развиваться", ей также находится место в контексте разнообразных тренингов личностного роста.
- Начиная с прошлого века, арт-терапия существует как профессиональная деятельность, внесенная в официальные регистрационные и лицензионные списки. Но до сих пор отсутствует унифицированная квалификация арт-терапии, - говорит алматинский психотерапевт Сергей Портер . - В самом деле, что это? Подход, метод, инструмент? Является ли она частью психотерапии или терапии вообще? Пытаясь подобрать определение, можно забрести в глубочайшие методологические дебри. Понимание психотерапии в СНГ во многом наследует представления советского времени, а эти представления по сей день никак не состыкуются и не сообразуются - ни в концептуальном, ни в организационном отношении - с представлениями о психотерапии и статусом ее на Западе, в цивилизованном мире. Например, как с этой точки зрения квалифицировать психоанализ с его влиянием в современном мире? Как бы мы к нему ни относились, но психоанализ представляет собой уже более чем столетнюю традицию в рамках не только западной психотерапии, но и всей западной культуры - от художественной до общегуманитарной.
Нельзя же определить его только как метод, или подход, или школу - это явно противоречило бы его социальному и общекультурному статусу. Разумеется, арт-терапия пока не достигла мощности психоанализа, степени его проникновения в различные области общественной жизни. Однако квалификация ее лишь как некоего специфического "отростка" психотерапии представляется недостаточной. Арт-терапии, как явлению, тесны рамки метода или инструмента. Ошибкой было бы считать ее и функциональной или любой иной частью психотерапии.
У нас в Казахстане об этом чрезвычайно интересном и перспективном явлении известно, но не так широко, как хотелось бы в идеале. Одним из первых энтузиастов стал лет пятнадцать назад талантливый алматинский художник Олег Пищев. Когда мы познакомились, Олег вел у себя дома творческую студию "Инсайт" , куда мог прийти любой - и ребенок, и взрослый - и запросто сесть за мольберт. За время, что мы не виделись, Пищев успел закончить факультет психологии, создать центр арт-терапии, написать учебник по ее методике, провести ряд акций - например, по предоставлению в больницы города картин, написанных любителями. Ведь главное - чтобы автор творил с доброй душой, с желанием помочь людям, и тогда произведение будет излучать целебную энергию.
- Творчество - это всегда создание нового на бессознательном уровне: создание не только новых приемов, техник, материалов, но и новых норм, ценностей, - рассказывает президент центра арт-терапии Олег Пищев . - Это приводит к новаторской борьбе между культурными традициями, нормами и естественным проявлением творческого потенциала человека. Когда это новое принимается социумом, обретает форму последователей, школ, традиций, тогда оно переходит в ранг искусства. Движение от новаторства, авангарда к искусству позволяет обществу развиваться, становиться более гуманным, гибким, менее ортодоксальным. Отслеживание этого движения от творчества к искусству является функцией культуры. Каждый человек рождается с творческим началом, которое необходимо ему для развития. Однако культурные нормы и традиции таковы, что человек вынужден выбирать между творческими и нетворческими профессиями. Для многих людей, отказавшихся от творчества, такой выбор - на всю жизнь. Нереализация своего творческого потенциала приводит к психическим и соматическим заболеваниям. Для тех, кто выбрал творчество, искусство позволяет реализовать свой творческий потенциал и быть принятым в обществе, обрести статус художника, музыканта, танцора, поэта.
Однако искусство через обретение ремесленных стереотипов ограничивает его в творчестве. Арт-терапия позволяет высвободить творческий потенциал у любого человека, обрести высокие ценности, культурные нормы, социальный статус. Гармоничное равновесие состояний творчества, искусства и культуры является целью арт-терапии. Эти наши идеи совпали с мыслями Скотта Грина, художника и музыканта из Великобритании, проводившего в Алматы мастер-класс по арт-терапии . Скотт Грин показал высокий уровень профессионализма в изо-терапии, оставил впечатление тонкого мастера. Он был удивлен тем, что в Казахстане арт-терапевты работают на международном уровне.
Надо сказать, что семинары и фестивали арт-терапии проводятся у нас регулярно, в частности, при постоянной поддержке Британского совета . И это, конечно, замечательно. Все больше людей оказываются увлечены идеей, а те, кому удается увидеть реальные результаты, остаются ее приверженцами навсегда.
Вот, например, Тарас Попов - человек удивительный. Впервые я встретился с ним, когда он снял свой фильм "Опыт креста" (первоначальное название - "В стране падших ангелов"). Хотя, что значит - снял? Он никогда не имел дела с кинематографом, не был профессиональным режиссером, а работал психологом в колонии для малолеток. Просто не расставался с видеокамерой, и когда "накрутилось" почти пятьдесят часов ленты, с помощью друзей смонтировал документальный фильм.
Был уволен, стращаем высокими чинами, но фильм успел "пойти в народ" и эффект имел ошеломляющий, причем на международном уровне. Сейчас Тарас возглавляет региональный отдел международной конференции общественного телевидения INPUT, отбирающий документальные фильмы по Средней Азии и Казахстану.
Новая лента Попова "Игры воображения" рассказывает о лечении шизофрении с помощью арт-терапии.
- В последнее время я занимаюсь реабилитацией душевнобольных. И начал снимать шизофреника Александра. Хотя бы с той целью, чтобы он посмотрел, где он выглядит нелепо, и понял, как уберечь себя, какие механизмы включить, чтобы более или менее походить на нормального человека, - рассказывает Тарас. - Опыт работы с душевнобольными у меня большой. Александр был моим соседом, постоянно страдал манией перевоплощения. Я стал его снимать, и за то время, пока мы работали, он настолько увлекся кино, что я даже взял его в соавторы фильма. И ему это очень сильно помогло. Арт-терапией в Казахстане прежде мало кто занимался. Одно время, пока мы не общались, Александр умудрился на свою мизерную пенсию нанять оператора и попытался сам снимать. К таким людям нужен особый подход. Вспомните другого шизофреника - художника Сергея Калмыкова. Он же гений! Но советским психиатрам до него никакого дела не было, и, в конце концов, художник умер от обычной пневмонии.
Все мы - немного шизики. Что есть нормальность и что - ненормальность? Где в нашей жизни бред и где - правда? Все, что обществу кажется отличающимся от стандарта, "не таким", инородным, оно готово обречь на изоляцию. А если перед нами - действительно гений? У каждого человека - неподражаемый внутренний мир, богатейшее воображение. Диагноз без надежды перечеркивает судьбу, лишает жизнь смысла. Арт-терапия - реальная сила, способная придать ей краски, помочь найти и ощутить себя. О поразительных результатах рассказывают специалисты, наблюдающие детей-инвалидов, которых арт-терапевты сумели увлечь творчеством. Многие чисто медицинские показатели у пациентов в таких группах улучшаются с каждым днем. Да, чудес не бывает, и травмированный позвоночник рисованием не восстановишь. Но во всем остальном - метаморфозы удивительные. Сон, аппетит, речь, настроение… У взрослых людей с ограниченными возможностями в оптимистичную сторону меняются жизненные установки…
Сегодня чиновниками от отечественной медицины арт-терапия воспринимается как баловство отдельных экспериментаторов. Но явно пора государству присмотреться и к зарубежному опыту, и к отечественным наработкам.
Энтузиасты в республике действительно есть, средств на организацию занятий, скажем, в психиатрических стационарах потребуется до смешного немного. Меж тем, по словам медиков, число психически неуравновешенных людей в последнее время растет.
А лекарство необыкновенно простое - берете кисточку и краски и рисуете свою манию величия, или агрессию, или клептоманию, или непонятное состояние души. И, глядишь, лет эдак через сто…

Источник: http://[KZ-today]
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2008-02-21)
Просмотров: 1236 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 6:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru