Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Открытый урок: "Культура Древнего Китая" 6 класс
Ярошинская Светлана Эдмундовна
учитель истории Чкаловской средней школы № 1
СКО Тайыншинского района
Тема урока: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»
тип урока: Урок - воображаемая экскурсия. Комбинированный урок с элементами игрового занятия (театрализованного представления).
Задачи:
Образовательные: остановиться на особенностях древней китайской культуры;
Развивающие: дать представление о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран.
Воспитательные: вызвать интерес учащихся к культуре древнего Китая
Оборудование: презентация «Культура Древнего Китая», «китайская шкатулка».
Видеоматериал, музыка Древнего Китая.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение домашнего задания.
- Географическое положение Китая;
- Природные условия;
- общая характеристика китайского общества;
- хозяйство и занятия.

3. Изучение нового материала.
План.
1. Характеристика древней китайской культуры.
2. Архитектура.
3. Одежда.
4. Китайская кухня.
5. Чайная церемония.
6. Китайские иероглифы.
7. Золотой век китайской философии.
8. Китайская музыка – одно из культурных сокровищ Поднебесной.
9. О компасе и других достижениях древних китайцев.

4. Рефлексия
Игра «Китайская шкатулка».
5. Домашнее задание: написать рассказ по культуре Древнего Китая.

Здравствуйте дорогие ребята и гости. Сегодня мы побываем с вами в гостях у жителей
древнего Китая. Познакомимся с их культурой, гостеприимством, узнаем об их быте и традициях. Тема нашего урока: «Культура Древнего Китая».
Китай – удивительная страна, страна с богатейшими традициями, которые уходят корнями глубоко в историю. Это государство церемоний и этикета. Раньше китайцы приветствовали друг друга с помощью рук, сложенных ладонью к ладони перед грудью, и поклона. С помощью поклона передают уважение к человеку. Давайте поприветствуем друг друга.
Что это за страна такая- Китай. На прошлом уроке мы уже выяснили месторасположение, природные условия, общественный строй Древнего Китая. (слайд №
- О географическом положении Китая расскажет Федоренко Даниил.
-о природных условиях расскажет Реглин Виктория.
- общая характеристика китайского общества- Мушак Сережа.
- о хозяйстве и занятиях расскажет Посыпкина Валерия.
Производство шелка- Туровский Никита
-На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.
В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.
Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.
Природные условия Китая
В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Великие долины Северного Китая с их речными наносными почвами были исключительно благоприятны для земледелия. Ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация была непременным условием земледелия. В долине Хуанхэ часто затоплялись огромные пространства. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Южный Китай покрыт вечнозелеными джунглями – территория не освоена.
Великие реки Китая очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей.
Как и другие народы, В древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя.
Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь…».
Хозяйство древних китайцев-Основная еда китайцев — рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Поля со всех сторон ограждали невысокими земляными плотинами. В плотине делали ворота, через которые пропускали воду на поле из рек и каналов.
Собранный рис толкли в ступе и готовили из него разную пищу. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и сейчас, как мы с вами ложками и вилками.
Шелководство- Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.
Психологическая минутка
Вы уже устали и сейчас мы с Вами отдохнем с помощью гимнастики «Цигун».
Встаньте, пожалуйста. Поставьте ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз . Ладошки нужно собрать в виде лодочки- в них концентрируется энергия. Глаза закрыть, мышцы расслаблены, все плохое выбросили из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение - Поднимите руки до уровня пупка. Ваши ноги – это корни дерева, тело-ствол, руки-ветви. Подышите.
А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость.
А вот вас осветило солнышко. Оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией. Легкий ветерок раскачивает деревце из стороны в сторону. Легко и плавно. Повращайте кисти рук, встряхните. Вы самые лучшие, вы самые счастливые.
Итак, ребята продолжаем наше путешествие.

Слайд №4 --История Китая считается одной из самых древнейших в мире, она включает пять тысяч лет исторического и культурного развития. За это время китайцы много воевали и захватывали земли, на страну тоже постоянно осуществляли набеги племена кочевников или войска соседних держав. Однако, несмотря на все это, традиции Китая продолжали формироваться и развиваться. Именно в Китае еще в древности возникла письменность, китайцы первые начали применять для написания бумагу, китайские мастера делали хорошее оружие, а искусство боя стало примером для воинов других стран.

Слайд №5 - Китайцы очень почтительно относятся к своим предкам, к природным богатствам и предметам искусства. Практически каждый уголок в Китае наполнен историей и культурной ценностью.
Слайд №6 культурный символ Китая.
Слайд № 7. Китайская культура является одной из древнейших.
1. Характерные черты китайской культуры:
 обращение к ценностям реальной земной жизни;
 определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;
 обожествление силы природы. Небо- это верховное божество для китайцев, поэтому страну они именуют Поднебесной. Существует культ Солнца и других светил, культ гор и воды.

2. Архитектура древнего Китая

Жилище – это область культуры, которая
формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы.
“Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточно яркого и конкретного представления о самой этой эпохе».
Знание жилища помогает решению многих проблем этногенеза, хозяйства, семейного и
общественного быта, верований, искусства.
Из древних китайских источников известно, что существовали две первобытных формы жилища: гнезда и пещеры.

В Китае, здания, как дворцы, храмы и жилищные дома обычно построятся как комплекс. Строительный комплекс можно разделить на здания вокруг центральный дворец, а затем на отдельные номера. Большинство зданий строго следует принцип «оси в центре с симметричными крыльями». Таким образом, здания выглядят симметрично на левой и правой сторонах. Такая структура древней китайской архитектуры отразила эстетический стандарт гармонии и симметрии в древнем Китае.

3. Одежда китайцев.
Традиционная одежда китайцев менялась в зависимости от эпохи и была разной для знатных и простолюдинов. В древности различие в одежде в зависимости от положения в чиновничьей иерархии определялось термином «пять одежд» («у фу»): одежды Сына Неба (императора), одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов. Необходимой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Снимать головной убор даже в помещении было недопустимо. Также непозволительным считалось обнажать и какую-либо часть тела. Обувь являлась необходимой частью туалета, хождение босиком вне дома было неприличным, однако при входе в помещение обувь снималась. Ношение обуви и головного убора считалось отличительными признаками китайца и китайской культуры, выделяющих их среди живших вокруг варваров. Такое же символичное значение имела и прическа. В древности китайские мужчины и женщины не стригли волос, а укладывали их в сложные прически. Позже даже возникла традиция: когда подстригали волосы или ногти, их складывали в особый ларец на сохранение.
Мужской официальный костюм делился на три основных категории по внешнему виду: «бяньфу» — народное одеяние, состоявшее из халата до колен и юбки до щиколоток, «чанпао» — длинный халат от плеч до пяток («чанпао» носили также и женщины) и «шэньи» — похоже на «бяньфу», но обе части сшиты вместе.
Среди китайских женщин распространено ношение ярких цветов, особенно красного. Мужчины склонны к более темным тонам. Китаянки любят носить различные яркие украшения — особенно перстни, броши, блестящие заколки.
Красавице полагалось иметь высокий лоб, выразительные, глубокие, словно омут, глаза, маленький ротик с ярко-красными губами, ровные белоснежные зубы, нежную кожу, крохотные изящные ручки и ножки. Одним словом, китайцы хотели, чтобы женщина походила на фею.

Китайская кухня
Кулинарное искусство Китая начало складываться с возникновением самой китайской цивилизации. Китайцы создали утонченные способы приготовления пищи, как минимум 3000 лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические находки (бронзовые горшки, ножи, кухонные доски, лопатки, черпаки и т. п.) в городе Аньян провинции Хэнань. Еще в период Чуньцю («Весны и Осени») и Чжаньго («Воюющих царств») — 770—221 гг. до н. э.— в Китае стали появляться рестораны для широкой публики, а примерно 1500 лет назад была написана первая в мире кулинарная книга. Это говорит о том, что уже в то время кулинарное искусство являлось предметом исследования.
Любимые продукты китайской кулинарии — овощи, грибы, рыба, свинина, курятина, мука, сахар, растительное масло.
В Китае есть поговорка: «Китайцы не придают особого значения одежде, но предпочитают вкусно поесть». Это соответствует действительности. Требующее тщательного, очень аккуратного, порой даже ювелирного труда умение готовить пищу и составлять красивые блюда стало в Китае настоящим искусством, к которому относятся весьма и весьма серьезно. Китайцам не знакомо наше понятие «перекусить», ибо прием пищи расценивается ими как момент приобщения к культуре нации, основным девизом формирования которой были «терпение и неторопливость». Китайцы "едят, не прикасаясь руками к пище". Палочки для еды, вошедшие в обиход несравненно раньше других столовых приборов, отражали общественное положение владельцев. Простонародье ело палочками из бамбука. У людей побогаче они были из сандалового дерева. Знать и купечество отправляли кушанья в рот палочками из слоновой кости. Ну а императору и его наместникам полагались серебряные палочки. Считалось, что они темнеют от соприкосновения с ядом и могут предупредить хозяина об опасности. В китайском доме у каждого члена семьи палочки, разумеется всегда свои, как и зубные щетки. Едят в Китае буквально все, особенно на юге. Как шутят гуанчжоусцы: «Можно есть любое животное на четырех лапах, кроме стола, и любую птицу, кроме самолета».
Застолье в Китае имеет свои особенности.
Перед началом трапезы предлагают чай, а в заключение ее подают суп.
Выпить чаю прежде, чем сесть за стол, очень полезно. Это все равно, что прогреть мотор перед выездом из гаража.

Чайная церемония
Видео, сценка «Чайная церемония»-Ливицкий Денис, Сенин Вася
Сценка:
Учитель: Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
1 ученик - Фу, какая гадость! Оно горчит. Вяжет, да и запах имеет странный …
2 ученик - Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велеки: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее!
Комментарии учителя: «За этим питьем будущее»
Древний китайский врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.
Белизной он подобен нефриту,
Тонкостью - бумаге, Блеском подобен зеркалу, Звонкостью - цимбалам?
Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтоб соблюсти правила китайской церемонии. (Фарфор, белый цвет)
В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Бумага. Письменность. Литература.
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали.
Задания и вопросы к учащимся: А для чего его использовали? Ответ: полученную бумагу использовали для письма.
Китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (можно отметить, что китайское письмо – одно из древнейших в мире).
Умение писать иероглифы не только правильно, но и красиво требовало большого усилия и даже художественного таланта. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии- красивого написания иероглифов.
Слайд № 26.
Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.
Основатель конфуцианства — Кун-цзы (551-479 до н.э.) Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.
Правила поведения женщины в Китае
При общении с женщинами в Китае действует старое конфуцианское правило: «Когда мужчина и женщина дают или берут что-либо, они не должны касаться друг друга». Касаться женщины, брать под руку, помогать одевать пальто — недопустимо. Не принято также уступать женщине место, открывать перед ней дверь. Женщины в Китае — полностью равноправны с мужчинами в работе, и часто занимают ответственные должности. Тем не менее, по китайской традиции, женщина должна быть скромной. Для нее недопустимо курить, не одобряется и употребление женщиной в компании спиртных напитков.
-О Конфуции расскажет Кухта Дарья
Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение — даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о «пути природы», о вечной изменчивости мира. Свое кредо Jlao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао. а дао следует самому себе».

- Китайская музыка – одно из культурных сокровищ Поднебесной. Как и сам Китай, национальная музыка имеет историю в 5 тысяч лет. Однако изначально она использовалась не для услаждения слуха, а как средство исцеления тела и души.
О музыке расскажет Ливицкий Денис-слайд № 40
О компасе расскажет Панина Оксана
Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
В науке систематизируются накопленные знания. В математике используют отрицательные числа. В астрологии расширяется карта звездного неба, наблюдают за солнечными пятнами, изобретается первый небесный глобус. В медицине используются 36 трактатов о болезнях и фармакологии. Изобретен сейсмограф. «Исторические записки" (130 томов) – первый исторический трактат. Процветала поэзия. Наиболее известными произведениями являются ода "Красавица" и песенка «Удочка» Сыма Сянжу . Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Рефлексия:
А теперь ребята закрепим из всего того, что Вы прослушали. У меня есть «Китайская шкатулка» и там находятся вещи, изобретенные в Древнем Китае.

 Путеводитель,который применяют в туризме, геологии, путешествиях.
 Это любят все. Используют каждый день, называется «Тцай-е».
 Натуральный, гладкий, тонкий, легкий, применяется везде.
 Без этого уже не представляем жизнь, используем в чайной церемонии.
 Это изобретение любят все люди и готовят в каждой кухне.
 Изобретение необходимое образованным людям для передачи и хранения знаний.
 По определению Суворова-это «дура», а в ней изобретение китайцев?
 Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или…
 Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой.

Культура Древнего Китая несет в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивают на особое восприятие; восхищение природой.
Домашнее задание: Составить рассказ, героем которого был бы древний китаец.
Категория: История | Добавил: nika7740 (2013-05-06) | Автор: Ярошинская Светлана Эдмундовна E
Просмотров: 6098 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 8:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru