Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

"О праве в шутку и всерьез"
Государственное образовательное учреждение
Новосельская средняя школа

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

ТЕМА: «О ПРАВЕ, В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ»



РАЗРАБОТАЛА:
учитель истории
Матюшко Ксения Дмитриевна

В методической разработке рассмотрены вопросы уголовной и административной ответственности несовершеннолетних и защита их прав, отражены меры профилактической работы среди подростков.
Методическая разработка включает семь конкурсных заданий правовые ситуации, вопросы по темам.
Методическая разработка предназначена для преподавателей общественных дисциплин. Цель данной разработки – оказать практическую помощь преподавателям при проведении повторительно-обобщающих уроков по праву, проведении внеклассных мероприятий, подготовки к олимпиадам, воспитании правовой культуры учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение
2. «Правовой поединок» по теме «Подросток и закон»
1 раунд «Азбука права» - теоретические вопросы по уголовному, административному праву.
2 раунд «Первенство эрудитов» - умение владеть правовой лексикой (раскрытое понятие назвать одним термином).
3 раунд «Турнир юных правоведов» - решение правовых ситуаций.
4 раунд «На приеме у юриста» - работа по карточкам (определить обстоятельства смягчающие и отягчающие уголовную ответственность, вид юридической ответственности по предложенной ситуации).
5 раунд «Лестница возрастов»
6 раунд «Правовое буриме» - Сочинить стихотворение
7 раунд «Тайнопись» - Расшифровать шифровку
8 раунд «Творческий, исследовательский конкурс» - эссе на тему «Молодежная преступность. Где выход?»
3. Заключение.
4. Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие правового образования.
Ведь одна из главных задач современного общества является воспитание социально-активного, законопослушного человека, знающего свои права и обязанности и умеющего их защищать. И важная роль в решении этой задачи отводится учебному заведению, так как именно в учебном заведении несовершеннолетние получают свои первые правовые знания.
Вся урочная и внеурочная работа по праву должна быть направлена на профилактику преступлений правонарушений среди несовершеннолетних.
Используя игровые моменты необходимо научить учащихся находить правильный выход из сложившейся правовой ситуации, ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, защищать свои права.
Методическая разработка «Правового поединка» рассматривает вопросы уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Методическая разработка – включает конкурсные вопросы, , правовые ситуации, умение владеть правовой лексикой и эссе, где учащиеся выражают свое мнение о том, какую профилактическую работу необходимо проводить среди несовершеннолетних для снижения роста преступности и правонарушений.
В приложении представлены материалы, отражающие работу, проводимую в с целью профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних:
• Анкетирование «Молодежь о преступности» (проводимая с учащимися).

ТЕМА: «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
Цели проведения конкурса:
 углубление знаний учащихся по уголовному, административному праву, развитие интереса учащихся к предмету, творческий подход к обобщению, закреплению материала изученного на уроках права.
 воспитание правовой компетентности несовершеннолетних.
 профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи конкурса:
1. Совершенствование форм и методов правового воспитания учащихся на основе информационных, интерактивных технологий.
2. Формирование у учащихся навыков решения правовых ситуаций, умения практической работы с законодательными актами.
3. Научить анализировать свое поведение с точки зрения юридической ответственности.
4. Развитие сотрудничества с органами внутренних дел в вопросах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Место проведения конкурса :учебный кабинет
Оборудование:, мультимедийный проектор
Оформление:
1. Выставка нормативных и законодательных актов.
2. Мультимедийная презентация.
3. Материалы периодической печати (статьи из газет об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних).
4. Методическая литература о вреде алкоголизма, наркомании. Кроссворды и рефераты учащихся на тему «Юридическая ответственность несовершеннолетних».
Подготовительная работа:
Для проведения конкурса преподаватель готовит материал в виде вопросов, правовых ситуаций, мультимедийной презентации. Вопросы и ситуации берутся с учетом программы по праву и знания законов, рисунки, карточки.

Добрый вечер, дорогие учащиеся, гости, учителя!
Я рада приветствовать вас у нас в гостях.
Представляю участников сегодняшней игры « О праве в шутку и всерьёз».
(Музыка)
Дорогие участники, предлагаю вам представить команды.

Для начала мы хотим пригласить вас в кабинет 6 чувств. Не удивляйтесь, что у любого человека чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. А у наших участников должно быть ещё и 6 чувство: чувство юмора.
- Итак, начнем. Для начала уважаемые участники, вам предлагается ответить на вопросы, а ответы записать на карточках. Если ответы правильные, то из начальных букв получится слово. Учтите, ответ на каждый вопрос заключается в одном слове. Готовы?
1. Что это такое?(коровка)
2. Проверяем обоняние.
- Что за жидкость находится во флаконе? (одеколон)
3. Проверяем осязание.( Определить на ощупь.(дробь)
4. Проверяем зрение ( определить кто на картинке)( енот)
5. Проверяем слух ( Какой из танцев заложен в этой музыке?)
6. И последнее по счёту , но далеко не последнее по значению: чувство юмора. Вспомните, пожалуйста, как называется самый любимый сериал на ТНТ.
Какое слово у вас получилось? Совершенно верно , это слово КОДЕКС. Как сказал один из литературных героев «Я чту уголовный кодекс».
- Кстати, а что это за литературный герой ? Вы, правы, это Остап Бендер.
Наш прославленный командор в шутливой форме определил:»Право есть неотъемлемая часть нашей жизни». Знание правовых норм так же необходима, как знание правил хорошего тона или таблицы умножения.
Именно об этом и пойдет сегодня речь в нашей игре. Хорошо ли вы знакомы с правовыми нормами, дорогие участники, это мы сегодня проверим.
Поскольку наша игра имеет правовую направленность, то поможет нам компетентное жюри, то есть коллегия Верховых судей.
(Музыка. Предоставление жюри.)
1 РАУНД «АЗБУКА ПРАВА»
Эпиграф: «Право существует для пользы человечества»
Латинское изречение
За правильный ответ каждая команда получает по одному баллу.
И так начинаем игру. Первый конкурс!
Я зачитываю определения, вы записываете ответ. У болельщиков тоже есть право принять участие и проверить свои знания по правовым определениям.
Учащимся (командой) предлагается ответить на вопросы по уголовному и административному праву.
1. В чем заключаются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних?
2. Назовите виды наказания, назначаемые несовершеннолетним за совершения преступления?
3. С какого возраста физическое лицо привлекается к уголовной ответственности?
4. Что является основанием для привлечения к административной ответственности?
5. Какая высшая мера административного наказания предусмотрена КоАП?
6. Назовите признаки административного правонарушения.
7. Взыскание за нарушение трудовой дисциплины.(выговор)

8.Совершение преступления совместно с двумя или несколькими людьми (соучастие)

9. Документ, удостоверяющий личность гражданина( паспорт)

10. Общее название всех видов имущественных преступлений – кражи, грабежи, мошеннеченства, вымогательства( хищение)
11. Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого на месте преступления в момент его совершения. ( Алиби)
12. Распоряжение гражданина своим имуществом (завещание)
13. Граждане не достигшие 18 лет(несовершеннолетние
14. Преступление , состоящее в нанесении потерпевшему множество ударов.(Побои)
15. Акт власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания, либо заменяющий назначенное ему судом более мягким. ( помилование)
И так давайте проверим. Прошу коллегию судей проверить результаты.
Разминка закончена, и я объявляю следующий конкурс.

2 РАУНД «ПЕРВЕНСТВО ЭРУДИТОВ»
Эпиграф: «Будь скор на мышление и медлен на слова»
Ап.Иаков
Любое преступление оставляет за собой улики. Поочереди вытаскиваем 4 улики, и вспоминаем пословицу или поговорку на эту улику.( Дело, труд, зеркало, яблоко, цифры 1, 7, гора, топор, ухо, дом, часы, хлеб, птица, ноги, язык, мешок,слово,кошка,рука,камень, конь, курица, одежда, глаз, дрова)Теперь при помощи этих улик составить уголовное дело
Игра со зрителями
Пока наши участники готовятся, я обращаюсь к вам болельщики. Приглашаю одного болельщика, умеющего рисовать.
Нарисовать достаточно популярного человека по словесному портрету, а зрителям угадать, чей это портрет.
Словесный портрет: Лицо- длинное, узкое, худое.
Нос –тонкий с горбинкой.
Глаза небольшие, близко поставлены.
Цвет глаз –синий. Брови-прямые.
Волосы темные. Особые приметы: усы густые, опущенные к низу ( для изменения внешности разыскиваемое лицо может сбрить усы.)
Портрет готов. Чей портрет здесь изображен? ( Боярский)
Сходство оригинала и нарисованного портрета налицо. Спасибо за участие.
Я обращаюсь к участникам. Время истекло, и мы проверяем задания.
(Оценки) Слово жюри.

3 РАУНД «ТУРНИР ЮНЫХ ПРАВОВЕДОВ»
Эпиграф:
«Пусть свершится правосудие, даже если погибнет мир»
Латинское изречение
Команды получают правовые ситуации, которые в течение 5 минут должны решить, пользуясь УК РК.
1 команда
Ситуация 1
Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой, во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 тенге за проход. Костя успел заметить в руках одного их них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга.

Как оценить поведение Кости? Подлежит ли он уголовной ответственности? Разрешите ситуацию с правовой точки зрения, руководствуясь ст. 37 УК.
Ситуация 2
Трое подростков 14-15 лет в пьяном виде бродили по улицам города, зашли «отдохнуть» в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязано. На замечания окружающих отреагировали отрицательно.
Есть ли в действиях подростков правонарушения?
Какое наказание предусмотрено за подобные действия?
2 команда
Ситуация 1
Алексей (17 лет) вечером шел домой с секции каратэ. Внезапно он услышал женский крик. Ему показалось, что какая-то женщина зовет на помощь. Он бросился в сторону, откуда доносились крики, и увидел мужчину, прижавшего к стене молоденькую девушку. Девушка кричала и отчаянно пыталась вырваться. Алексей незаметно подошел сзади и несколькими меткими ударами «вырубил» нападавшего (не зря восемь лет он занимался своим любым каратэ). Правда, с горяча он немного переборщил – вызванная им «скорая» увезла его в больницу с переломами и другими серьезными повреждениями.
Как оценить поведение Алеши? Разрешите ситуацию с правовой точки зрения, руководствуясь ст. 37 УК.
Ситуация 2
Князев был задержан сотрудниками милиции на месте преступления за совершение карманной кражи. Князев мотивировал тем, что ему только 16 лет, уголовной ответственности он не подлежит, и просил наложить штраф за те неправомерные действия, которые он совершил.
Чем является правонарушение Князева – преступлением или проступком? Какую ответственность должен понести Князев?
4 РАУНД «НА ПРИЕМЕ У ЮРИСТА»
(конкурс капитанов)
Эпиграф: «Ищешь причину зла она только в тебе»
Ж.Ж. Руссо
Капитанам команд предлагается определить, к какому виду юридической ответственности будут привлечены подростки в предложенных ситуациях.
Задание 1
1). Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
2). Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
3). На перемене учащийся зашел в раздевалку, забрал понравившуюся ему чужую шапку.
4). Студенты остановили первокурсника и потребовали у них деньги.
5). Подростки курили в школьном туалете.
6). Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
7). Подросток без водительского удостоверения ездил на автомобиле.
8). Подростки похитили из коммерческого киоска партию шоколада.

Задание 2
Какие обстоятельства являются смягчающими, отягощающими уголовную ответственность

№ Обстоятельство Смягчающее Отягчающее
1. Совершение преступления впервые
2. Совершение преступления организованной группой
3. Совершения преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим
4. Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления
5. Оговор заведомо невиновного лица
6. Совершение преступления в состоянии опьянения
7. Предотвращение вредных последствий совершенного преступления

5 РАУНД «Лестница возрастов»
«Кто не подчиняется законам,
тот лишается их священной защиты»
Т.Гейне

Право неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому свои права и обязанности должен знать каждый человек.
-Уважаемые участники, вам необходимо заполнить пробелы в этой лестнице возрастов, т.е. поставить нужный возраст. Свои ответы вы записываете и затем сдаете для проверки в Коллегию Верховных судей. Я зачитаю вопрос, а вы записывайте правильный ответ.
- 1. Права и обязанности школьника ( 6 лет)
- 2. Право на временную работу в свободное от учебы время (14)
- 3. Уголовная ответственность за преступления (14)
-4 . Граждане Республики Казахстан может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности ( 18)
-5. Право быть избранными в государственную думу (21)
-6. Право быть судьёй (25)
-7. Право на пенсию по старости ( 58\63)
-8. Право быть президентом РК ( 40)

6 РАУНД «Правовое буриме»
Эпиграф: «Право это все то, что истинно и справедливо»
В. Гюго
Дорогие друзья. Мы объявляем наш следующий конкурс. Он называется несколько неожиданно «Правовое буриме». Суть его проста: каждому участнику даётся набор зарифмованных слов, по которому нужно досочинить небольшое стихотворение.
1. риск-иск
норма – форма
2. закон – обгон
право – нравы

7 РАУНД «Тайнопись »

Дело в том, что следователь нашей прокуратуры – большой оригинал. Судите сами: вот какие записки он приколол к текущему делу.
1. БРЭЗДЮБЛЭНЫЕ ПЮТЭД РАЗГРИДЕ
2. БРЭЗДЮБНЫГ ТЯФАЛ БЕГЯСЯНЫ
Раскройте пожалуйста секрет тайнописи следователя. ( Обе надписи зашифрованы по одному принципу – заменой звонких согласных глухими и наоборот. Гласные буквы заменены по принципу подобия)

1. Преступление будет раскрыто
2. Преступник давал показания

ТВОРЧЕСКИЙ,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
КОНКУРС
(конкурс эссе)
На уроках права учащиеся отвечали на вопрос анкеты «Молодежь о преступности» анализ анкеты показал, что из 100 анкетируемых 90% считают, что проблема молодежной преступности самая актуальная в настоящее время, 80 % считают, что рост преступности среди несовершеннолетних вызван: наркоманией, алкоголизмом, проблемами неблагополучных семей, незанятостью молодежи.
В качестве домашнего задания командам было предложено подготовить эссе на тему «Молодежная преступность. Где выход?

Пока коллегия Верховных судей подводит окончательные итоги, мы с вами , дорогие участники, не много поговорим.
Вы наверное заметили, что многие термины уголовного и гражданского права женского рода: юриспруденция, норма, ответственность, прокуратура, справедливость , ну и так далее.
Это наверно не случайно, потому что ещё со времен матриархата женщина являлась судьёй.
Обратите внимание на оформление нашей программы и ответьте на мой вопрос.
Кто это? Для чего здесь весы? Почему у Фимиды завязаны глаза?

А сейчас я обращаюсь к коллегии высших судей и прошу огласить результаты сегодняшней игры «О праве ив шутку и всерьёз»

Дорогие ребята! Вот и подошла к концу наша игра. На прощание хочется пожелать вам успехов во всех начинаниях, хорошего настроения и , конечно соблюдения правовых норм. Ведь это залог спокойной жизни не только нас самих, но и нашего общества.
До свидания! До новых встреч!

Приложение
1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка:
А).1948;
Б). 1959;
В). 1976;
Г). 1989;

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность, по УК РК, за кражу, грабеж и разбой?
А). С 12 лет;
Б). С14 лет;
В). С 16 лет;
Г). С 17 лет;

3. Несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в случае совершения преступления?
А). Легкой тяжести;
Б). Только небольшой тяжести;
В). Только средней тяжести;
Г). Небольшой или средней тяжести;

4. Достижение лицом возраста уголовной ответственности происходит:
А). В день рождения;
Б). С ноля часов суток дня рождения;
В). С полудня суток дня рождения;
Г). С ноля часов следующим за днем рождения;

5. Несовершеннолетние осужденные отбывают лишение свободы в:
А). Воспитательных колониях;
Б). Воспитательных колониях общего режима;
В). Воспитательных колониях строгого режима;
Г). Воспитательных колониях усиленного режима;

6. Открытое хищение чужого имущества с применением неопасного для жизни или здоровья насилия называется:
А).Вымогательство;
Б). Кража;
В). Грабеж;
Г). Разбой;

7. Основными характеристиками субъекта административного права является:
А). Административная правоспособность;
Б). Административная дееспособность;
В). Административная ответственность;
Г). Административная деликтоспособность;

8. К несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление, могут быть применены следующие виды наказания:

А). Штраф;
Б). Арест;
В). Лишение права заниматься определенной деятельностью;
Г). Конфискация имущества;
Д). Лишение свободы на срок не свыше 10 лет;

9. Целью уголовного наказания являются:
А). Кара;
Б). Восстановление социальной справедливости;
В). Предупреждение совершения новых преступлений;
Г). Перевоспитание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В условиях существенных преобразованиях и изменений политико-правого пространства сформировались и новые требования к системе образования в области правового образования и воспитания. Правовое воспитание подразумевает овладение учащимися основами правовых норм, регулирующих общественные отношения; формирование политико-правовой культуры, соответствующей ценностям демократической общества; создание предпосылок для высокой адаптивности казахстанской молодежи в социальной жизни.
Внеурочная работа по праву является важным связывающим звеном между уроками и самостоятельной работой учащихся, она позволяет улучшить правовое воспитание подростков. Основная задача внеурочной работы – рост личности учащегося, формирование правовой компетентности, расширение и углубление знаний по праву.
Включение информационных технологий делает процесс правового воспитания технологичнее и результативнее, позволяет экономить время при изучении законов (работая с электронными учебниками), постоянно следить за изменениями в законодательстве, иметь современную законодательную базу.
Однако «чистое» теоретическое знание не всегда сочетается с умением применять эти знания в реальной жизненной практике.
Разрыв между знаниями и их реализацией постепенно сокращается по мере накопления социального опыта, который каждому человеку предстоит освоить с малых лет, в доступном его возрасту масштабе. Только после усвоения опыта применения знаний на практике можно говорить о навыке и умении личности.
Эта задача может быть успешно решена в рамках игровых технологий, воспроизводящих реальные жизненные ситуации и позволяющих «проиграть» учащимся социальные роли, проанализировать сложные правовые ситуации.
Игра провоцирует стремление к успеху и способствует формированию правовой грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РК // Астана: 2008г.
2. Уголовный кодекс РК //Алмааты, 1997г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс // Алмааты, 1997 г.
4. Ибраева А.С. «Правоведение»: учебник //А:2007 г.
5. Ибраева А.С. «Правоведение»: учебник //А:2010
6. К.М. Жукешев «Человек. Общество. Право.» учебник //А:2005 г.
Категория: История | Добавил: matyushko (2013-04-23)
Просмотров: 3405 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 8:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru