Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

эмоциональный интеллект как социального успеха
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА.
Е.Н.Жукова
ЧУ НОУ УК «Шанырак», г.Актобе
Талантливых людей много. Не у каждого из них получается стать успешным и самореализоваться. Чтобы тебя заметили, стали твоими сторонниками, необходимо развивать и продвигать свои способности. Бывшие троечники становятся успешными владельцами бизнеса, а отличники, у которых весь класс списывал домашнее задание — обычными офисными служащими. Почему некоторые гении влачат жалкое существование, а успех достаётся далеко не самым умным и одарённым? Дэниел Гоулман всемирно известный психолог, в книге «Эмоциональный интеллект» подчёркивает зависимость между жизненным успехом и умением управлять собой, эмоциональным интеллектом человека (EQ). Существуют разные определения эмоционального интеллекта. Но все они подразумевают наличие некоторых ментальных способностей, позволяющих человеку осознавать собственные эмоции и понимать эмоции других. Это самосознание, самоконтроль, эмпатия (умение понимать чужие эмоции), способность эффективно взаимодействовать и личная мотивация.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом способен видеть свои недостатки и избавляться от них. Он терпим к окружающим, так как понимает, что не бывает людей совершенных. Чем успешнее человек, тем более он толерантен к другим.
Первыми термин «эмоциональный интеллект» в своей работе использовал психолог из Йельского университета Питер Саловей. Дэниел Гоулман сократил его до аббревиатуры EQ и ввел, как новое понятие в научный лексикон.
Коэффициент эмоционального развития личности складывается из совокупности целеустремленности, умения выделить главную цель в своей жизни и подчинить свои эмоции достижению данной цели. Сюда входит способность разбираться в себе и своих истинных чувствах, способность сопереживать окружающим и придти на помощь в нужную минуту. Люди с подобными способностями имеют явное преимущество над остальными. Причем коэффициент эмоционального развития помогает быть успешным не только в политики или бизнесе, но и в личной, интимной жизни.
Гоулман часто приводит простой и общеизвестный пример «эмоционального интеллекта»: часто люди, имеющие выдающиеся умственные способности относятся к ним крайне расточительно. Человек может быть семи пядей во лбу, но к учебе он относится спустя рукава, часто прогуливает занятия, не готовится к итоговым экзаменам и с трудом оканчивают учебное заведение. Часто и в дальнейшей жизни такие люди остаются не у дел. Школьные медалисты могут стать слабыми студентами, обладатели «красных дипломов» с трудом находят себе работу. В этом и заключается главная проблема нашего общества: знания академические не учитывают всех сложностей реальной жизни. Вся система образования в развитых странах направлена на теоретические, базовые знания и совершенно игнорирует эмоциональную сторону развития человеческой личности. Часто образованный человек оказывается напрочь лишенным тех качеств, которые дают возможность стать в жизни успешным. Только эмоционально одаренные люди могут рационально распоряжаться своими природными способностями и знаниями, полученными в процессе своего образования.
По мнению ученого, только в раннем детстве легко производить коррекцию эмоционального развития личности. В большинстве случаев система, регулирующая наши эмоции, заканчивает формирование в 15-16 лет и позже ее коррекция становится очень сложной и затратной. Вот чему стоит уделить особое внимание в воспитании и формировании гармоничной личности: прежде всего человек должен научиться понимать и осознавать свои собственные возможности, выделять свои предпочтения и понимать свои эмоциональные состояния. Уметь справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями. Развивать в себе эмоциональные склонности, которые направляют и облегчают достижение поставленных целей. Личность должна понимать не только свои чувства, но и чувства, потребности и заботы других людей. Успешный человек должен научиться вызывать у окружающих нужные ему эмоциональные реакции. Только при условии развития данных способностей и навыков можно добиться безусловного успеха в жизни.
Эмоциональный интеллект — это совокупность качеств, определяющих способность человека управлять не только собой, но и другими людьми. И он складывается из четырех основных компонентов:
 самоанализ;
 самоконтроль;
 социальный анализ;
 управление межличностными отношениями.
Именно возможность стать успешным руководителем сделала работы Дэниеля Гоулмана столь популярными в мире бизнеса. Его книги входят в личные библиотеки всех успешных управленцев нашего времени. Но не стоит забывать, что автор указывает на важность «эмоционального интеллекта» не только для общественной, но и для успешной личной жизни. А эта сфера жизни интересна и важна для каждого человека, не зависимо от его места жительства и социального статуса.
Еще в семидесятые годы этот феномен на западе досконально исследовали с постановкой сотен экспериментов по десяткам университетов. Вот в чем дело, оказывается:
Интеллект в жизни играет не такую уж существенную роль, как кажется.
Успех в карьере и развитии человека как профессионала зависит не только от его опыта, знаний, навыков, образования, но и от такого качества как эмоциональный интеллект. Эмоциональное развитие в становлении личности играет более существенную роль, нежели интеллектуальное развитие.
Для сравнения, высокий уровень IQ не гарантирует успешного результата при достижении целей в бизнесе. В то время как высокий уровень EQ – это почти гарантия успешности не только на работе, но и в жизни.
Условно эмоциональный интеллект можно измерить тремя уровнями:
1) Низкий эмоциональный интеллект.
Когда человеку свойственна низкая самооценка, подавленность своими эмоциями, безосновательное ощущение вины, состояние депрессии. Если человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, значит, он не может разобраться со своими делами. Если у него подавленное настроение, значит, он не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Если у него наблюдается низкая самооценка (личный неуспех, недовольство собой) это тянет за собой социальный неуспех (его тоже будут недооценивать, им будут недовольны окружающие, и он ничего не достигнет).
2) Развитый эмоциональный интеллект.
Если человек способен управлять своими эмоциями, значит, он может управлять и чужими эмоциями. Например, вовремя разглядеть недовольство клиента или начальства и исправить свою ошибку или предложить лучший вариант решения задачи еще до того, как возражение или критика будут озвучены. Если человек учится управлять своими эмоциями, временем, мотивировать себя, значит, он также научиться достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов.
3) Наивысший эмоциональный интеллект.
Это значит, что личные эмоции не имеют никакого воздействия на их носителя, а чужие эмоции поддаются абсолютному наблюдению за ними. Такой человек все еще продолжает испытывать определенные эмоции в зависимости от обстоятельств, но он уже самостоятельно решает, насколько целесообразно их демонстрировать в данный момент. Больше того, личность с высшим уровнем эмоционального интеллекта человек не только полностью контролирует свои эмоции, но и манипулирует ими. Например, умение демонстрировать радость и восхищение в ситуации, когда внутри страх, беспокойство или отвращение – это характеристика высокого эмоционального интеллекта, а это значит, что успех становится логичным следствием любых поступков человека.
Для реализации способностей и достижения целей очень важно уметь налаживать эффективное взаимодействие с окружающим миром. Наибольшего успеха достигает тот, кто может владеть своими эмоциями в критический момент, дисциплинирован и готов бороться с трудностями.
Опросник
по определению уровня использования эмоционального интеллекта для руководителей
(из книги Дэвида Райбака "Как использовать эмоциональный интеллект в работе")

Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит Вашей действительности.
Шкала: 5 - всегда, 4 - обычно (чаще всего), 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.
1. Я предпочитаю держать людей под контролем и не позволяю им "прыгать высоко".
2. Я дорожу своей профессиональной объективностью.
3. Я готов переложить на других ответственность за ошибки.
4. Я стараюсь избегать влияния на других и уговоров.
5. На каждую проблему я реагирую гневно.
6. Я стараюсь не заниматься шероховатостями и разногласиями, т.к. верю, что они "рассосутся" без моего участия.
7. Я стараюсь не реагировать эмоционально, когда другие показывают свои чувства. 8. Когда я сердит, я это выражаю.
9. Я отделяю свою жизненную философию (касающуюся меня как личности) от моего подхода к бизнесу.
10. Я открыто обсуждаю свои чувства с другими.
11. Я предпочитаю общий подход подробностям и специфике.
12. Я сосредоточен на главных вопросах, позволяя другим заботиться о деталях.
13. Я избегаю проблемы в надежде, что со временем они решатся без меня.
14. Я делегирую проблемы первой очередности.
15. Я стараюсь, чтобы ни в одном моем публичном выступлении не звучали эмоции и чувства.
16. Я стараюсь "держать карты в руке так, чтобы никто не мог заглянуть".
17. Я слушаю других, когда они хотят что-то сказать.
18. Я сосредоточен на чувствах других.
19. Оценивая других, я учитываю их поведение в прошлом.
20. Я стараюсь, чтобы на меня не слишком влияли чувства других, когда я выслушиваю конфликтующие стороны.
21. Я хочу делать хорошие вещи для других.
22. Я чувствую, что мое спонтанное поведение мешает мне выполнять руководящую роль. 23. Я уверен в своих способностях.
24. Я склоняю других к тому, чтобы брать на себя больше риска.
25. Мне присуще использовать власть, принадлежащую мне по праву руководителя.
26. Я открыто обсуждаю с другими свою личную жизненную философию.
27. Когда я приступаю к разбору проблемных ситуаций, внутреннее спокойствие и сдержанность для меня важны больше, чем спонтанность.
28. Я получаю удовольствие от того, что умею влиять на других и уговаривать других. 29. Борьбу с конфликтами и проблемами надо начинать сразу.
30. Я обращаю внимание на разногласия, и стараюсь заняться ими сразу после того, как я их обнаружил.
31. В кризисных ситуациях я прячу все отрицательные эмоции.
32. Я люблю вызывать других на дискуссию, но при этом я корректен и знаю меру.
33. Я предлагаю свою помощь всегда, когда это возможно, один на один и при людях.
34. Мне удается контролировать свои чувства, когда я сердитый или агрессивный.
35. Я чувствую грань дозволенного при общении с другими и не перехожу ее.
36. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своим уникальным вкладом в общее дело.
37. Я стараюсь не вмешиваться и не принимать какую-либо позицию, если вокруг меня происходит что-то, в чем я не принимал участие с начала.
38. Я готов делиться своим личным мнением и ощущением.
39. Во всех ситуациях я прямой и открытый.
40. Я позволяю другим взять на себя руководящую роль и при этом я их не контролирую.
41. Я стараюсь учитывать все мнения, даже противоположные.
42. Я открыт и готов рассматривать идеи своих оппонентов.
43. Я сосредоточен на самых главных составляющих проблемы.
44. Я готов взять на себя личную ответственность, если дело кончилось провалом.
45. Я прямо обсуждаю с персоналом и волнующие факты, которые оцениваются неоднозначно.
46. Когда мне нужна важная информация, я могу сделать исключение из общих правил.
47. Я делегирую важные задачи каждый раз, когда это возможно.
48. Я готов понять чужие чувства, даже в течение дискуссии на повышенных тонах.
49. Для меня самое главное понять, какие чувства привели к конфликту.
50. Мне очень важно, как люди отреагируют, если я показал свои чувства.
51. Я тепло и от всей души выражаю свои спонтанные чувства.
52. Я легко могу заручиться чужой поддержкой и помощью.
53. Я четко передаю свои намерения.
54. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях.
55. Я обращаю много внимания на чужие чувства и намерения.
56. Я помогаю другим лучше понять самих себя.
57. Я подбадриваю других, чтобы они сделали работу лучше, чем ожидается.
58. Я получаю удовольствие от комплексных задач и я очень доволен, когда, разбирая факты, я проясняю ситуацию.
59. Мне по душе сложные задачи, и я получаю удовольствие от работы.
60. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свои возможности и силу.

Ответы
1. Никогда. Руководитель с развитым ЭИ не ограничивает других, он всегда помогает им добиться большего.
2. Иногда. Это компромисс честных стандартов с человеком как приоритетом.
3. Никогда. Это противоречит высокому ЭИ и пониманию руководящей роли. Не путать с зонами ответственности.
4. Никогда. Это часть работы.
5. Редко. Наша цель - создать открытую и дружескую среду. Мы не думаем всегда о "правоте", а о том, что поможет.
6. Никогда. Проблемы и разногласия требуют нашего участия, разъяснения и быстрой реакции. 7. Иногда. Надо понимать других, но не позволять им играть на Ваших чувствах.
8. Редко. Это нежелательно, но подавление этого в 100 % случаях означает, что Вы ведете себя искусственно.
9. Редко. Высокий ЭИ несет в себе естественное поведение и удовольствие от лидерства.
10. Обычно. Высокий ЭИ лишает страха открытости. Мы не боимся выглядеть "не так" и не претендуем на совершенство.
11. Редко. Нам интересны подробности, как часть комплексного подхода, как работа других, как возможный источник конфликта.
12. Редко. Часто суть, правда прячется в подробностях.
13. Никогда. То "лекарство", которое предложит время, нам чаще всего не нравится. Мы можем решать важные вопросы и в ущерб расписания, которое раньше наметили.
14. Редко. Это не то, что стоит делегировать (зато внимательно спросите, что стоит делегировать).
15. Редко. Смотри ответ 9.
16. Редко. Высокий ЭИ означает открытость и прямоту. Тем не менее, работу с разногласиями надо начинать осторожным.
17. Всегда. Это суть ЭИ.
18. Всегда. То же, что ответ 17, только еще более важно.
19. Иногда. Мотивация сотрудников растет, если они понимают, что "сегодня могут получить 5, несмотря на прежние оценки". С другой стороны, при правильной измеряемости и документальном сопровождении оценки работы, нельзя игнорировать "историю".
20. Всегда. Надо понимать и уважать чувства других, но если Вы должны послушать несколько людей, то важно быть открытым со всеми и не стать жертвой манипуляции.
21. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ помогает другим расти, понять себя лучше, предлагает способ открытого общения. Если к Вам обращаются открыто, воспринимайте это как знак доверия и уважения.
22. Никогда. Руководитель с высоким ЭИ не страдает раздвоением в этом плане. "Руководитель" может повести себя жестко, не обидев "человека" в себе.
23. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ не стесняется того, что ему приятно сделать так, чтобы дело было сделано, проблемы решились, люди вокруг него были довольны.
24. Всегда. Это суть. Люди не могут значительно улучшить результаты, ничего не изменив и без риска.
25. Никогда. Есть другие источники авторитета, такие как наши человеческие и профессиональные качества.
26. Обычно. Если человек понимает Вашу жизненную философию, он лучше поймет, в каком направлении Вы движетесь, что Вами движет, легче сможет создать контакт с Вами.
27. Всегда. Речь идет о том, что сначала надо понять, и на данном этапе спонтанность мешает.
28. Всегда. Если не любим убеждать, придется только командовать.
29. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ обладает способностью увидеть проблему или ее потенциальный источник раньше других. Он на раннем этапе должен увидеть спад эффективности, нарушения отношения, упадок заинтересованности и т.д.
30. Всегда. Смотри ответ 29.
31. Всегда. Выражать гнев - последний шаг. Взаимное уважение - вот то, что нужно. Мы должны добиться своего цивилизованным путем.
32. Иногда. Не "держать" вообще - опасно: ничего не услышим и не узнаем. "Передерживая" в качестве обратной реакции получим замкнутость.
33. Всегда. Словами и невербальным поведением руководитель с высоким ЭИ добивается того, что его сотрудники воспринимают себя как уникальных людей.
34. Редко. Смотри ответ 32.
35. Всегда. В наше время в частности надо понимать весь риск, связанный с вопросами дискриминации любого рода, чувствительных вопросов национальности, религии, сексуального приставания и т.п.
36. Всегда. Смотри ответ 33.
37. Редко. Без участия и вовлечения мы не можем понять других, поделиться своими чувствами, узнать, что то, что нам нужно для решения проблем, не сможет помочь.
38. Обычно. Смотри ответ 10.
39. Обычно. Смотри ответ 10.
40. Редко. Мы остаемся рядом, чтобы помочь. Ваши сотрудники будут отличать контроль ради контроля и контроль с целью оказания помощи.
41. Всегда. На пути от хаоса к ясности нужно рассматривать все и отбрасывать аргументированно. 42. Всегда. Если чувствуете, что не хватает данных, то возможно "слышим только себя". Надо разделять несогласие с нашим мнением и атаку на нас лично.
43. Всегда. Что привело к конфликту - это наш ключ к разрешению и пониманию.
44. Всегда. Так как руководитель с высоким ЭИ участвует с самого начала, то он берет на себя ответственность.
45. Всегда. И на этапе обсуждения, и когда надо донести до сотрудников решение проблемы (которое может устроить людей в разной степени), руководитель с высоким ЭИ предпочитает гласность и прозрачность.
46. Редко. Фактически только в случаях, когда информация нужна для разрешения проблемы, и никаким образом нельзя отнести ее к информации для личного пользования.
47. Редко. Смотри ответ 14.
48. Обычно. Смотри ответ 17. Это, возможно, момент истины, определяющий наш уровень ЭИ.
49. Всегда. Смотри ответ 48.
50. Всегда. Несмотря на свою открытость, руководитель с высоким ЭИ осознает, что отклики и реакция имеют значение.
51. Обычно. Смотри ответы 10, 30 и 39.
52. 52. Всегда. Если намерения понятны и направление известно, легче получить поддержку и помощь, необходимые для достижения корпоративных целей.
53. Всегда. Смотри ответ 52.
54. Всегда. Смотри ответ 52.
55. Всегда. Смотри ответ 17.
56. Обычно. На основе фактов и опыта руководитель с высоким ЭИ помогает другим лучше понять себя, но делает это ненавязчиво.
57. Всегда. Когда мы помогли другим почувствовать себя хорошо, они могут сделать то, на что они способны и больше, чем ожидается. Важная часть задачи - это правильное определение того, кто годится на какую работу.
58. Всегда. Если знаем, как добиться открытости, то у нас будут те факты, которые помогут нам принять правильное решение. В этом процессе много захватывающего.
59. Всегда. Чувство того, что мы отреагировали быстро и добились результата, может помочь нам получить удовлетворение от работы.
60. Всегда. Эти два противоположных чувства помогут нам добиться нужного баланса.
КЛЮЧ
Результат
Если Вы угадали ответ, дайте себе 5 баллов, если Ваш ответ удален от правильного на 1 балл, дайте себе 4 балла, если на 2 балла - дайте 3, и т.д.
Пример:
1) Точный ответ - Всегда. Вы ответили Обычно - 4 балла, ответили Редко - 2 балла.
2) Точный ответ - Иногда, тогда за ответы Обычно и Редко дайте себе 4 балла, а за ответы Всегда или Никогда - по 3 балла.
Если у Вас:
Больше 240 баллов: Вы "суперзвезда" в плане ЭИ, и работая с Вами можно получить хорошую поддержку.
Больше 180 баллов: Вы просто "звезда", и похоже, что немного усилий - и Вы станете "суперзвездой".
Больше 120 баллов: Вы не можете претендовать на призовое место по части ЭИ, но Вы отвечали честно, и это отрадно.
Больше 60 баллов: похоже, что Вам "некуда двигаться кроме как к лучшему", и работа над ЭИ поможет Вам как никому.
Опросник
по определению уровня использования эмоционального интеллекта для руководителей
(из книги Дэвида Райбака "Как использовать эмоциональный интеллект в работе")

Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит Вашей действительности.
Шкала: 5 - всегда, 4 - обычно (чаще всего), 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.
1. Я предпочитаю держать людей под контролем и не позволяю им "прыгать высоко".
2. Я дорожу своей профессиональной объективностью.
3. Я готов переложить на других ответственность за ошибки.
4. Я стараюсь избегать влияния на других и уговоров.
5. На каждую проблему я реагирую гневно.
6. Я стараюсь не заниматься шероховатостями и разногласиями, т.к. верю, что они "рассосутся" без моего участия.
7. Я стараюсь не реагировать эмоционально, когда другие показывают свои чувства. 8. Когда я сердит, я это выражаю.
9. Я отделяю свою жизненную философию (касающуюся меня как личности) от моего подхода к бизнесу.
10. Я открыто обсуждаю свои чувства с другими.
11. Я предпочитаю общий подход подробностям и специфике.
12. Я сосредоточен на главных вопросах, позволяя другим заботиться о деталях.
13. Я избегаю проблемы в надежде, что со временем они решатся без меня.
14. Я делегирую проблемы первой очередности.
15. Я стараюсь, чтобы ни в одном моем публичном выступлении не звучали эмоции и чувства.
16. Я стараюсь "держать карты в руке так, чтобы никто не мог заглянуть".
17. Я слушаю других, когда они хотят что-то сказать.
18. Я сосредоточен на чувствах других.
19. Оценивая других, я учитываю их поведение в прошлом.
20. Я стараюсь, чтобы на меня не слишком влияли чувства других, когда я выслушиваю конфликтующие стороны.
21. Я хочу делать хорошие вещи для других.
22. Я чувствую, что мое спонтанное поведение мешает мне выполнять руководящую роль. 23. Я уверен в своих способностях.
24. Я склоняю других к тому, чтобы брать на себя больше риска.
25. Мне присуще использовать власть, принадлежащую мне по праву руководителя.
26. Я открыто обсуждаю с другими свою личную жизненную философию.
27. Когда я приступаю к разбору проблемных ситуаций, внутреннее спокойствие и сдержанность для меня важны больше, чем спонтанность.
28. Я получаю удовольствие от того, что умею влиять на других и уговаривать других. 29. Борьбу с конфликтами и проблемами надо начинать сразу.
30. Я обращаю внимание на разногласия, и стараюсь заняться ими сразу после того, как я их обнаружил.
31. В кризисных ситуациях я прячу все отрицательные эмоции.
32. Я люблю вызывать других на дискуссию, но при этом я корректен и знаю меру.
33. Я предлагаю свою помощь всегда, когда это возможно, один на один и при людях.
34. Мне удается контролировать свои чувства, когда я сердитый или агрессивный.
35. Я чувствую грань дозволенного при общении с другими и не перехожу ее.
36. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своим уникальным вкладом в общее дело.
37. Я стараюсь не вмешиваться и не принимать какую-либо позицию, если вокруг меня происходит что-то, в чем я не принимал участие с начала.
38. Я готов делиться своим личным мнением и ощущением.
39. Во всех ситуациях я прямой и открытый.
40. Я позволяю другим взять на себя руководящую роль и при этом я их не контролирую.
41. Я стараюсь учитывать все мнения, даже противоположные.
42. Я открыт и готов рассматривать идеи своих оппонентов.
43. Я сосредоточен на самых главных составляющих проблемы.
44. Я готов взять на себя личную ответственность, если дело кончилось провалом.
45. Я прямо обсуждаю с персоналом и волнующие факты, которые оцениваются неоднозначно.
46. Когда мне нужна важная информация, я могу сделать исключение из общих правил.
47. Я делегирую важные задачи каждый раз, когда это возможно.
48. Я готов понять чужие чувства, даже в течение дискуссии на повышенных тонах.
49. Для меня самое главное понять, какие чувства привели к конфликту.
50. Мне очень важно, как люди отреагируют, если я показал свои чувства.
51. Я тепло и от всей души выражаю свои спонтанные чувства.
52. Я легко могу заручиться чужой поддержкой и помощью.
53. Я четко передаю свои намерения.
54. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях.
55. Я обращаю много внимания на чужие чувства и намерения.
56. Я помогаю другим лучше понять самих себя.
57. Я подбадриваю других, чтобы они сделали работу лучше, чем ожидается.
58. Я получаю удовольствие от комплексных задач и я очень доволен, когда, разбирая факты, я проясняю ситуацию.
59. Мне по душе сложные задачи, и я получаю удовольствие от работы.
60. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свои возможности и силу.

Ответы
1. Никогда. Руководитель с развитым ЭИ не ограничивает других, он всегда помогает им добиться большего.
2. Иногда. Это компромисс честных стандартов с человеком как приоритетом.
3. Никогда. Это противоречит высокому ЭИ и пониманию руководящей роли. Не путать с зонами ответственности.
4. Никогда. Это часть работы.
5. Редко. Наша цель - создать открытую и дружескую среду. Мы не думаем всегда о "правоте", а о том, что поможет.
6. Никогда. Проблемы и разногласия требуют нашего участия, разъяснения и быстрой реакции. 7. Иногда. Надо понимать других, но не позволять им играть на Ваших чувствах.
8. Редко. Это нежелательно, но подавление этого в 100 % случаях означает, что Вы ведете себя искусственно.
9. Редко. Высокий ЭИ несет в себе естественное поведение и удовольствие от лидерства.
10. Обычно. Высокий ЭИ лишает страха открытости. Мы не боимся выглядеть "не так" и не претендуем на совершенство.
11. Редко. Нам интересны подробности, как часть комплексного подхода, как работа других, как возможный источник конфликта.
12. Редко. Часто суть, правда прячется в подробностях.
13. Никогда. То "лекарство", которое предложит время, нам чаще всего не нравится. Мы можем решать важные вопросы и в ущерб расписания, которое раньше наметили.
14. Редко. Это не то, что стоит делегировать (зато внимательно спросите, что стоит делегировать).
15. Редко. Смотри ответ 9.
16. Редко. Высокий ЭИ означает открытость и прямоту. Тем не менее, работу с разногласиями надо начинать осторожным.
17. Всегда. Это суть ЭИ.
18. Всегда. То же, что ответ 17, только еще более важно.
19. Иногда. Мотивация сотрудников растет, если они понимают, что "сегодня могут получить 5, несмотря на прежние оценки". С другой стороны, при правильной измеряемости и документальном сопровождении оценки работы, нельзя игнорировать "историю".
20. Всегда. Надо понимать и уважать чувства других, но если Вы должны послушать несколько людей, то важно быть открытым со всеми и не стать жертвой манипуляции.
21. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ помогает другим расти, понять себя лучше, предлагает способ открытого общения. Если к Вам обращаются открыто, воспринимайте это как знак доверия и уважения.
22. Никогда. Руководитель с высоким ЭИ не страдает раздвоением в этом плане. "Руководитель" может повести себя жестко, не обидев "человека" в себе.
23. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ не стесняется того, что ему приятно сделать так, чтобы дело было сделано, проблемы решились, люди вокруг него были довольны.
24. Всегда. Это суть. Люди не могут значительно улучшить результаты, ничего не изменив и без риска.
25. Никогда. Есть другие источники авторитета, такие как наши человеческие и профессиональные качества.
26. Обычно. Если человек понимает Вашу жизненную философию, он лучше поймет, в каком направлении Вы движетесь, что Вами движет, легче сможет создать контакт с Вами.
27. Всегда. Речь идет о том, что сначала надо понять, и на данном этапе спонтанность мешает.
28. Всегда. Если не любим убеждать, придется только командовать.
29. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ обладает способностью увидеть проблему или ее потенциальный источник раньше других. Он на раннем этапе должен увидеть спад эффективности, нарушения отношения, упадок заинтересованности и т.д.
30. Всегда. Смотри ответ 29.
31. Всегда. Выражать гнев - последний шаг. Взаимное уважение - вот то, что нужно. Мы должны добиться своего цивилизованным путем.
32. Иногда. Не "держать" вообще - опасно: ничего не услышим и не узнаем. "Передерживая" в качестве обратной реакции получим замкнутость.
33. Всегда. Словами и невербальным поведением руководитель с высоким ЭИ добивается того, что его сотрудники воспринимают себя как уникальных людей.
34. Редко. Смотри ответ 32.
35. Всегда. В наше время в частности надо понимать весь риск, связанный с вопросами дискриминации любого рода, чувствительных вопросов национальности, религии, сексуального приставания и т.п.
36. Всегда. Смотри ответ 33.
37. Редко. Без участия и вовлечения мы не можем понять других, поделиться своими чувствами, узнать, что то, что нам нужно для решения проблем, не сможет помочь.
38. Обычно. Смотри ответ 10.
39. Обычно. Смотри ответ 10.
40. Редко. Мы остаемся рядом, чтобы помочь. Ваши сотрудники будут отличать контроль ради контроля и контроль с целью оказания помощи.
41. Всегда. На пути от хаоса к ясности нужно рассматривать все и отбрасывать аргументированно. 42. Всегда. Если чувствуете, что не хватает данных, то возможно "слышим только себя". Надо разделять несогласие с нашим мнением и атаку на нас лично.
43. Всегда. Что привело к конфликту - это наш ключ к разрешению и пониманию.
44. Всегда. Так как руководитель с высоким ЭИ участвует с самого начала, то он берет на себя ответственность.
45. Всегда. И на этапе обсуждения, и когда надо донести до сотрудников решение проблемы (которое может устроить людей в разной степени), руководитель с высоким ЭИ предпочитает гласность и прозрачность.
46. Редко. Фактически только в случаях, когда информация нужна для разрешения проблемы, и никаким образом нельзя отнести ее к информации для личного пользования.
47. Редко. Смотри ответ 14.
48. Обычно. Смотри ответ 17. Это, возможно, момент истины, определяющий наш уровень ЭИ.
49. Всегда. Смотри ответ 48.
50. Всегда. Несмотря на свою открытость, руководитель с высоким ЭИ осознает, что отклики и реакция имеют значение.
51. Обычно. Смотри ответы 10, 30 и 39.
52. 52. Всегда. Если намерения понятны и направление известно, легче получить поддержку и помощь, необходимые для достижения корпоративных целей.
53. Всегда. Смотри ответ 52.
54. Всегда. Смотри ответ 52.
55. Всегда. Смотри ответ 17.
56. Обычно. На основе фактов и опыта руководитель с высоким ЭИ помогает другим лучше понять себя, но делает это ненавязчиво.
57. Всегда. Когда мы помогли другим почувствовать себя хорошо, они могут сделать то, на что они способны и больше, чем ожидается. Важная часть задачи - это правильное определение того, кто годится на какую работу.
58. Всегда. Если знаем, как добиться открытости, то у нас будут те факты, которые помогут нам принять правильное решение. В этом процессе много захватывающего.
59. Всегда. Чувство того, что мы отреагировали быстро и добились результата, может помочь нам получить удовлетворение от работы.
60. Всегда. Эти два противоположных чувства помогут нам добиться нужного баланса.
КЛЮЧ
Результат
Если Вы угадали ответ, дайте себе 5 баллов, если Ваш ответ удален от правильного на 1 балл, дайте себе 4 балла, если на 2 балла - дайте 3, и т.д.
Пример:
1) Точный ответ - Всегда. Вы ответили Обычно - 4 балла, ответили Редко - 2 балла.
2) Точный ответ - Иногда, тогда за ответы Обычно и Редко дайте себе 4 балла, а за ответы Всегда или Никогда - по 3 балла.
Если у Вас:
Больше 240 баллов: Вы "суперзвезда" в плане ЭИ, и работая с Вами можно получить хорошую поддержку.
Больше 180 баллов: Вы просто "звезда", и похоже, что немного усилий - и Вы станете "суперзвездой".
Больше 120 баллов: Вы не можете претендовать на призовое место по части ЭИ, но Вы отвечали честно, и это отрадно.
Больше 60 баллов: похоже, что Вам "некуда двигаться кроме как к лучшему", и работа над ЭИ поможет Вам как никому.

Литература:
1. Практический интеллект. Под общ.ред. Р. Стернберга. –СПб., 2002.
2. Савенков А.И. Коллективное творчество младших школьников. – Ярославль, 2004.
3. Савенков А.И. Можно ли прогнозировать жизненный успех? – Школьный психолог, 2009
4. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Ушкова и Д.В. Люсина. – М., 2004.
Категория: Школьный психолог | Добавил: Eseniya (2013-02-01) | Автор: Eseniya E
Просмотров: 1080 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 5:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru