Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Профессиональная позиция учителя как детерминанта организации педагогического общения
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы, напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием — усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя). Практические педагогические воздействия учителя на ученика, осуществляемые без учета психологических механизмов развития личности ребенка, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации .
Отечественная педагогическая психология накопила богатейший материал исследований в области психологии педагогического труда. П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, С В . Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, И.В. Страхов, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков — вот далеко не полный перечень исследователей, к фундаментальным трудам которых можно обратиться при изучении данной темы.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Мы разделяем следующую позицию В.Е. Клочко: личность – это высший уровень системной организации человека, его особое социальное качество, принципом которого является гетеростаз, высшее из двух социальных качеств человека, через которое осуществляе6тся социальная детерминация деятельности и поведения.
Новизна преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества предполагает ориентацию на самореализацию и самоактуализацию личности, способной в стремительно-меняющейся социально-экономической ситуации принимать самостоятельные решения и преобразовывать себя в мир. Поэтому современную эпоху, несущую отказ от строгой нормированности и рецептурности мышления, уход от директивности и личностного нивелирования, можно назвать «временем возвышающихся возможностей личности» (В.Е. Клочко).
Личность педагога в контексте гуманизации жизни общества принципиально не соотносима с позицией функционального исполнителя, которую ей приписывали ранее. Она ориентирована на «созидание», креативно-свободный выбор, динамическое восхождение «Я».
Современный педагог, работающий в ценностно-сысловой парадигмальной позиции, направлен на развитие мотивации ученика к изучаемому предмету.
Традиционно в психологической литературе к мотивации относят то, что побуждает реально совершенную активность, а мотивами обычно выступают внутренние факторы, побуждающие реальную деятельность.
Это позволяет научить учащихся работе в волевом режиме, который предполагает борьбу тех мотивов: через не хочу, но надо выход на новый уровень – хочу и интересно.
Именно «в процессе отражения явлений внешнего мира, - указывает С.Л. Рубинштейн, - происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним… В силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию – мотивы».
Развитие субъекта обеспечивается трансформацией его «образа мира» - «той системой присваемых представлений, в которой неизбежно локализуется и содержательно обогащается все отражаемое» (В.К. Вилюнас). Координирующую функцию при этом выполняют эмоции. В.Е. Клочко, предлагая новое понимание функции эмоций в отражении, отмечает: человек в поле ясного сознания отражает только ту часть мира, которую «вырезали» из него эмоции – именно они определяют избирательность в отражении действительности человеком. В уникальном механизме избирательности заключен сам факт возможности отражения на уровень сознания и сама возможность познания мира.
Разделяя позицию Л.С. Выготского: «через других мы становимся собой», важно отметить, что педагог является посредником, который передает накопленный человечеством опыт ребенку. Педагог отошлет мир ребенку настолько, насколько открыт мир для самого педагога.
Одаренный человек – это всегда индивидуальность. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий позицию педагога, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью.
Для нас видится важным подчеркнуть, что одну из определяющих стратегий позиции педагога в образовательном процессе буде играть установка педагога на восприятие собственного «Я» и восприятие ученика как равноправного субъекта образовательного процесса.
Как психологический феномен, установка имеет отношение к психологическим механизмам, обозначенных в гуманизации образования, которые обеспечивают избирательность, направленность, устойчивость и подвижность жизнедеятельности человека как системы.
Установка – согласно учению Д.Н. Узнадзе и других представителей грузинской школы, - готовность личности к определенной деятельности, активности; внутреннее динамическое и бессознательное состояние целостной личности, возникающее в результате взаимодействия потребностей и среды. С этой точки зрения установка – это начальное звено отражения действительности, неосознаваемая форма психического отражения.
Представитель теории деятельности А.Г. Асмолов своем исследовании попытался доказать, что деятельность предшествует установке.
Автор видит в установке механизм стабилизации деятельности, выдвигая гипотезу об иерархической природе установки, и предлагает рассматривать четыре уровня установочной регуляции деятельности: смысловой, целевой, операциональный и уровень психофизиологических механизмов – реализаторов установки в деятельности. Соответственно этим уровням регуляции деятельности А.Г. Асмолов выделяет смысловую, целевую и операциональную установки (содержание установки зависит от того, какое место в структуре деятельности она занимает).
Профессиональные установки можно представить как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие системообразующую функцию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую "здесь и сейчас" личность профессионала "в его продленности в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значение, смысл, ценность". Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности, включающиеся в самоорганизацию психологических систем.
Мы разделяем позицию американского психолога Ф. Фидлера, который разработал классификацию профессионально-педагогических установок на восприятие обучающего.
Первой установкой является активно-положительная установка. Носитель этой установки воспринимает учащегося со всеми его личностными особенностями, оставляя ему право на личностное самопроявление, но включает его в ситуацию развития в личностно-ориентированном ключе. Для него обучающийся выступает не только субъектом деятельности, но и ценностью, а это значит, что преподаватель ориентирует ученика на процесс креативного вхождения в познание, а это предполагает научение работать в волевом режиме, когда необходимо борьба мотивов, развитие рефлексии обучающегося, его самосознания и, в целом, выстраивание целостной «я-концепции» (целостного представления о самом себе).
Для нас видится важным подчеркнуть, что именно заняв эту профессионально-педагогическую позицию педагог «приглашает», а иногда «выталкивает» учащегося из зоны актуального развития в зону ближайшего развития. При этом сам обучающий должен обладать высоким уровнем рефлексии, который открывает возможность работать в состоянии когнитивного диссонанса.
Вторым видом установки является функциональная установка. Носитель функциональной установки воспринимает учащихся в зависимости от степени выполнения им функциональных обязанностей (часто формализованных или придуманных самим педагогом).
В зависимости от этого обучающиеся делятся на две неравновеликие половины: 1) те, которые укладываются в эти требования; 2) те, которые не отвечают этим требованиям. Переход из одной группы в другую практически неосуществим.
Целесообразно сказать о том, что в противовес первой установке, в данной профессиональной позиции педагога ученик выступает средством для достижения конкретной цели.
Следующий вид установки – нейтральная (безразличная, индифферентная) установка. У носителей этой установки основные мотивы лежат за пределами профессиональной деятельности. Именно такие педагоги уходят без сожаления в другую сферу деятельности. Присутствует некоторое понебратство, но, вместе с тем, в значимой ситуации педагог занимает функциональную позицию.
Четвертый вид профессионально-педагогической установки – ситуативная установка, в которой педагог воспринимает учащегося не стабильно, не ровно, а в зависимости от ситуации. В целом характеризуется изменчивостью обращения учителя с одними и теми же учениками, независимо от их учебных заслуг и дисциплинированности. Причиной изменения отношения к ученикам могут быть перемены каких-то обстоятельств учебной ситуации, так и просто колебания его личного настроения.
Последняя описанная Ф. Фидлером установка – скрытно-отрицательная установка. Проявляется в неумении и нежелании учителя видеть в учащихся положительные качества, в предвзятом подходе к оценке людей. Обычно маскируется высокой требовательностью, активной защитой интересов учебной деятельности, на самом деле связан с психологической неграмотностью учителя и с некоторыми характерологическими недостатками: недоброжелательностью по отношению к людям вообще, мнительностью, нетерпимостью и т.д.
Но следует отметить, что не существует профессиональных установок в «чистом» виде. Всегда присутствует сочетание двух и более установок. Для того, чтобы более детализировано разобрать процесс взаимодействия педагога и учащегося в эмоционально значимых ситуациях педагогического процесса, нам видится целесообразным рассмотреть «Трансактный анализ» Э. Берна.
В конце 80-х начале 90-х годов появились книги Э. Берна: «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди" в которых автор определил психологические стратегии общения как взаимодействия. Э. Берн аккумулировал знания о личности, но рассмотрел ее взаимодействие с новых позиций: он отталкивался от признания того, что личность – это целостная, открытая в мир саморазвивающаяся система (то есть он разделял позицию представителей гуманистической психологии), но, вместе с тем, Э. Берн определил своеобразные составляющие системы личности.
Для нас важно подчеркнуть, что в психологической науке структуру личности рассматривали с разных позиций. По С.Л. Рубинштейну личность человека состоит из трех составляющих – тело, гомеостаз (первое социальное качество) и гетеростаз (высшее социальное качество определяющее индивидуальность человека).
З. Фрейд так же рассматривает личность, как совокупность трех составляющих – «ид» («оно» - «подвал сознания, куда человек прячет все свои самые постыдные желания), «эго» («я» - непосредственно сам человек с его мыслями и поступками) и «супер-эго» («сверх-я» - совесть, норма человека, через которую он никогда не переступит).
