Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Журнал "Учитель Алматы", № 3, 2008 г.
Разработка открытого урока по предмету Этика и психология семейной жизни Е. Н. Миронова, педагог-психолог ПЛ-6 Цели урока 1. Обучающая. Дать учащимся понятия: семья, общество, ячейка. 2. Воспитательная. Воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью. 3. Развивающая. Развивать у учащихся коммуникативные и организаторские способности, чувство эмпатии, толерантности, взаимоуважения и взаимной поддержки. Тип урока. Изложение нового материала. Вид урока. Эвристическая беседа с элементами игры. Методы. Метод ассоциаций, проблемный метод, игра (техника «Коллаж»). Актуализация. Опорные понятия – семья, ячейка, общество. Оборудование урока. Слайды на мультимедийном проекторе, иллюстрации, высказывания, раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, проверка посещаемости). Формулировка темы и определение основных целей занятия. Тема нашего открытого урока сегодня – «Семья – ячейка общества». В связи с этим мне бы хотелось попросить вас, ребята, сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»? Учащиеся отвечают: Родители, дети, обычаи, традиции, счастье, радость, тепло, уют, дружба, поддержка и так далее. Сегодня разговор пойдет о семье, как о ячейке общества. Вы сегодня получите понятия слов «семья», «ячейка», «общество». Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое СЕМЬЯ? Учащиеся отвечают на вопрос, высказывая каждый свое мнение. Например: • сообщество людей • люди, которые являются родственниками • люди, которые связаны брачными узами и так далее. А теперь ответьте на вопрос, что такое, по вашему мнению, ЯЧЕЙКА? Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу, например: • ячейка в камере хранения (в аэропорту, на вокзале, в банке). • ячейка в улье, где есть соты, и в каждом отверстии работает одна пчела. И от того, как работает каждая пчела, зависит, богат улей медом или нет. • каждая семья педагогов – ячейка, каждая семья учащихся – ячейка и т.д. А если взять все эти семьи вместе, то, что получится – ОБЩЕСТВО. А как вы считаете, что такое ОБЩЕСТВО? Учащиеся отвечают: • много людей • люди, живущие в одном государстве • люди, которые заняты общим делом и т. д. А вот, что говорит Ожегов в своем словаре по поводу этих названий. На экране проектора выводятся определения этих понятий. Учащиеся поочередно читают текст на экране. Ребята, скажите, пожалуйста, от чего зависит благосостояние общества, в котором мы живем? Учащиеся отвечают, что от каждой ячейки, семьи. А для того, чтобы благосостояние государства было на высоком уровне, что должна делать каждая семья? Ведь каждое общество живет по своим законам, и существуют административный и уголовный кодексы. Учащиеся высказывают свое мнение, например: • дать хорошее образование своим детям • растить своих детей достойными гражданами Республики Казахстан • вести здоровый образ жизни, тем самым подавать пример своим детям • хорошо воспитывать своих детей Ребята, а скажите, пожалуйста, а какая у каждого из вас семья? Дружная или нет? Что делают для вас родные? Чего они хотят для вас в жизни? Учащиеся отвечают, например: • мои родные хотят, чтобы я окончил лицей и пошел учиться дальше • заботятся о моем здоровье (оплачивают тренажерный зал, ведь я еще не зарабатываю) и так далее. Ребята, скажите, а что вас сплачивает в семье? Учащиеся отвечают: • мы вместе гуляем • ездим с семьей на отдых (на рыбалку) • мы очень дружны, т.к. у нас часто дома бывают национальные праздники 5. Как замечательно, что в Казахстане есть такие разные, но прекрасные семьи, в которых люди всегда помогают друг другу. А сейчас, ребята, я бы хотела предложить вам очень интересную работу в группах. Это упражнение называется техника «КОЛЛАЖ» и назовем его «МЫ ВМЕСТЕ». Преподаватель раздает листы ватмана и разноцветные геометрические фигурки учащимся, сидящим в группах. Причем квадратики обозначают папу, треугольники – маму, кружочки – детей, прямоугольники – бабушек и дедушек. Задание: на листах ватмана, розданных каждой группе, каждый учащийся наклеивает «свою семью» произвольно, там, где хочется. Хочется добавить, что в силу жизненных обстоятельств в семье иногда нет мамы или папы, но это не означает, что семья не состоявшаяся. Ведь мы все знаем, что независимо от того, сколько человек в семье, это то место, где нас любят и ждут. А теперь приступаем к работе. 6. Анализ упражнения «КОЛЛАЖ» Рисунки вывешиваются на доске, рядом друг с другом. Посмотрите, как получилось красиво, – говорит учитель. – Сколько мам, пап, детей. И все мы вместе. Скажите, пожалуйста, какова роль пап в семье? А что делают мамы, чем они для нас дороги? А какие ваши обязанности в семье? Что вы должны делать, чтобы жизнь была интересней и счастливей? Учащиеся отвечают на вопросы. А государство должно заботиться о семье? Да!!! Увеличиваются различные пособия, многодетные матери получают награды за воспитание детей, получают квартиры. Все мы знаем, что в Казахстане 2006 год был объявлен Годом семьи, а 2008 год – в России. В эти годы особенно много принимается реформ, которые способствуют поднятию материального и социального уровней населения. В недалеком будущем вы тоже все создадите семьи. Скажите, какие бы вы хотели создать? Учащиеся отвечают на вопрос. Многие великие люди, такие как Абай, Горький, Толстой, С. Муканов тоже писали о семье, т.к. семья для любого человека является опорой в жизни. 7. Подведение итогов. Комментирование оценок. 8. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Моя семья». | |
Просмотров: 4997 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|