Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коррекционные занятия для педагогов
Фрагменты коррекционной программы для учителей группы «G»

Цель: переоценка педагогами своих базальных ценностей и формирование интернальной стратегии поведения.
Задачи:
1) развитие у педагогов устойчивой мотивации к саморазвитию;
2) осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипами;
3) развитие концептуальных представлений о сущности эмпатийного понимания.
Формы проведения: индивидуальные, групповые.
Методы: ролевая игра, педагогическая игра.
1 Ролевая игра «Волшебный магазин».
Один из участников группы приходит в волшебный магазин, продавцом в котором является ведущий группы. Продавец может предлагать участнику все что захочет: здоровье, семейное благополучие, удачу в профессиональной деятельности и так далее, но покупатель должен заплатить тем, что ценит в жизни: собственным престижем, высоким материальным положением, креативностью, сохранением собственной индивидуальности, приоритетностью своих взглядов.
Таким образом, в процессе игры, создаются условия, в которых участники могут концентрироваться на проблемах иерархии модели «должного» и «возможного», в конечных целях деятельности, принятии самого себя.
В конце игры с каждым из участников важно провести рефлексирующую беседу и задать вопросы: «Какие чувства вызвало у Вас это упражнение?», «Какое знание Вы получили о себе в процессе этого упражнения?».
2. Осмысление участниками группы своего прошлого, настоящего и будущего.
Для этого педагогам предлагается нарисовать на листе бумаги три круга, которые символизируют их настоящее, прошлое и будущее. При этом должно учитываться близость кругов друг к другу, их размер, расположение. Каждому участнику предлагается проанализировать свою жизнь и вспомнить по два события, которые были для них особенно важны в настоящем и в будущем, а после этого предлагается написать два события, которые они хотели бы чтобы произошли в будущем.
Рассказ о событиях будущего может начинаться предложениями: «Было бы интересно, если...», «Я верю, что...», «Для меня важным событием стало бы...» и т.д.
3. Педагогическая игра.
Этот виду упражнений раскрывает доминирующую поведенческую реакцию педагогов в различных ситуациях образовательного процесса. Педагогические задачи и ситуации создаются самими участниками, исполняются, а затем обсуждаются.
Возможна содержательная направленность на:
I Развитие креативности педагогов:
― Все ученики в классе не выполнили домашнее задание. Что Вы будете делать? А возможны ли другие варианты разрешения этой проблемы?
― Ученики не слушают Вас при объяснении материала. Какие могут быть причины такого поведения учеников? Каковы Ваши действия?
II Развитие умений межличностных отношений:
― Вы собрались поговорить с учеником после урока, но обстоятельства складываются таким образом, что беседа либо не состоится, либо ее необходимо провести здесь и сейчас. С чего Вы начнете разговор?
― Ученик Вам нагрубил. Каковы Ваши действия?
III Развитие навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности:
― Вспомните, в какой форме Вы обычно проводите урок, а теперь попробуйте изменить свою стратегию поведения. Что Вы чувствуете? Нравится ли Вам новая профессионально-педагогическая позиция?
В любом задании при анализе группой рассматривается структура общения, степень открытости, владение ситуацией, дивергентность в решении поставленных педагогических задач.
Фрагменты коррекционной программы для учителей группы «Т»

Цель: повышение чувствительности в восприятии других людей.
Задачи:
1) развитие способности фиксировать и запоминать совокупность сигналов, получаемых в актуальной ситуации общения;
2) формирование и развитие способностей прогнозировать поведение другого, предвидеть свое взаимодействие с ним в ситуации диалога.
Методы: сенситивный тренинг, деловая ига.
Формы: групповые, индивидуальные.
У испытуемых группы «Т» нами экспериментально были зафиксированы низкие результаты по шкале интернальности в области межличностных отношений. Поэтому использованные нами методики направлены на повышение уровня взаимопонимания и идентифицирования себя с другими участниками группы «Т» и других групп. Так как в группу «Т» входит 2 человека, нами были проведены упражнения совместно с участниками других групп.
1 Примеры психогимнастических упражнений, направленных на развитие наблюдательской сенситивности.
1.1 Один участник поворачивается спиной к остальным, которые по очереди будут задавать любые вопросы. Задача отвечающего будет заключаться не только в ответе на вопрос, но и в том, чтобы назвать имя того, кем вопрос был задан.
1.2 Один из участников группы садится на стул в центре круга, закрывает глаза и кладет руки на колени ладонями вверх. Остальные участники по очереди будут подходить к сидящему на стуле и класть свои руки ему на ладони. Тот кто сидит на стуле должен понять чьи это руки.
2 Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояния, свойств, качеств и отношений людей и групп.
2.1 Участники разбиваются на пары, один будет играть роль слепого, а другой роль поводыря и его задачей будет провести «слепого» по комнате между расставленных стульев. Затем партнеры меняются.
В конце каждого упражнения проводится рефлексивная беседа о том, какие навыки были приобретены в результате упражнения и что доставляло дискомфорт. Так же можно задать вопрос о том, что участники хотели бы поменять в своем поведении, если бы проходили задание заново.
Фрагменты коррекционной программы для учителей группы «Е»

Цель: формирование степени открытости педагогов группы «Е» в различные сферы жизни.
Задачи:
1) переориентация базальных терминальных ценностей;
2) формирование интернальной стратегии поведения во всех жизненных сферах;
3) развитие дивергентности мышления.
Методы: деловая игра.
Формы проведения: групповая, индивидуальная.
1 Проигрывание педагогических ситуаций:
― Директор беседует с учителем, который не может наладить отношения с учениками (коллегами, родителями, администрацией);
― Ученики пытаются сорвать урок;
― У ученика не складываются отношения с классом. Почему? И как Вы поступите в данной ситуации?
― Ученики отстают по предмету. Почему это происходит? Как Вы разберетесь с данной ситуацией?
Далее проводится рефлексирующая беседа. Рассматриваются профессионально педагогические позиции, конечные цели педагогичекой деятельности и так далее.
2 Написание психологического портрета.
Участникам группы предлагается письменно ответить на вопросы:
― Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью? Почему?
― Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения?
― В какой ситуации я способен принимать критику в свой адрес, необходимую для моего профессионального развития?
После ответов на вопросы проводится индивидуальное консультирование.
Категория: Школьный психолог | Добавил: Ksenya_krg (2012-04-09)
Просмотров: 1416 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 11:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru