Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
В предверии встречи Нового года (праздника Наурыз) мы говорим об обычаях и традициях, складывавших в истории казахов в течение долгого времени. Любое событие в жизни казахов связано с обычаем гостеприимства. Щедро накрытый дастархан говорит о широкой натуре человека, его приветливом отношении к гостю. Пришедшим к дастархану людям полагается входить в юрту с правой стороны, переступать порог с правой ноги. Так гость показывает хозяину, что пришел с добрыми намерениями. В каждой юрте, несмотря на то, что большая она или маленькая, есть почетное место - тор. Усаживают на почетное место гостей по возрастной категории или с учетом общественных заслуг. Личное приглашение гостя в дом, есть демонстрация самого большого уважения к нему. Особуя радость у казахов вызывает рождение ребенка. Это огромный праздник для всех родственников. В народе бытует поговорка: «Если у тебя дочь - след оставишь, если сын - себя оставишь». Поэтому для отца важно, чтобы на свет появился именно мальчик как продолжатель рода. Если у женщины долго не было детей, она зачастую отправлялась к святым местам, чтобы вымолить долгожданного ребенка. Одно из таких мест в Казахстане - мавзолей Ходжи Ахмета Яссави - философа и проповедника средневековья, причисленного к лику святых. Для женщин, вынашивающих ребенка, существуют своеобразные запреты. Бытует поверье, что нельзя есть верблюжье мясо (может затянуться беременность), зайчатину (ребенок может родиться с «заячьей губой»). Нельзя стричь волосы, чтоб не укорачивать жизнь будущему ребенку. Нельзя идти на похороны, в мрачные места, встречаться с недобрыми людьми, потому как любая неблагоприятная энергия может оказать свое влияние на ребенка. Следует есть баранину, а под подушку класть нож - считается, что он отгоняет злых духов. В первые сутки после рождения ребенка устраиваются ночные бдения - молодежь поет песни, борясь задушу новорожденного. На вторые день устраивается той - шилдехана. Режут барана. Приглашают женщин, пускают по кругу шейные позвонки сваренного барана. Каждая из пришедших обгладывает позвонок. Затем позвонки прикрепляются к палочке, а затем к белому лоскутку. Лоскут с позвонками прикрепляют к развилкам кереге юрты и в течение последующих 40 дней перевешивают. Происходит, таким образом, укрепление жизненной энергии ребенка в первые дни его пребывания на земле. На третий день ребенку дают имя, соблюдая обряд am кою. На сороковой день стригут волосы и ногти, которые потом хранят. Волосы - это дар Неба, носитель сведений о жизни еловека. Волосы могут сообщить, здоров или болен человек. Заплетенные в косу волосы с древних времен считались символом связи с небесными силами. Выпавшие волосы не бросали куда попало, дабы не привлечь злых духов и болезни. До сорока дней ребенка стараются никому не показывать. По истечении этого срока малыша купают и готовят ему колыбель. Обряд укладывания в колыбель носит название бесикке салу. Купание осуществляют в соленой воде, чтобы уберечь ребенка от болезней. В ванночку кладут украшения: перстни, кольца, браслеты, а также монетики в знак пожелания безбедной и красивой жизни. Исполняя обряд тусау кесу (разрезание пут для совершения первых шагов по земле), переплетают ножки веревочкой в виде восьмерки. 8 - знак бесконечности и абсолютной свободы - свободы общения с миром, свободы развития. В разные времена путы делались из разных материалов. Казахи издавна обожествляли овцу, так как овца давала и еду, и дом, и одежду. А первую весеннюю траву казахи воспринимали как символ начала жизни. Поэтому в обряде разрезания пут использовалась либо весенняя трава, либо баранья кишка, гораздо позже - сакральная (ритуальная) черно-белая веревка. Перерезая веревку, символизирующую силы добра и зла, и выпуская ребенка в мир, взрослые говорили ему: «Бай болсын (желаем быть богатым)», «Адам болсын (храни честь отца и рода)». Начиная с 7 лет, девочек обучали вышиванию и ковроделию - так готовили будущую хозяйку. А мальчику в этом возрасте делали обрезание, устраивали сундет той и немного позднее начинали обучение верховой езде. Дарили скакуна. Ведь конь - крылья джигита, он - помощник в движении. Конь давал джигиту уверенность в степи. Он был его вторым «я». Недаром в древние времена античные путешественники отмечали слитность кочевников с конем. Неспроста в их мифах возник образ человека-коня - кентавра. Особое место занимает в жизни казахов свадебный обряд. По традиции, он длится долго и проходит в несколько этапов. Начинается обряд со сватовства, на котором присутствуют не менее пяти человек. Отец невесты дает согласие на брак молодых. Преподносятся взаимные подарки. Через некоторое время происходит уплата женихом калыма родителям невесты. Затем невеста встречается с женихом в специально поставленной свадебной юрте. В знак своего расположения невесте полагается подарить платок жениху. Перед проводами в аул жениха невеста трижды совершает поклон перед входом в свадебную юрту. Исполняются свадебные песни - жар-жар. Знакомство с родственниками жениха сопровождается обрядом беташар (открывание лица невесты). После этого начинается той, куда всегда приглашается множество гостей. Наиболее важные решения о судьбе человека принимались на мужской половине юрты. На мужской стороне рожали детей, совершали переход невесты с женской на мужскую половину, когда был решен вопрос о ее выдаче замуж, здесь же обряжали покойника. Таким образом, весь жизненный круг - рождение, приобретение спутника жизни, уход в мир иной - концентрировался на мужской половине юрты. Похоронный обряд начинался с обряжения покойника, которого оборачивали белым саваном. Аллаху возносились молитвы, призванные очистить ушедшего от земных грехов, дать ему небесное прощение. Простых людей хоронили в обычных могилах, более знатным устанавливали мазары. В строении мазара отразилось понятие казахов о трехмерном пространстве: купол означал небесную жизнь, средняя часть помещения - земную, нижняя часть - подземный мир. Поминки (ас) устраивали на третий седьмой, сороковой день, через год. В подготовке аса принимали участие все родственники умершего. Совершив поминовение за дастарханом, послушав пение акынов, все отправлялись смотреть состязание борцов и конные соревнования - погоню за девушкой (кыз куу), скачки (байгу), козлодрание (кокпар). Подобные скачки устраиваются и во . время праздника Наурыз. Наурыз (или Новый год по восточному календарю) отмечают с 22 марта - времени солнечного равноденствия перед началом весенне-полевых работ. День увеличивается, повсюду появляется молоденькая трава, на деревьях распускаются почки. В канун праздника люди обновляют дом: белят, убирают, подметают. Рассаживают вокруг дома деревья и кусты. Старые люди говорят: «Если Наурыз придет в чистый дом, то унесет все болезни и несчастья». Празднику радуются все, если после лютой зимы животные остаются живыми и здоровыми. Появляется молодая трава, а значит, скот будет накормлен. В этот теплый весенний праздник люди прощают друг другу обиды, ходят в гости, угощают традиционным блюдом - наурыз- коже. В фильме Б.Гафу «Вслед за травой» можно увидеть, как готовится это блюдо. Семь составляющих входят в него: вода, мясо, бараний жир, пшеница, просо, молоко, соль. Для особой питательности используется молозиво - молоко только что отелившейся коровы. Это молоко, необычайно богатое по своей энергетике, дает силу всем, кто радуется обновлению природы. Котел с наурыз-коже дожен быть полным в знак пожелания полноты жизни, будущего достатка. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, веселятся, преподносят друг другу подарки. Надолго остается в памяти людей праздник Наурыз - день, когда все были счастливы и веселы. | |
Просмотров: 1347 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|