Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
В последние годы в условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, обычаями и традициями. Следовать принципу уважения к языкам и культуре всех народов - это одна из основ политики государства по укреплению гражданского мира и согласия в обществе. Глава нашего государства призвал скрепить узы дружбы, усилить взаимодействие всех этнических групп страны во имя мира и согласия в нашем общем доме - Казахстане. Каждое поколение выполняет миссию, предназначенную именно ему, т. к. любое поколение, являясь духовным мостом между прошлым и будущим, несет на себе груз прошлых веков. Обязанность живущих на земле людей - передать будущему поколению все духовные ценности, не растеряв ничего. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов Казахстана функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу. Каждый ребенок должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой родной край. В дальнейшем силой этой любви определится мера их способности трудиться, защищать свою Родину. Изменения в обществе тяжело переживаются взрослым поколением. Это оказывает влияние и на молодое поколение. Дети стремятся к самоутверждению и проявлению индивидуальности. Задача школы - воспитать учащихся высоконравственных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно лишь узнав и полюбив страну, ее язык, традиции, ритуалы, обычаи. И поэтому вопрос воспитания ребят на обычаях и традициях народов Казахстана актуален как никогда. Традиции содержат правила, наставления, нормы поведения во многих жизненных ситуациях, представления о чести и достоинстве, красоте. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регуляции повеления и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых духовных ценностей, обогащают культурное наследие народа. Становление и развитие национального духа или поиски Республикой Казахстан себя должны начаться с формирования концепции духовного оздоровления молодежи и формирования духовно-нравственного климата в обществе, как нам представляется, и это особо подчеркнуто в Конституции, по следующим основным направлениям: 1. Духовное и нравственное состояние общества. Воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Ибо без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен: если в душе нет земной Родины, через которую открывается история и вечность, то не существует инстанции ответственности, долга и совести. 2. Культ семьи и здорового образа жизни - именно ценностной ориентации в семье, ибо ошибочно думать, что для укрепления семьи достаточно повысить материальный уровень жизни. 3. Сохранение и воссоздание исторических традиций. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно только на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций казахской национальной культуры. Необходима целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов в воссоздании казахских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций. Новая власть в новую эпоху призвана осознать, что религия играет огромную роль в оздоровлении общества. 4. Сохранение и воссоздание культурного достояния. Культура должна существовать не на остаточном принципе, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации. Необходимо повышать статус культурного наследия и культурного творчества. Восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к своим национальным архетипам- пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность. 5. Восстановление общенационального единства - преодоление разобщения власти и общества, интеллигенции и власти, элиты и общества, преодоление идейного антагонизма и корпоративных дрязг в элите и в среде интеллигенции культивированием общенациональных целей и объединяющих идеалов; преодоление денационализации одних и маргинализации других групп интеллигенции вовлечением в осуществление общенациональных программ; преодоление тенденций сепаратизма и национализма путем осознания исторического предназначения казахской нации. 6. Сегодня перед обществом ставится задача возрождения духовности. Вопросы интеллектуального, эстетического, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания приобретают особую актуальность. Человек познает идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Это приводит его к осмыслению и восприятию духовно-нравственных принципов, идей добра, красоты, блага, истины, справедливости. Наличие важнейших стратегических документов, указывающих на то, что фундаментом является программно-целевая идеология развития, дает возможность комплексного подхода к формированию личности ребенка. Прежде всего отметим Конституцию - Основной закон Республики Казахстан, Конвенцию о правах ребенка, законы Республики Казахстан «О браке и семье», «Об образовании», «О правах ребенка», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Государственную программу «Культурное наследие» и др. Механизмом, обеспечивающим передачу опыта, традиций, культуры от старшего поколения к младшему, является трансмиссия, которая базируется на префигуративной обоюдонапрвленной культуре общения, когда старшее поколение не только обучает младшее, но и само учится у него. В этом случае естественны изменения нравственной атмосферы, стиля взаимоотношений, мотивов взаимодействия. Передача культурного наследия от одного поколения к другому и созидание новых ценностей при динамичности современной эпохи становятся процессами, временно соизмеримыми. Главная трудность заключается в эффективности управления данным процессом. Потому как процесс сам по себе динамичен и не имеет четко определенных временных границ. Система взаимоотношений предполагает, что в основе заложены аксиология, философия личности и общественности, основные принципы жизнедеятельности. «Ты значишь то, что ты на самом деле», - писал И. Гете. Нравственное самовоспитание - это формирование общей культуры поведения, т.е. таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, трудолюбие, честность, доброта, ответственность, аккуратность и др. Духовное богатство - показатель того, насколько нравственно воспитанный человек соотносит себя, свое внутренние состояние с окружающим миром, с жизнью страны. Естественно, между нравственностью и духовностью существует тесная взаимосвязь. Человек может быть нравственным, но не духовным. Однако истинно духовный человек не может быть безнравственным. Таким образом, нравственность - это та первооснова, на которую ложится духовность. Именно на этой почве появляются ростки сострадания, дружелюбия, гуманности, стремления жить в мире со всеми народами на Земле. Быть открытым сердцем к чужой беде, уметь принять боль человек значит быть ЧЕЛОВЕКОМ МИРА. Ценностные ориентации, заложенные в основе нравственного воспитания, позволяют формировать личность, которая является носителем общечеловеческой духовной культуры. Именно такая личность будет готова к построению и творческому преобразованию социальной действительности. Вечными остаются традиционные ценности, духовно-нравственные основы национальных культур, историческая преемственность. Сегодня с глубоким убеждением можно констатировать, что с обретением независимости в Казахстане создана «уникальная социокультурная среда», не имеющая аналогов в мире. Легализовать принципы мирного сосуществования практически невозможно, следовательно, исторически мирное сосуществование групп людей с различными культурами и идентичностями являет собой великое достижение нашей республики. Толерантность - высший показатель нравственности как индивида, так и общества в целом; это залог политически стабильного и морально легитимного общественного устройства. Суверенитет дал нам возможность вхождения в мировое образовательное и культурное пространство. Здесь мы, казахстанцы, должны найти свое достойное место, основываясь на духовно-нравственных ценностях многонационального народа Казахстана. Полиэтничность - это отличительная черта нашего государства. Именно поэтому придается особое значение воспитанию поликультурной личности и реализации Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан. Что и говорить, в жизни общества существуют этические, нравственные и духовные проблемы, порождающие такие нездоровые явления, которые вызывают беспокойство. Насущными стали проблемы беспризорности детей, алкоголизма, наркомании подростков и молодежи, преступности. Поэтому система образования должна быть построена на нравственных началах и основана на духовных ценностях. Необходимо прививать интерес к хорошей литературе, развивающей духовно-нравственные качества личности. К сожалению, доныне во многих учебных заведениях мало уделяется внимания формированию духовного самосознания. Но ведь главная миссия школы - воспитание и образование нравственно-духовного человека. «Как это важно - раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, в свое предначертание! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру любви и милосердия. И тогда ни у кого не повернется язык назвать страну нынешних мальчишек и девчонок краем нереализованных возможностей». В этом отношении внедрение курса «Самопознание» в 2010-2011 учебном году как общеобразовательной дисциплины в школах республики станет своевременным для нравственно-духовного развития и становления личности. Экспериментальная деятельность по внедрению курса уже сегодня дает прекрасные результаты. «Самопознание» - это, прежде всего, раскрытие творческого потенциала детей, развитие их коммуникативных способностей. Почему мы придаем этому такое важное значение? На разных этапах жизни перед личностью возникает необходимость разрешение проблемы нравственного выбора. В толковом словаре дается очень простое объяснение этой субстанции: «Нравственность- правила, определяющие поведение. Духовные и душевные качества, необходимые в жизни». Действительно, все просто и понятно - качества, необходимые в жизни. Не менее актуальным стало понятие ответственности, когда каждый должен осознавать необходимость, даже обязанность, отвечать за свои действия, поступки, т.е. быть ответственным за них. В контексте сегодняшнего дня, когда нравственные устои современного общества, к сожалению, несколько пошатнулись, я думаю, не лишним будет воскрешение в нашем сознании таких понятий, как «самоотверженность», «беззаветность», «жертвенность», «подвижничество». Нравственность давно стала необязательным дополнением современных концепций развития человека. Понятие добра и зла в деле воспитания свелись к простой идее сохранения жизни человека как биологического и социального явления. Нравственный закон оказывается лишь одним из средств обеспечения безопасности жизнедеятельности биосоциальных организмов. В процессе становления личности важную роль играет способность взглянуть на себя пытливо и критически и на высоком уровне требовательности оценить себя. «Кто я? Каков я? Что я могу?» - спрашивает себя ребенок. Оценка самого себя - это совершенно необходимое условие развития личности. Самое главное в развитии сознания - умение давать адекватную оценку себе и явлениям окружающей действительности. Нас, взрослых, окружает сложный мир человеческих взаимоотношений, в котором порой бывает очень трудно разобраться. А ребенок- индивид социально неадаптированный – и вовсе может оказаться в безвыходном положении. Как ему разобраться, что хорошо, а что плохо в этом мире? Как выработать свою систему взглядов и убеждений? Это очень длительный процесс, он идет под влиянием всей окружающей ребенка обстановки. Семья, школа, книги, которые он читает, фильмы, которые он смотрит, беседы, которые ведут с ним взрослые, - все это постепенно формирует систему его взглядов на мир, его мировоззрение. И очень важно, что трудный путь познания жизни для ребенка начитается с познания им самого себя. Работая над усовершенствованием подходов и методов по работе с моделью наступательного развития, мы тем самым определяем не просто стратегию развития личности ребенка в атмосфере нравственно-духовного становления, а задаем вектор развития казахстанского общества. В перспективе это не просто хорошие намерения, а четкая и ответственная программа действий. Определенная работа по сохранению духовных, исторических и культурных ценностей проводится и в школе «Болашак». В проекте школы первостепенной задачей является создание музея истории родного края. Музей необходим, т.к. он дает развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: любовь и уважение к родному городу; бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; приумножение историческое наследия, сохранение исторической памяти. Учащиеся школы собрали огромную базу нумизматики (деньги российской империи, советского периода и первые казахские тенге). Оформлена выставка значков по тематике: «Наш Казахстан», «Города СССР», «Города Казахстана», «Города- герои». Начался сбор медалей и орденов и раритетных книг. Для стимулирования интереса к истории своего края в школе организуются конкурсы, викторины, олимпиады, экскурсии в г.Астана( знакомство с экспозициями исторического прошлого в музеях). Также проводятся совместные мероприятия с городским музеем, тематические встречи с ветеранами войны и труда. В школе работает научное общество, и учащиеся разработали и представили научные проекты, такие как: « Исследование истории рода керей через историю одной семьи», «Проблема социального сиротства в Казахстане», «творчество А.Казыгулова, патриота своей земли», «Цветы в мифах и легендах», «Сравнительная характеристика пословиц и поговорок казахского, русского и английского языков», « Традиции чаепития в Казахстане и Великобритании», «Сохранение культурного наследия писателей, репрессированных в 30-е годы 20 века, их женами», «Қайғылы дастан – тарихи оқиға?» «Шығыс еуропалық қыпшақтардың тілдері, тарихы», «Исследование исторических и современных тенденций в архитектуре столицы Казахстана – города Астана» в которых раскрыты духовные и исторические ценности, память и наследие. На базе в школе ежегодно проводятся 3-х дневные тренинги, в течение которых каждый ребенок имеет возможность раскрыться и проявить свое творческое начало. Темами тренингов стали: «Разрешите, представиться…», «Привет, индивидуальность», «Вместе мы сможем все!», «Качество, которое я ценю в людях», «Болашак - это мир интеллектуальности и творчества» . Огромная роль в изучении истории родного края, обычаев, традиций принадлежит интегрированным урокам, которые проводятся в нашей школе, например, «Наурыз мейрамы» (казахский , английский языки, история Казахстана) Традицией становится проведение встречи выпускников. В школе работает драматическая студия, учащиеся - актеры ставят спектакли. В этом году состоится премьера спектакля « Дорогая Елена Сергеевна». Итогом работы по всем направлениям является воспитание нравственно-духовных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Литература 1. Н.А. Назарбаев «В потоке истории» 2006г. Алматы, стр.171 2. Программа «Культурное наследие» 3.Информационный отчет Национальной библиотеки Р.К. по реализации Государственной программы «Культурное наследие» 4. А.Е. Жусупова «Преемственность». http//dic academic.ru/dic. 5. К.К. Кабурахманов «Казахстанская мощь современной цивилизации» 6. «Культурному наследию» пристальное внимание Ш.Текеева. Булич Мария Васильевна, учитель истории КГУ ОСШИОД № 4 "Болашак", город Степногорск | |
Просмотров: 3844 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|