Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Фрагменты коррекционной программы для учителей группы «G» Цель: переоценка педагогами своих базальных ценностей и формирование интернальной стратегии поведения. Задачи: 1) развитие у педагогов устойчивой мотивации к саморазвитию; 2) осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипами; 3) развитие концептуальных представлений о сущности эмпатийного понимания. Формы проведения: индивидуальные, групповые. Методы: ролевая игра, педагогическая игра. 1 Ролевая игра «Волшебный магазин». Один из участников группы приходит в волшебный магазин, продавцом в котором является ведущий группы. Продавец может предлагать участнику все что захочет: здоровье, семейное благополучие, удачу в профессиональной деятельности и так далее, но покупатель должен заплатить тем, что ценит в жизни: собственным престижем, высоким материальным положением, креативностью, сохранением собственной индивидуальности, приоритетностью своих взглядов. Таким образом, в процессе игры, создаются условия, в которых участники могут концентрироваться на проблемах иерархии модели «должного» и «возможного», в конечных целях деятельности, принятии самого себя. В конце игры с каждым из участников важно провести рефлексирующую беседу и задать вопросы: «Какие чувства вызвало у Вас это упражнение?», «Какое знание Вы получили о себе в процессе этого упражнения?». 2. Осмысление участниками группы своего прошлого, настоящего и будущего. Для этого педагогам предлагается нарисовать на листе бумаги три круга, которые символизируют их настоящее, прошлое и будущее. При этом должно учитываться близость кругов друг к другу, их размер, расположение. Каждому участнику предлагается проанализировать свою жизнь и вспомнить по два события, которые были для них особенно важны в настоящем и в будущем, а после этого предлагается написать два события, которые они хотели бы чтобы произошли в будущем. Рассказ о событиях будущего может начинаться предложениями: «Было бы интересно, если...», «Я верю, что...», «Для меня важным событием стало бы...» и т.д. 3. Педагогическая игра. Этот виду упражнений раскрывает доминирующую поведенческую реакцию педагогов в различных ситуациях образовательного процесса. Педагогические задачи и ситуации создаются самими участниками, исполняются, а затем обсуждаются. Возможна содержательная направленность на: I Развитие креативности педагогов: ― Все ученики в классе не выполнили домашнее задание. Что Вы будете делать? А возможны ли другие варианты разрешения этой проблемы? ― Ученики не слушают Вас при объяснении материала. Какие могут быть причины такого поведения учеников? Каковы Ваши действия? II Развитие умений межличностных отношений: ― Вы собрались поговорить с учеником после урока, но обстоятельства складываются таким образом, что беседа либо не состоится, либо ее необходимо провести здесь и сейчас. С чего Вы начнете разговор? ― Ученик Вам нагрубил. Каковы Ваши действия? III Развитие навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности: ― Вспомните, в какой форме Вы обычно проводите урок, а теперь попробуйте изменить свою стратегию поведения. Что Вы чувствуете? Нравится ли Вам новая профессионально-педагогическая позиция? В любом задании при анализе группой рассматривается структура общения, степень открытости, владение ситуацией, дивергентность в решении поставленных педагогических задач. Фрагменты коррекционной программы для учителей группы «Т» Цель: повышение чувствительности в восприятии других людей. Задачи: 1) развитие способности фиксировать и запоминать совокупность сигналов, получаемых в актуальной ситуации общения; 2) формирование и развитие способностей прогнозировать поведение другого, предвидеть свое взаимодействие с ним в ситуации диалога. Методы: сенситивный тренинг, деловая ига. Формы: групповые, индивидуальные. У испытуемых группы «Т» нами экспериментально были зафиксированы низкие результаты по шкале интернальности в области межличностных отношений. Поэтому использованные нами методики направлены на повышение уровня взаимопонимания и идентифицирования себя с другими участниками группы «Т» и других групп. Так как в группу «Т» входит 2 человека, нами были проведены упражнения совместно с участниками других групп. 1 Примеры психогимнастических упражнений, направленных на развитие наблюдательской сенситивности. 1.1 Один участник поворачивается спиной к остальным, которые по очереди будут задавать любые вопросы. Задача отвечающего будет заключаться не только в ответе на вопрос, но и в том, чтобы назвать имя того, кем вопрос был задан. 1.2 Один из участников группы садится на стул в центре круга, закрывает глаза и кладет руки на колени ладонями вверх. Остальные участники по очереди будут подходить к сидящему на стуле и класть свои руки ему на ладони. Тот кто сидит на стуле должен понять чьи это руки. 2 Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояния, свойств, качеств и отношений людей и групп. 2.1 Участники разбиваются на пары, один будет играть роль слепого, а другой роль поводыря и его задачей будет провести «слепого» по комнате между расставленных стульев. Затем партнеры меняются. В конце каждого упражнения проводится рефлексивная беседа о том, какие навыки были приобретены в результате упражнения и что доставляло дискомфорт. Так же можно задать вопрос о том, что участники хотели бы поменять в своем поведении, если бы проходили задание заново. Фрагменты коррекционной программы для учителей группы «Е» Цель: формирование степени открытости педагогов группы «Е» в различные сферы жизни. Задачи: 1) переориентация базальных терминальных ценностей; 2) формирование интернальной стратегии поведения во всех жизненных сферах; 3) развитие дивергентности мышления. Методы: деловая игра. Формы проведения: групповая, индивидуальная. 1 Проигрывание педагогических ситуаций: ― Директор беседует с учителем, который не может наладить отношения с учениками (коллегами, родителями, администрацией); ― Ученики пытаются сорвать урок; ― У ученика не складываются отношения с классом. Почему? И как Вы поступите в данной ситуации? ― Ученики отстают по предмету. Почему это происходит? Как Вы разберетесь с данной ситуацией? Далее проводится рефлексирующая беседа. Рассматриваются профессионально педагогические позиции, конечные цели педагогичекой деятельности и так далее. 2 Написание психологического портрета. Участникам группы предлагается письменно ответить на вопросы: ― Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью? Почему? ― Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? ― В какой ситуации я способен принимать критику в свой адрес, необходимую для моего профессионального развития? После ответов на вопросы проводится индивидуальное консультирование. | |
Просмотров: 1416 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|