В структуре личности Э. Берн отмечает три составляющие, которые существуют в структуре личности любого человека: родитель, взрослый и ребенок. Трансакции не зависимы от возраста. Ошибочно предполагать, что трансакция родителя проявляется с появлением ребенка, а трансакция ребенка присуща только маленьким детям.
Э. Берн утверждал, что знание трансактных векторов открывает человеку возможность глубже понять собственное «Я», а так же правильно (бесконфликтно) выстроить взаимодействия с партнером.
Первая рассматривая нами трансакция – трансакция родителя. Заключается в очень высоком уровне ригидности, то есть видении мира, ситуации, людей в контрастном черно-белом варианте, в существующих жестких перцептивных установкахна восприятие окружающих. «Родитель» живет в строго заданной системе ценностей и смыслов, определенных им самим. По мнению «родителя» может существовать только две позиции: правильная, то есть заданная его ценностными приоритетами и другая – не верная. Никакого другого, промежуточного варианта не существует. Он не просто отступает от чужой позиции, а критикует ее, нормирует, укладывает в свою систему ценностей и контролирует исполнение.
В вербальном проявлении трансакция родителя направлена на глобализацию и обобщение: «все ученики, как ученики…», «вот в наше время…».
Не допускает слов: «может быть», «давайте подумаем», «я согласен». Не проявляет варьеативности и гибкости.
Для нас видится важным отметить, что трансакция родителя имеет два вектора: контролер (критик) и помощник.
Мотивировкой позиции «родителя критика» является объяснение своего поведения желанием помочь. Не редко партнер «родителя» откажется от помощи только потому, что позиция «критика» будет ломать ценностно- смысловые позиции людей. «Родитель» всегда будет подчеркивать свою собственную значимость в жизни партнера. Но, следует, так же отметить и то, что «родитель» в гуманистической структуре личности (тело, гомеостаз, гетеростаз) несет гомеостазическое начало, то есть устойчивость, упорядоченность и, как следствие, умеренное проявление родительской трансакции, по мнению Э. Берна, необходимо.
Следующая трансакция – трансакция взрослого. «Золотой серединой» между полюсами «родителя» и «ребенка» выступает позиция «взрослого» - действия безошибочные, адекватные ситуации. Человек с данной трансакцией, как и человек занимающий активно-положительную установку, будет предлагать партнеру рефлексию ситуации, адекватную оценку ситуации, дивергентность решения ситуации, интернальность поведения. Доминирующими лексическими единицами выступают слова: «возможно», «предположим», «давай подумаем вместе».
Мы видим целесообразным подчеркнуть, что педагог с преобладающей трансакцией «взрослого» никогда не будет критиковать учеников. На его уроках будет создано поле эмоциональной безопасности и у учеников будет преобладать оптимальное функциональное состояние.
Последняя трансакция, предложенная Э. Берном – трансакция ребенка. Если нормой трансакции родителя является жесткая норма, то нормой «ребенка» - антинорма. Она проявляется в немедленной реализации квазипотребности, стирании границ «можно-нельзя», «доступно-недоступно», «осуждаемо-дозволено». Берн считает, что трансакция ребенка свойственна людям с дивергентным мышлением, богатым воображением, но размытыми границами нравственных запретов. Им свойственно достижение творческих вершин, созидание яркого профессионального продукта, но не редко любой ценой. «Ребенку» свойственно любопытство, диффузность поведения, но самое главное – отсутствие ответственности. Среди таких людей часто встречаются люди с алкогольной и наркотической зависимостью. Люди с трансакцией ребенка никогда не делают сбережений, не планируют свою деятельность, не выстраивают причинно-следственных связей. Но им свойственная капризность, а доминирующей психологической защитой выступает регрессия.
На вербальном уровне потребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы, яркие оценочные эпитеты, в восприятии других людей и мира категоричны, но в отличие от «родителей» долго не будут объяснять свои взгляды.
Но, важно подчеркнуть, что «ребенок» будет «стирать» границы дозволенного только для себя, для других это будет непозволительно.
Таким образом, Э. Берн считал, что в каждом человеке существует взаимосвязь трансакций «родителя», «взрослого» и «ребенка». Но какая-то из позиций по жизни доминирует.
На наш взгляд важно отметить, что знание профессионально-педагогических установок и доминирующей трансакции позволяет человеку моделировать свое поведение в зависимости от содержания ситуации. Нет «плохих» и «хороший» установок и трансакций, существует избирательное отношение человека к миру, к людям и самому себе, которое отражается и регулируется функциями психики и определяется доминирующими смыслами и ценностями, которые и определяют парадигмальную позицию педагога.
Индивидуальный выбор позиции педагога будет зависеть от ряда его личностных качеств: локуса контроля, каузальной атрибуции, самооценки, рефлексии – ригидности, уровня притязаний, личностной идентификации и др.
Остановимся детально на каждом определении, чтобы понять чем руководствуется педагог при индивидуальном выборе парадигмального подхода и установки на восприятии ученика.
Локус контроля – термин американского психолога Дж. Роттера для обозначения способов, посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результат. Выделяют два полярных способа приписывания причины и ответственности.
1) Самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) – эта стратегия называется интернальной. Педагог, занимающий интернальную позицию будет брать ответственность в принятии решений только на себя, не перекладывая ее на другого. В меньшей степени будет зависеть от мнения окружающих его людей, даже более авторитетных в должности.
2) Факторами, не зависящими от личности (внешние обстоятельства, случайности, везения и т.д.) – эта стратегия называется экстернальной. Педагог данной позиции будет бояться проверок, и, как следствие, действовать по шаблону, а всю ответственность перенесет на кого-либо другого. Зачастую эти педагоги занимают субъект-объектную парадигмальную позицию.
Мы полагаем, что стратегия поведения педагога, обусловленная двумя видами реагирования, будет зависеть о того, кого он будет винить в происходящих ситуациях образовательного процесса. А определяет векторы направления поиска виноватых каузальная атрибуция – термин, введенный в психологический оборот К. Хайдером, который раскрывал его как поиск виноватых.
В своей теории К. Хайдер выделил три вектора приписывания вины: я, обстоятельства, партнер.
Вектор «Я» - педагог, который обладает высоким уровнем рефлексии, способен рассуждать над произошедшим. Зачастую относятся к интрнальной стратегии поведения.
Вектор «Партнер», вектор «Обстоятельства» - педагог занимает позицию, в которой нет места профессиональной рефлексии. В произошедшем виноваты либо коллеги, либо учащиеся, либо стечение обстоятельств. К проблемам относится легко, занимая позицию экстернального поведения, считает, что их решением должен заниматься кто-то другой.
От того, как педагоги будут выстраиваться векторы каузальной атрибуции можно судить о их уровне самооценки.
Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент я-концепции, самосознания, как процесс самооценивания. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки обеспечивает относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие. Как правило выделяют завышенную, адекватную и заниженную самооценку.
Педагоги с заниженной и завышенной самооценкой могут переносить свои не реализованные потребности на учебную деятельность. Это может выражаться в авторитарном стиле руководства, функциональной и скрытно-отрицательной установке, субъект-объктной парадигмальной позиции. За частую по трансакции эти педагоги занимают позицию родителя.
Педагог с адекватной самооценкой адекватно оценивает как учеников, коллег, так и происходящие вокруг события. Это люди часто интернальной стратегии поведения, с доминантой трансакции взрослого, работающие в субъект-субъектной парадигмальной позиции.
Самооценка учителя может определить его такие индивидуальные проявления как рефлексия и ригидность, которые являются одним из определяющих факторов стратегии поведения педагога.
Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими и к другим, своих задач, назначения и так далее. В схоластической философии рефлексией называлась intentio secunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные состояния, возникающие как результат intentio prima, тог есть обращенность сознания на объеты (предметное содержание). Педагог с высоко развитым уровнем рефлексии никогда не будет прибегать к шаблонности мышления и учить этому детей. Он всегда будет за дивергентность, творческое начало, смыслообразующий мотив.
Противоположный рефлексии вид личностного проявления человевка – ригидность – неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Различают ситуативную ригидность и ригидность как сквозное качество личности.
Ситуативная ригидность – ригидность проявляющаяся в конкретной ситуации и продолжающаяся до решения проблемы. Разделяя позицию К. Левина, который говорил о «напряженности» создаваемой в «силовом поле», эта ригидность выступает как незавершенный гештальт. В этом случае проекция на педагогический процесс будет выступать в виде ситуативной и скрытно-отрицательной установки.
Ригидность как сквозное качество личности – ригидность, проявляющаяся на протяжении всей жизни человека. Педагог считает что существует только его точка зрения, в процессе опроса учащихся будет руководствоваться исключительно своими записями, приветствует конвергентность мышления, следование шаблонам, занимает функциональную установку, работает исключительно в субъект-объектной парадигмальной позиции.
Уровень притязаний – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Понятие уровень притязаний личности было введено К. Левином и его учениками, которые экспериментально показали, что уровень притязаний формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или не успех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных.
Уровень притязаний может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным. Завышенный уровень притязаний может стать источн6иком аффекта неадекватности.
При воспитании и обучении детей важно учитывать особенности уровня притязания личности, так как его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности.
Значимую роль в образовательном процессе играет личностная идентификация – поиск своего «Я»и отождествление себя со своим образом.
Зачастую происходит так, что человек, выбрав специальность, не видит себя в ней. Его выбор руководствовался престижем, советом и так далее. Это может привести к раннему профессиональному выгоранию, внутриличностному конфликту, предсуицидальному состоянию.
Педагог, не идентифицирующий себя со своей специальностью занимает нейтральную установку по отношению к учащимся. Его интересы лежат за пределами преподаваемой дисциплины, у учеников, так же как и у педагога, включен внешний мотив.
Знание личностных качеств педагога позволяет определить его ценностно-смысловую доминанту в педагогическом процессе. Именно педагог открывает ученикам новые горизонты знаний, «выталкивает» их в «зону ближайшего развития». От личности педагога будет зависеть степень включенности учеников в познавательную деятельность.
Личность педагога, которая через процесс персонализации, становится референтной имеет намного большее влияние на эту степень включенности. Заняв позицию рефлексирующего педагога, учитель намного легче задействует смыслообразующий мотив, помогая ученикам создавать мнемотехнические приемы, развивать дивергентность мышления, включать постпроизвольное внимание. Важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы, что требует творческого мышления как педагога, так и учащихся. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности, разучить думать самостоятельно.
Как уже было сказано, что при гуманизации образования ученик выступает равноправным участником педагогического общения. Поэтому педагог должен выстраивать с учеником конструктивный диалог.
Все составляющие профессионального образа мира педагога (уровень субъективного контроля, каузальная атрибуция, самооценка, уровень притязаний, рефлексия-ригидность, личностная идентификация, профессионально-педагогические установки педагога) имеют ценностно-смысловую детерминацию.
Ценности – это модель, образец того, как «должно быть».
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
По своему происхождению ценности надличностны, надиндивидуальны, закреплены в культуре и существуют в ней в своей общечеловеческой форме. Превращение ценностей из идеальной формы в аффективно-смысловую, индивидуально-личностную составляющую жизненного мира конкретного человека, его особое измерение – во что, с нашей точки зрения, представляет суть процесса нравственного воспитания.
В рамках новой парадигмы можно утверждать, что ценности не усваиваются, они превращаются в одно из измерений многомерного мира человека, превращая его в жизненный мир как пространство для реализации актуальных потребностей и возможностей человека. Переходя из своей надличной, идеальной формы, ценности обнаруживают себя в структуре жизненного мира как особое внечувственное качество предметов и явлений, составляющих жизненный мир. Это и обеспечивает устойчивость его во времени, стабильность, которые не могут нарушить индивидуальные смыслы, формирующиеся в ответ на ситуативно-актуализирующиеся потребности.
Ценности, с этой точки зрения, превращают жизненный мир личности в действительность – устойчивое переживаемое как реальность, то есть существующее «здесь и сейчас» пространство, сближающее человека с другими людьми в силу определенной тождественности их миров, которая определяется единым источником, из которого вычерпываются ценности.
Если профессия определяет жизнь человека и за пределами его профессионального труда, она, превращаясь в образ жизни, определяет и образ мира данного человека.
Отсутствие сформированной системы личностных ценностей порождает ощущение внутренней «пустоты», ориентацию человека вовне – на внешние критерии и оценки, на некритическое принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом.
Ценностные представления по отношению к отдельному индивиду играют роль «готовых формул», которые определяют «векторы» его направленности в действительности и влияют на его поведение, то есть те ценностные характеристики предметов, которые вовлечены в сферу жизнедеятельности человека.
Ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру.
Нам видится целесообразным отметить, что ценности непосредственны: они изменяются во времени, в результате творческой деятельности людей, как изменяются и сами люди.
Категория: Школьный психолог | Добавил: Ksenya_krg (2012-04-09)
Просмотров: 1645 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 11:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru