Тема урока: Коллектив. Автор: Коновалова Н.В. педагог-психолог школы-гимназии №6 г.Семей Цель: рассмотреть этапы формирования коллектива. Задачи: 1. Проанализировать понятие «коллектив». 2. Проанализировать и проранжировать этапы формирования коллектива. 3. Развивать умения практического анализа этапов формирования коллектива. Ход урока. Приветствие. Побуждение. Чтение притчи «Пророк и большие ложки» Обсуждение: • Что хотел показать пророк вопрошавшему? • В чем разница ада и рая? • О чем будем говорить на нашем уроке? Ребята в группах знакомятся с разными пословицами, определениями и выска-зываниями о коллективе. Затем каждая группа дает свое определение коллектива и аргументирует свое мнение. Так как коллектив формируется и развивается в общем деле, то предлагается каждой группе построить «Вавилонскую башню». Строительство башни нужно провести без каких-либо скрепляющих средств, то есть только из тридцати листов бумаги (А4). На строительство каждой группе отводится 7 минут. По истечении времени сравнивается высота башен и отмечается самая высокая башня. Обсуждение: • Как шло строительство? • Чья была идея? • Как распределились роли? • Что помогло в работе? • Что помешало в достижении цели? Большинству из нас хоте¬лось бы житъ, и работать среди людей, которые нас понимают, могут помочь и поддержать в трудную минуту, являются единомыш-лен¬никами, т. е. быть членами сплоченного коллектива. Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Психолог А. Н. Лутошкин описал пять этапов (или уровней) развития кол-лектива, использовав для характеристики каждого уровня яркие обра¬зы-символы: «Песчаная россыпь», «Мягкая гли¬на», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горя¬щий факел». Они отражают психологические осо¬бенности каждой группы, ее сплоченность, взаимо¬отношения между ее членами. Опираясь на образы-символы, выделенные Лутошкиным, каждой группе предлагается проанализировать смысл названий этапов формирования коллекти-ва, подумать каковы психологические особенности каждого этапа и проранжиро-вать их. Далее вниманию детей предлагается трактовка образов-символов, пред-ложенная Лутошкиным. Ребятам предлагается подумать, какие этапы формирования коллектива прошли группы при строительстве «Вавилонской башни». Итог урока. Настоящий коллектив – тот, где люди сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим плохо; тот что, объединяет лю-дей для решения совместных задач. Рефлексия урока: • Сегодня на уроке я… • Значимым для меня было… Приложение к уроку. 1. Коллектив — это сложный субъект «о многих головах», имеющий собст-венный «организм», а значит, подчиняющийся определенным и четким законам развития и жизнедеятельности. Всегда находясь в динамике, живой «организм» нуждается в «ске¬лете». Поэтому будем считать коллектив саморегулирующейся системой с ориентацией на поиск прочной опоры в чем-то или ком-то. (М.Ф.Шевченко) 2. «...Коллектив — это свободная группа трудящихся, объединенных еди-ной целью, единым действием, организованная, снабженная органами управле-ния, дис¬циплины и ответственности, коллектив — это социальный организм в здоровом че¬ловеческом обществе». (А.С.Макаренко) 3. «Я убежден, — говорил А. С. Макаренко, — что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом долж¬на быть поставлена общая коллективная цель, — не перед отдельным клас-сом, а обязательно перед целой школой» 4. «Коллектив (от лат. собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в про¬цессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития». (Краткий психологический словарь) 5. Коллектив (от лат. собирательный) — группа людей, объединенных об-щими делами, общей работой. (Словарь иностранных слов) 6. Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отно¬шения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективно-стью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Сверхаддитивный эффект возникает в малой группе при ее приближении по уров¬ню развития к коллективу вследствие более четкого распре¬деления обязанно-стей, координации действий и установле¬ния хороших деловых и личных взаимо-отношений между ее членами. (Р.С.Немов) 7. Коллектив — высокоразвитая малая группа, отношения в которой строят-ся на высоконравственной основе. (Р.С.Немов) 8. Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой, общими интере-сами. (С.И.Ожегов) 9. В одиночку не одолеешь и кочку, артельно — и через гору впору. 10. Все за одного — один за всех. 11. Один в поле не воин. 12. Один и камень не сдвинешь, а артельно и гору поднимешь. 13. Рядом сидели, да разные песни пели. «Пророк и длинные лож¬ки». Один правоверный пришел к пророку. Его очень волновало, что такое рай и ад, потому что он хотел жить праведно. «Где ад и где рай?» - с этим вопросом правоверный обратился к пророку, но тот не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными пере¬улками во дворец. Через железные врата они прошли в большой зал. Народу там было види-мо-невидимо, бедные и богатые, в лох¬мотьях и в одеяниях, украшенных драго-ценными камнями. По¬среди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп. От варе¬ва шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. Спутник пророка поразил¬ся, когда увидел у них в руке по ложке, величиной с него самого. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная руч-ка. Осталь¬ная часть черенка ложки, содержимое которой могло бы насытить лю-бого человека, была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хо-тел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охвачен-ные жад¬ностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасыва¬лись друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это — ад!». Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. По¬сле долгих странствий по темным переходам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие пророк и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки оку-наемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими лож¬ками, чтобы каждый мог спокойно есть. Как только на-сыщался один, его место занимал другой. Пророк сказал своему спутнику: «А вот это — рай!». Этапы формирования коллектива. 1 – й уровень— «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на на-шем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчи¬нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Бывает так и в человеческих группах. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. В одном случае люди не стре¬мятся пойти друг другу навстречу, а в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитет¬ного центра, вокруг которого происходило бы объединение, спло¬чение людей, где бы каждый чувствовал, что он другому нужен, и сам нуждался бы во внимании других. По-этому такая стадия разви¬тия коллектива — «песчаная россыпь» — не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет. 2– й уровень — «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — мате¬риал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить раз-ные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть и классный руково-дитель, и авторитетный ученик) этот материал превращается в прекрасное изде-лие. Но если не приложить усилий, то он может так и остаться простым куском глины. На этой ступени развития коллектива отношения в основном доб¬рожелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. На-стоящего, хорошего организатора нет или просто ему трудно, так как некому под-держать его. 3– й уровень — «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцаю¬щий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверен¬ность в том, что курс вы-бран правильно. Важно только быть внима¬тельным, не потерять световые вспыш-ки из виду. На этом этапе кол¬лектив тоже подает каждому сигналы «так держать? и каждому го¬тов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание тру-дить¬ся сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Встречающиеся трудности часто прекращают деятельность груп¬пы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предло¬жения по улучшению дел не толь-ко у себя в классе, но и в школе. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех. 4– й уровень — «Алый парус». Алый парус — символ устремленно¬сти впе-ред, неуспокоенности, дружеской верности, долга. У боль¬шинства членов класса проявляется чувство гордости за коллектив; все переживают, когда кого-то по-стигнет неудача. Группа живо ин¬тересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, и иногда ее чле¬ны приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа явля¬ется сплоченной, она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда ей хватает мужества признать свои ошибки сразу, отстаивать свои интере-сы, но это положение может быть исправлено. 5– й уровень — «Горящий факел». Горящий факел — это живое пла¬мя, го-рючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответ¬ственность. Настоящий коллектив — тот, где люди сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим плохо; тот, что объ¬единяет людей для решения со-вместных задач. «Алый парус» «Горящий факел» «Мягкая глина» «Песчаная россыпь» «Мерцающий маяк»
|