Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Родительское собрание составлено и проведено педагогом-психологом - Фадеевой Т. В., совместно с классным руководителем 1 «Б» Джаджиевой И. С. Тема: «Причины детской агрессии». Цель: профилактика детской агрессии. Задача: познакомить родителей с причинами детской агрессии. Как редко ребенок бывает таким, как нам хо¬чется... Януш Корнак Ход родительского собрания. I. Организационный момент. II. Целевая установка родительского собрания. Довольно часто от родителей детей, посещающих детские учреждения, приходится слышать жалобы на агрессивное поведение их ребенка, а также других детей. В связи с этим мы считаем необходимым подробнее рассказать о том, что же такое агрессивность. III. Основная часть собрания. 1. Агрессивность - это неотъемлемое свойство всего живого, которое помогает обеспечить собственную безопасность и в тоже время определяет активность того, кому она принадлежит. Именно благодаря агрессивности ребенок имеет возможность сообщить о своем дис-комфорте (например, голоде) криком, в процессе жизни он приобретает различные формы ее выражения. В нашей обыденной жизни понятие "агрессивности" смешивается с понятием "агрес-сия" - нанесение тех или иных повреждений предметам или людям. Обычно это бывает в тех случаях, когда у человека возникает какое-либо отрицательное чувство (раздражение, гнев, злость) в связи с препятствием на пути реализации потребности в чем-то. Именно выражение этого негативного чувства, часто неосознаваемого, особенно у ребенка, может выражаться в виде агрессии: словесной либо агрессии действием, т.е. агрессивным пове-дением. Агрессия может быть прямой, т.е. направленной на тот объект, который оказался препятствием на пути реализации, либо косвенной, т.е. направленной на других, как пра-вило более слабых, либо на предметы. Чувства, приводящие к агрессивным словам или действиям, хорошо знакомы всем людям: это естественные чувства, возникающие и у детей раннего возраста. В процессе вос-питания родителям очень важно помочь ребенку в понимании того, какие чувства он испы-тывает, и какие формы их выражения приняты между людьми. В нашей культуре при воспитании детей заложено табу на выражение ребенком нега-тивных чувств по отношению к взрослому. Если маленький ребенок замахивается, напри-мер, игрушкой на кого-либо из взрослых или кусает его, или произносит слова типа: "ты плохая", "ты плохой", т.е. пытается агрессивным поведением выразить свое отрицательное отношение к объекту, он получает в ответ отрицательную оценку своих действий, запрет на подобное поведение или наказание. Особенно часто подобную реакцию на поведение детей дают прародители (бабушки и дедушки): "как ты смеешь бить бабушку", "ты плохой, невоспитанный ребенок". По сути де-ла, в этой ситуации взрослые словесно повторяют то поведение ребенка, которое в то же время пытаются запретить. Это ситуация, требующая от матери, отца внимательного и тер-пеливого отношения. Важно помочь ребенку разобраться, какое чувство было им испытано, из-за чего и ка-кими другими способами его можно было выразить. Между детьми, посещающими учебное заведение, естественно, очень часто возникают ситуации, когда тот или иной ребенок испы-тывает негативные чувства и выражает их посредством агрессивного поведения. Дети данного возраста еще не обладают достаточным запасом словесных выражений своих чувств и отношений друг к другу, поэтому гораздо чаще они выражают их через дей-ствия: удары, толчки, покусывания. В этом возрасте для детей очень важным является поня-тие "мое", и поэтому действительное или кажущееся посягательство на то, что ребенок счи-тает своим (игрушки, одежда, книги) может вызвать непосредственно агрессивное действие по отношению к "обидчику". Взрослым в подобной ситуации необходимо удержаться от об-винительных слов в адрес ребенка - "агрессора". Родителю "обиженного" ребенка, несмотря на испытываемые им чувства обиды, гнева, важно попытаться занять нейтральную позицию и, либо не вмешиваться, позволив детям самим погасить конфликт, либо обсудить создав-шееся положение со своим собственным ребенком, а именно, его чувства и возможные аль-тернативные действия в данной ситуации. Необходимо удержать себя от нападения на "чужого" ребенка. Аналогично вышесказан-ному, этот конфликт можно обсудить и с противной стороной. Только справляясь с многооб-разием своих чувств и по минимуму прибегая к помощи взрослых, ребенок сможет конст-руктивно выстраивать отношения по горизонтали (т.е. со сверстниками). В школе труднее всего тому ребенку, у которого дома есть запрет на выражение нега-тивных эмоций: "это - неприлично, некрасиво", "хорошие мальчики/девочки так себя не ве-дут" и т.д. Если ребенок может адресно выразить свою агрессию, то часто при этом отпадает необходимость в действии. Уменьшению неконструктивных способов выражения агрессии помогают ролевые игры. В этих играх (так называемых дворовых) у ребенка есть возможность побыть в роли как победителя, так и побежденного. Есть еще один фактор, который может оказать влияние на адаптацию ребенка. В дет-ское учреждение ребенок приносит ту картину мира, те ценности, которые сложились в его семье. И, рассказывая о ней, он, таким образом, повышает свою собственную самооценку. 2. Агрессивность ребенка проявляется, если: • ребенка бьют; • над ребенком издеваются; • над ребенком зло шутят; • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; • родители заведомо лгут; • родители пьют и устраивают дебоши; • родители воспитывают ребенка двойной моралью; • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; • родители не умеют любить одинаково своих детей; • родители ребенку не доверяют; • родители настраивают ребенка друг против друга; • родители не общаются со своим ребенком; • вход в дом закрыт для друзей ребенка; • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу; • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку; • ребенок чувствует, что его не любят. 3. Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста. 1. Часто (чаще по сравнению с поведение других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой. 2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. 4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках. 5. Завистливы и мнительны. 6. Часть сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными. 4. Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, честность, откровенность, открытость, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь. 5. Принципы общения с агрессивными детьми. 1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята. 2. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объек-ты. Разрешите ему поколотить подушку и вы увидите, что в реальной жизни агрессив-ность в данный момент снизилась. 3. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести». 4. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, и цените и при-нимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас. 6. Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности. 1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте его душу несбыточных надежд. 3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий. 4. Будьте тактичными в проявлении мер воздействия на ребенка. 5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо. 7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом. 8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успе-хов. 10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере! IV. Заключение родительского собрания. Данный возраст - это бурное развитие речи, интеллекта, ребенок в это время наиболее восприимчив ко всему новому. Важно не перегрузить ребенка различными занятиями, а по-пытаться понять, какого вида нагрузки подойдут именно ему. | |
Просмотров: 1735 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|