Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Поурочный план-конспект урока. Дата: Класс: «6»-й класс Предмет: История древнего мира. Урок № Тема: Рим в эпоху республики. Цель: Обучающая обеспечить усвоение основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока. Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, существенное, основное в изучаемом материале продолжить обучению формированию умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятия «Причинно-следственные связи явлений» Тип урока: урок усвоения новых знаний Методы: интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, Оборудование: карта, доска, учебник, рисунки, таблица, схемы. Содержательная часть урока: 1. Этапы урока Этап урока Время Приемы, методы Что делают ученики Что делает учитель Мотивационный 1-3 минуты Круг радости Уяснение порядка и темпа совместной работы. Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы. Подготовка к усвоению нового материала 1-2 минуты Объяснительно-иллюстративный Восприятие важности новой темы и её места в истории Мира Опережающее определение нового материала Усвоение новых знаний 30-35 минут Объяснительно-иллюстративный, самостоятельной познавательной деятельности учащихся Уяснение новой темы, создание опорного конспекта Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы Закрепление новых знаний 1-3 минуты Репродуктивный Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении) Информация о домашнем задании, инструктаж 1-3 минуты Запись в дневник (при необходимости в тетрадь) При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания 2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. Мотивация. Круг радости: улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям, пожелаем друг другу удачи. 1 этап работы Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по древнему Риму. Тема нашего сегодняшнего урока «Рим в эпоху республики». Цель нашего урока: составить представление о Римской республике. Что такое республика? – «мозговой штурм». Пользование словарем. Республика – это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти (по словарю Ожегова). Работа с картой: определение местоположения Римского государства. Легенда о Ромуле и Реме. Предание об основании Рима сохранили древние греческие и римские историки. Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Альбанской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. Старший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Используя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашнего очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее родились близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов. Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ. Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима – 21 апреля 754 г. до н.э. Время с 754 по 509 года до н.э. назвали царским периодом. Вычислите его продолжительность. Последним царем Рима был Тарквиний. Он так жестоко угнетал свой народ, что люди не выдержали, подняли восстание и изгнали царя вместе с семьей из Рима. Римляне решили, что не будут выбирать царя, а создадут республику и ими будут управлять люди, избираемые на определенный срок. Так началась вторая эпоха римской истории – с 509 по 27 года до н.э. Вычислите ее продолжительность. Каким же был новый республиканский строй? Кто управлял государством? Главным органом управления государством было Народное собрание. В зависимости от обсуждаемых вопросов оно делилось на три вида: курия – собрание родов, центуриат – собрание патрициев и плебеев, собрание трибы – собрание всех граждан Рима. Разыгрывается сценка «Собрания в Древнем Риме». Для управления республикой избирали двух консулов сроком на 1 год. Во время войны один консул возглавлял армию, другой управлял Римом. Они созывали Сенат и Народное собрание, предлагали новые законы, следили за их исполнением. Для осуществления исполнительной власти также избирали магистров. Сенат – Совет старейшин, состав – 300 человек, сенаторы – выходцы из зажиточных семей, должность пожизненная. Полномочия: ведал государственной казной, разрабатывал планы ведения войн, утверждал мирные соглашения. Завоевательные войны Рима. Самостоятельная работа учащихся с учебником, составление таблицы. Название войны Дата Последствия 1. Пиррова победа 280 год до н.э. Рим – властелин Италии 2. Первая Пуническая война 264 – 241 гг. до н.э. Рим завоевал Сицилию 3. Вторая Пуническая война (Ганнибал) 218 – 201 гг. до н.э. Карфаген выплачивает Риму дань, отдает слонов, корабли 4. Третья Пуническая война 149 – 146 гг. до н.э. «Карфаген должен быть разрушен», город стерт с лица земли Итог: Римское государство 100 – 44 гг. до н.э. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье Общественное устройство Римской республики. Какие работы выполняли рабы? Кто такие гладиаторы? Самостоятельная работа учащихся с учебником. Восстание Спартака (сообщение ученика) Контроль усвоения пройденного материала Работа с кроссвордом. Информация о домашнем задании, инструктаж Домашнее задание – записи в тетради, § 29 Выставление оценок за урок. Рефлексия. Аналитическая часть урока: самоанализ урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. Государство, расположенное на Аппенинском полуострове. 2. Брат первого царя Рима. 3. Высшее должностное лицо Римской республики. 4. Привилегированные члены древнейшего населения Рима. 5. Собрание объединения родов. 6. «Союз племен». 7. Противоположность патрициям. 8. Служащий в исполнительной власти. 9. «… должен быть разрушен». 10. Предводитель карфагенцев во Второй Пунической войне. материал к уроку Бои гладиаторов — это, наверное, первое, что вспомнит любой человек о Древнем Риме. Ну, хотя бы по фильмам. Этот обычай, как и многое другое, был заимствован римлянами у этрусков и уходит корнями в глубокую древность. Когда-то на похоронах знатных этрусков в жертву богам приносили военнопленных, позднее их заставляли там сражаться друг с другом. Этот обычай настолько понравился римлянам, что очень скоро, потеряв свою религиозную окраску, превратился просто в зрелище. Первые гладиаторские бои в Риме состоялись в 264 году до н. э. Соперниками гладиаторов на таких играх также могли выступать и дикие звери. А иногда устраивались и настоящие морские сражения. Этих кровавых зрелищ требовала римская толпа. По надписям на стенах в засыпанных пеплом Помпеях видно, что гладиаторы были настоящими кумирами толпы. Женщины писали им послания с признанием в любви, как сейчас — кинозвездам и рок-певцам. Гладиаторов обучали в специальных школах. Некоторые из них могли даже заслужить освобождение после удачных выступлений. В 74 году до н. э. один из гладиаторов начал такое большое восстание, что оно угрожало Риму, как некогда войска Ганнибала. Этого гладиатора звали Спартак. Родом он был фракиец (Фракия — нынешняя Болгария) и отличался огромным ростом и большой силой. В школе гладиаторов в Капуе (главный город провинции Кампания, на юге Италии) Спартак и несколько десятков других гладиаторов составили заговор. Несмотря на то, что заговор был раскрыт из-за доноса, они все же бежали на гору Везувий (это было до того, как Везувий «проснулся» и стал вулканом). С помощью хитрости они победили небольшой отряд римских солдат. И тогда рабы со всей Кампании стали бежать к Спартаку. Их собралось уже несколько тысяч. Спартак, который некогда служил в римской армии, организовал из рабов настоящую армию по римском образцу. К 72 году численность его войска достигла 120 тысяч. Дважды разбив немалые римские военные силы, Спартак стал готовиться к уходу из Италии через Альпы. Часть его войска захотела совершить поход на Рим. Примерно 20 тысяч рабов откололись от Спартака и пошли на Рим, но были разбиты. Оставшаяся же часть войска во главе с самим Спартаком продвигалась к северу, несколько раз одержав победу над римскими армиями. По неизвестным причинам Спартак повернул на юг. Возможно, что он рассчитывал уплыть из Италии на кораблях сицилийских пиратов. Осенью 72 года сенат послал против Спартака 6 легионов во главе с Марком Лицинием Крассом. Затем на помощь были вызваны легионы Гнея Помпея и Марка Лукулла. Все трое потом участвовали в гражданских войнах. Постепенно римляне измотали войска Спартака; решающее кровопролитное сражение произошло весной 71 года. В ожесточенной схватке Спартак был убит, его тело так и не нашли на поле боя. Предание об основании Рима сохранили древние греческие и римские историки. Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Альбанской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. Старший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Используя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашнего очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее родились близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов. Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ. Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима – 21 апреля 754 г. до н.э. | |
Просмотров: 4195 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|