Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Родительское собрание "Причины детской агрессии" педагог-психолог - Фадеева Т. В.
Родительское собрание составлено и проведено педагогом-психологом - Фадеевой Т. В., совместно с классным руководителем 1 «Б» Джаджиевой И. С.

Тема: «Причины детской агрессии».

Цель: профилактика детской агрессии.
Задача: познакомить родителей с причинами детской агрессии.

Как редко ребенок бывает таким, как нам хо¬чется...
Януш Корнак

Ход родительского собрания.

I. Организационный момент.
II. Целевая установка родительского собрания.
Довольно часто от родителей детей, посещающих детские учреждения, приходится слышать жалобы на агрессивное поведение их ребенка, а также других детей. В связи с этим мы считаем необходимым подробнее рассказать о том, что же такое агрессивность.

III. Основная часть собрания.
1. Агрессивность - это неотъемлемое свойство всего живого, которое помогает обеспечить собственную безопасность и в тоже время определяет активность того, кому она принадлежит.
Именно благодаря агрессивности ребенок имеет возможность сообщить о своем дис-комфорте (например, голоде) криком, в процессе жизни он приобретает различные формы ее выражения.
В нашей обыденной жизни понятие "агрессивности" смешивается с понятием "агрес-сия" - нанесение тех или иных повреждений предметам или людям. Обычно это бывает в тех случаях, когда у человека возникает какое-либо отрицательное чувство (раздражение, гнев, злость) в связи с препятствием на пути реализации потребности в чем-то. Именно выражение этого негативного чувства, часто неосознаваемого, особенно у ребенка, может выражаться в виде агрессии: словесной либо агрессии действием, т.е. агрессивным пове-дением. Агрессия может быть прямой, т.е. направленной на тот объект, который оказался препятствием на пути реализации, либо косвенной, т.е. направленной на других, как пра-вило более слабых, либо на предметы.
Чувства, приводящие к агрессивным словам или действиям, хорошо знакомы всем людям: это естественные чувства, возникающие и у детей раннего возраста. В процессе вос-питания родителям очень важно помочь ребенку в понимании того, какие чувства он испы-тывает, и какие формы их выражения приняты между людьми.
В нашей культуре при воспитании детей заложено табу на выражение ребенком нега-тивных чувств по отношению к взрослому. Если маленький ребенок замахивается, напри-мер, игрушкой на кого-либо из взрослых или кусает его, или произносит слова типа: "ты плохая", "ты плохой", т.е. пытается агрессивным поведением выразить свое отрицательное отношение к объекту, он получает в ответ отрицательную оценку своих действий, запрет на подобное поведение или наказание.
Особенно часто подобную реакцию на поведение детей дают прародители (бабушки и дедушки): "как ты смеешь бить бабушку", "ты плохой, невоспитанный ребенок". По сути де-ла, в этой ситуации взрослые словесно повторяют то поведение ребенка, которое в то же время пытаются запретить. Это ситуация, требующая от матери, отца внимательного и тер-пеливого отношения.
Важно помочь ребенку разобраться, какое чувство было им испытано, из-за чего и ка-кими другими способами его можно было выразить. Между детьми, посещающими учебное заведение, естественно, очень часто возникают ситуации, когда тот или иной ребенок испы-тывает негативные чувства и выражает их посредством агрессивного поведения.
Дети данного возраста еще не обладают достаточным запасом словесных выражений своих чувств и отношений друг к другу, поэтому гораздо чаще они выражают их через дей-ствия: удары, толчки, покусывания. В этом возрасте для детей очень важным является поня-тие "мое", и поэтому действительное или кажущееся посягательство на то, что ребенок счи-тает своим (игрушки, одежда, книги) может вызвать непосредственно агрессивное действие по отношению к "обидчику". Взрослым в подобной ситуации необходимо удержаться от об-винительных слов в адрес ребенка - "агрессора". Родителю "обиженного" ребенка, несмотря на испытываемые им чувства обиды, гнева, важно попытаться занять нейтральную позицию и, либо не вмешиваться, позволив детям самим погасить конфликт, либо обсудить создав-шееся положение со своим собственным ребенком, а именно, его чувства и возможные аль-тернативные действия в данной ситуации.
Необходимо удержать себя от нападения на "чужого" ребенка. Аналогично вышесказан-ному, этот конфликт можно обсудить и с противной стороной. Только справляясь с многооб-разием своих чувств и по минимуму прибегая к помощи взрослых, ребенок сможет конст-руктивно выстраивать отношения по горизонтали (т.е. со сверстниками).
В школе труднее всего тому ребенку, у которого дома есть запрет на выражение нега-тивных эмоций: "это - неприлично, некрасиво", "хорошие мальчики/девочки так себя не ве-дут" и т.д. Если ребенок может адресно выразить свою агрессию, то часто при этом отпадает необходимость в действии.
Уменьшению неконструктивных способов выражения агрессии помогают ролевые игры. В этих играх (так называемых дворовых) у ребенка есть возможность побыть в роли как победителя, так и побежденного.
Есть еще один фактор, который может оказать влияние на адаптацию ребенка. В дет-ское учреждение ребенок приносит ту картину мира, те ценности, которые сложились в его семье. И, рассказывая о ней, он, таким образом, повышает свою собственную самооценку.
2. Агрессивность ребенка проявляется, если:
• ребенка бьют;
• над ребенком издеваются;
• над ребенком зло шутят;
• ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
• родители заведомо лгут;
• родители пьют и устраивают дебоши;
• родители воспитывают ребенка двойной моралью;
• родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
• родители не умеют любить одинаково своих детей;
• родители ребенку не доверяют;
• родители настраивают ребенка друг против друга;
• родители не общаются со своим ребенком;
• вход в дом закрыт для друзей ребенка;
• родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
• родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
• ребенок чувствует, что его не любят.

3. Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста.
1. Часто (чаще по сравнению с поведение других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часть сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.

4. Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, честность, откровенность, открытость, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

5. Принципы общения с агрессивными детьми.
1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
2. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объек-ты. Разрешите ему поколотить подушку и вы увидите, что в реальной жизни агрессив-ность в данный момент снизилась.
3. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
4. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, и цените и при-нимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

6. Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности.
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичными в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успе-хов.
10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

IV. Заключение родительского собрания.

Данный возраст - это бурное развитие речи, интеллекта, ребенок в это время наиболее восприимчив ко всему новому. Важно не перегрузить ребенка различными занятиями, а по-пытаться понять, какого вида нагрузки подойдут именно ему.
Категория: Школьный психолог | Добавил: Иринка (2012-10-10) E
Просмотров: 1735 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 2:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru