Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ? ИЛИ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ТРЕНИНГА «ПОБЕДИТЕЛИ»
Дмитрий Устинов
Некоторые думают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них всего лишь слабые нервы…
За несколько лет проведения тренинга «ПОБЕДИТЕЛИ (ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ)», который, как известно, проходит в жестком стиле, я, как ведущий, постоянно сталкиваюсь с одним и тем же вопросом от участников:
- Насколько нравственно, читай хорошо, правильно, допустимо, проявлять свои силовые качества, умение влиять на других людей и даже использовать психологическую агрессию?
И действительно, нас еще с детства учили быть хорошими, добрыми, уступать место в трамваях, прощать негодяев, подставлять вторую щеку и делиться последней рубашкой. И вдруг в Центре с таким светлым названием – «Синтон» («созвучие»), существует тренинг, посвященный психологическому нападению и защите, и является самым «несинтонным» тренингом в Синтоне. Так как же все-таки, агрессия и силовые методы влияния – это хорошо или плохо?
Здесь существует две стороны медали. Есть люди, у которых агрессивность практически отсутствует. С ними абсолютно безопасно общаться, они безобидны и патологически добры, они не могут никому отказать, стесняются напрягать официантов, и для них легче забыть о долге, чем попросить назад свои деньги. Как результат - на таких людей садятся и свешивают ножки, на них катается все окружение, их в грош не ставят, ими погоняют и затыкают все дырки на работе и в семье. Люди, лишенные агрессивной составляющей личности мягкотелы и податливы, такие женщины всем Мать Тереза и Принцесса Диана, а таких мужчин окружающие за глаза зовут тюфяками и ватными матрасами. Как правило, они не обладают влиянием на окружение и их харизма стремиться к нулю. Помните, что сказал доктор Шариков типичному представителю семейства мягкотелых – коту Леопольду, замученному мышами?
- Вы слишком добрый… Вам нужен Озверин…
Есть и другая сторона медали. Существуют люди с повышенным уровнем агрессивности в крови, таким людям всегда все должны, они ко всему придираются, всем недовольны и являются ходячими конфликтогенами. Есть ощущение, что все они являются потомками Жириновского. Общаться с ними крайне сложно, обязательно почувствуешь себя виноватым во всем. Стоит слегка задеть такого человека, и ты уже через несколько секунд ты почувствуешь себя полным уродом и ничтожеством. Такой человек обычно властен и по-настоящему влиятелен, но ему подчиняются из страха, а не из любви к нему.
Так все-таки, агрессия, как личностное качество – хорошо это или плохо? Истина, как всегда, находится посередине. Агрессивность – это конструктивное качество, но только в том случае, если это управляемая агрессия. Управляемая и дозированная – как инструмент для достижения успеха и выигрыша ситуации. Этот тезис о конструктивности агрессии часто вызывает протест, ведь само понятие «агрессия» является негативным и осуждаемым в нашем обществе. Поэтому разумно будет несколько реабилитировать понятие «агрессия», поскольку оно понимается часто только в узком смысле.
Действительно, в УЗКОМ смысле агрессия – это ненависть. И действительно, ненависть является деструктивным чувством и негативным понятием. Лично я тоже против ненависти. Однако в ШИРОКОМ смысле, агрессия – это наступление, движение вперед, противоположность «регрессии» - движению назад. И, в этом широком смысле, агрессия – это ПРОДВИЖЕНИЕ себя на мир, захват пространства, расширение границ своего «Я» и своей территории. И тогда понятие агрессия как минимум нейтрально, а как максимум позитивно. Более того, весь живой мир агрессивен. Все живое стремиться к распространению себя и захвату новых и новых территорий, а если вид прекращает это делать, то сама территория и окружающий мир поглощает его. То же самое и с человеческим видом под названием «гомо сапиенс». Этот венец природы является самым агрессивным из существующих ныне созданий, благодаря чему он уже захватил всю Землю и распространил свое влияние практически на всю планету. Еще академик Сахаров считал:
• СМЫСЛ ЖИЗНИ – В ЭКСПАНСИИ!
Более того, все наше общение является агрессивным, по крайней мере, доля агрессии в нем есть всегда. Например, я вижу своего старого знакомого, бросаюсь к нему, радостно бью его по плечу:
- О-о-о, дорогой, сколько лет, сколько зим…! Как дела, как жена, как дети…?
Что я делаю в этот момент? Я совершаю акт агрессии! Да-да. Может этот приятель хотел спокойно посидеть один с книжкой, никого не видеть, подумать о своем… А я тут появляюсь - захватываю его внимание, навязываю какой-то разговор, что-то спрашиваю, объясняю и убеждаю, задействую его чувства, заставляю думать о своем, разрушаю ему мозг, проникаю в его дисковое пространство. Это разве не агрессия? Конечно, обычно у людей такое общение не называется агрессивным, а называется «дружеским», поскольку в явном, уголовном виде нападения тут нет. Но ДОЛЯ агрессии есть в любом акте нашего общения, поскольку в любом общении есть элемент влияния – воздействия на сознание и эмоции человека. А в ситуациях переговоров, конфликтов, публичных выступлениях эта доля агрессии зачастую доминирует и даже стремиться к ста процентам.
К сожалению, в нашей культуре, с самого детства нам воспитывали качество, которое называлось «не высовывайся» и будь как все. Как только ребенок проявлял свою «самость» и смел отстаивать свое мнение, его били по рукам и всему, что высовывалось. Все мы родом из детства и с детства нам культивировали табу на любое проявление самопродвижения и агрессии. Типичные установки:
Я – последняя буква алфавита!
Единица – ноль, единица – вздор…!
Один – никто, коллектив – все!
Мальчик должен уступать девочке, потому что сильнее!
Девочка – должна уступать мальчику, потому что мудрее!
Младший должен уступать старшему, потому что младше!
Старший должен уступать младшему, потому что старше!
Уступай, уступай, уступай, а причина и идеология для этого найдется. В результате большая часть молодых людей выходят в жизнь инфантильными приспособленцами, готовыми некритично принимать любую директиву от любой власти. Что, собственно, ей и требуется.
Хочу, чтобы меня поняли правильно. Я не против того, чтобы уступать. Я против того, чтобы это делать автоматически, потому что такая установка уже забита в подсознание. И, если ты поступаешь наперекор этой установке, рискуешь встретиться с жесточайшим чувством вины, которое уже приготовлено навязанной воспитанием внутренней моралью.
Поэтому бояться агрессии, своей или чужой – глупо и недостойно мудрого человека. Агрессией надо учиться управлять, ее использовать и делать это качественно, красиво и с удовольствием. Как ни странно, от процесса жесткого или мягкого влияния тоже можно получать удовольствие и эстетическое наслаждение, так же как и от роскоши синтонного общения. Это удовольствие от процесса управления собой, людьми и миром, которое знают все люди, обладающие властью.
Как может быть использовано силовое влияние? Есть люди, которые по-хорошему уже не понимают. Есть люди, которые, если с ними пытаться решить вопрос по-хорошему, воспринимают это как слабость. Есть люди, которые при любом удобном случае разрушают вашу позицию. Есть категория людей, которые уважают только силу и ничего, кроме силы. В ситуации конфликта сила и владение управляемой агрессией являются необходимыми. Когда-то встречная агрессия является лучшей защитой от нападения и психологического давления. Еще драматург Евгений Шварц, автор сказки-притчи в основе знаменитого фильма «Убить дракона», сказал:
• ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ ДРАКОНА – ЭТО ЗАВЕСТИ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО!
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2008-06-01)
Просмотров: 917 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 10:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru