Создание Чингисханом Монгольского государства, и его устройство. В начале XIII века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство? Основатель которого Темучин (1155-1227) объединил под своей властью почти все племена Монголии. Родился он «в середине «гаха»-года кабана, в феврале, на берегу реки Онон в семье Есугэй-бахаура, в урочище Болдок ( Кочковатая местность), около 500 северной широты и 1320 восточной долготы. В то время его отец Есугэй-бахадур, властелин 40 тысяч кибиток, воевал с татарами и захватил в плен главу племени татар Темучина. В ознаменовании этого успеха и был назван будущий Чингисхан Темучином. Весной 1206 года у истоков реки Орхон монгольская знать собралась на крултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чингисхан. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: «Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гур-ханом, и их области достались тебе, то пусть будет новое прозвище «Чингис».Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы название твоё было Чингис-хан.Царь царей и Государь государей. Все одбрили и утвердили это имя. Всдедствии его титул был выражен формулой, вырезанной на яшмовой печати: «Бог- на Небе,Ха-хан –Могущество Божие на Земле.Печать владыки человечества». Важным является то, что на курултае 1206 года был обнародован Великий Джасак (ясак,ясы) Чингисхана- это кодфицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззрения правителя. Великий Джасак делиться на две части, первая часть «Белик»- сборник «Изречений Чингисхана», она содержит мысли, наставления и решения законодательного, как общнго, теоритического характера , так и высказанные по поводу различных конкретных случаев. Вторая часть- собственно Джасак- это свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствуюшего наказания за их неисполнение. В «Белике» высказана мысль о том, что в годы, предшествовавшие правлению Чингис хана, дети не слушали отцов, младшие старших; муж не имел дрверия к жене, а жена не следовала повелению мужа; свекры смотрели неблагожелательно на свекровок, а невестки не уважали свекров; большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших и т.п. По этой причине были воры, лжецы, возмутители и разбойники. Людям в собственном их жилище не являлось Солнце... Таокво было это племя без порядка, без сысла. Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ., и он управлял ими посредством твердо укрепленного ясака. Тех, которые были умны и молодцы, сдела беками войска; тех, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой причене дело Чингисхана, словно молодой месяц, возрастает со дня на день; от неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле, помощбю его, явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликования и пирования, а зимнее кочевки приходились приятные и соответственные. Таким образом одной из главных причин успешного развития государства Чингисхана при его создании и в последующем в превращении его в могучую империю было то, что вчсе его поданные жили строго по законам, обязательным для всех. Государство монголов было устроено по принципу военной организации. Вся территория и население делились на центр, правое и левое крыло; в основе лежала десятичная система, была установлена строжайшая дисциплина и четкая организация. У чингисхана гвардия состояла из воинов аристократического происхождения. Высшей воинской единицей была тьма- 10 тысяч воинов, но был ещ и туг- 100 тысяч воинов. Была тяжелая(мечники) и легкая конница (лучники). Монголы применяли разнообразные приемы боя-притворное бегство, заманивание противника в засаду, воевали знаменитой «монгольской лавой» до пяти параллелей воинов. В атаку монголы шли с диким криком, но воевали и молча-«внемую», то есть обмениваясь знаками- флагами, а ночью- фонорями. Каждый монгольский воин имел с собой пилу, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около 2 литров, неприкосновенный запас, состоящий из сухого молока, сушеного мяса и сменного белья. Когда продуктов не хватало, воин рассекал вену своей лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану. Хлеб пекли под мышкой у верблюда. Каждый воин имел от одного до четырех заводных коней. Кони монголов были «выдрессерованы как собаки», благодаря чему они то стремительно размыкались, то собирались в кучки, и монголы грозили атакой то в одном, то в другом месте, сами не принимаясомкнутой атаки противника. Такими действиями они изматывали врага физически и морально настолько, что он иногда сдавался еще до вступления в дело тяжелой ковалерии.10-12 дней монголы могли ехать на конях без дневок и привалов, суточный переход составлял до 150 верст. По подсчетам специалистов, монголы могли выставить войско до 200 тысяч человек и до 1 миллиона человек, хотя встречаются и неправдоподобные данные- до 400,600 и даже 800 тысяч человек. У монголов было достаточно мощное вооружение – тяжелые боевые машины, огнеметы, горящая нефть, та кназываемый «греческий огонь», применялся порох, но поскольку не было огнестрельного оружия, он использовал в ракетах.
Источник: http://История Казахской ССР- Е.Бекмаханов, Н.Бекмаханова. Алмата «Мектеп» 1987 год. |