Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
№ 449 (16836) от 25.09.2009 Эрик АУБАКИРОВ, Алматы И в годы царизма, и в сталинские времена Казахстан являлся местом ссылки неугодных для властей людей. В начале XX века в город Верный ссылали меньшевиков и кадетов, а после революции - дворян и кулаков. В предвоенные годы началась массовая депортация целых народов: в 1937-1938 годах - корейцев с Дальнего Востока, в 1941 году - поляков и западных украинцев, а во время войны - поволжских немцев и крымских татар. А в 1943 году началась массовая депортация кавказских народов: чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Их обвинили в предательстве и пособничестве фашистам. Конечно, некоторые из горцев перешли на сторону оккупантов, но их было не так уж и много. На Украине, в Прибалтике и даже в России германских пособников было гораздо больше. Не следует забывать и о том особом положении, которое сложилось в годы войны на Кавказе. Здесь политическое руководство Германии не предполагало проводить обширную колонизацию и намеревалось в будущем предоставить местным народам широкую самостоятельность. Немцы, заигрывая с горцами, разрешали открывать мечети, закрытые при советской власти, проводить религиозные и национальные праздники, ранее запрещенные. Командование немецкой армии строго-настрого запретило грабить и убивать местных жителей. Правда, оружие, вплоть до кинжалов, отбиралось. Конечно, такое отношение понравилось свободолюбивым горцам, многие из которых были недовольны советской властью. Недавняя коллективизация вызвала здесь активное сопротивление, поэтому советским властям не удалось установить контроль над местным населением. Хуторская система рас- селения, существовавшая в горных районах, препятствовала коллективному ведению хозяйства, хотя земля и угодья издавна находились в общинной собственности. Сильное влияние родовых и семейных связей привело к тому, что даже местные партийные и советские работники больше ориентировались на мнение земляков, а не на приказы из Центра, и нередко сами возглавляли антикремлевские бунты. Так, в 1932 году в Ингушетии в восстании участвовало более трех тысяч человек под руководством местных секретарей райкомов. Ну не любили горцы советскую власть. Свою родину и свой народ они не предавали, они выступали против советской власти и коммунистов. Так, небольшой отряд карачаевцев под командованием Кади Байрамукова захватил Клухорский перевал и держался там до прихода немцев. А в Кабардино-Балкарии активно действовал отряд балкарцев Селима Шадова. До Чечено-Ингушетии гитлеровцы не дошли, но в горах действовали маленькие банды боевиков, снабжаемые немецким оружием. Но все это была немно- гочисленная часть мужского населения. Большинство же мужчин воевали в частях Красной Армии, причем воевали отчаянно и храбро. Балкарцев было всего 60 тысяч человек. Из них 15 тысяч - на фронте, почти все мужчины этого народа. Из них в живых с войны вернулись лишь 700 человек. То же самое касалось чеченцев, ингушей и карачаевцев. Пока мужья, отцы и сы новья сражались на фронте, над их семьями нависла опасность. Разгром фашистских войск под Сталинградом вынудил немцев уйти с Кавказа. Летом 1943 года советские войска выбили гитлеровцев из Краснодара, Кавказ был освобожден. Большая часть коллаборационистов ушла с немцами, немногие скрывались в горах. Войска НКВД начали зачистку территории, уничтожая банды немецких пособников. Выжигались целые села, семьи изгонялись из домов. В ноябре было принято решение о выселении кавказцев из родных мест. 7 ноября 1943 года началась депортация карачаевцев, 23 февраля 1944-го - чеченцев и ингушей, а 8 марта наступил трагический день и для балкарского народа. Пострадали в основном не фашистские пособники, которые ушли с немцами, а мирное население, остававшееся нейтральным или лояльным к советской власти. Карачаевцев было депортировано 69 тысяч человек, большую часть из них составляли дети. Не пожалели даже советских партийных работников. Высылали всех без исключения: балкарцев - 38 тысяч человек, чеченцев и ингушей - 496 тысяч. Вспоминает Ахмадия Нухович Асанов (на фото), которому в тот трагический год было всего 8 лет: - На рассвете 8 марта нас разбудили солдаты. На сборы дали двадцать минут. Распоряжались смершовцы и энкавэдэшники. Один из солдат шепотом посоветовал нам брать побольше еды. Всех вытолкали на улицу и погнали к окраине села, где стояли грузовые "студебеккеры". Бабушка захватила швейную машинку "Зингер", оставшуюся от покойной матери. Так при посадке какой-то солдат пихнул ее прикладом, отобрал машинку и выбросил. Шум, крики, плач. Домашние животные с тревогой бегали вокруг хозяев. Наша корова металась вокруг нас, из глаз ее текли слезы. На грузовиках нас повезли на станцию, начали грузить в вагоны. Кстати, в этой спецоперации участвовали не только войска НКВД, привлекали и местных жителей других национальностей. Так Берия и Сталин вбивали клин между народами. Землю, скот, имущество балкарцев они отдали кабардинцам. В брошенные аулы чеченцев и ингушей вселялись осетины, на землю карачаевцев пришли дагестанцы. После реабилитации, когда спецпереселенцам было разрешено возвращаться на историческую родину, исконные земли уже были заняты. Происходило множество конфликтов, до сих пор существует некоторая вражда между братскими народами. - В товарных вагонах нас куда-то повезли, - продолжает Ахмадия Асанов. - Куда - никто не говорил. В вагонах было по 40-50 человек. Изредка давали баланду, поначалу мы ее не ели, но потом пришлось. На остановках посылали нескольких мальчишек за водой. Вагоны были старые, дырявые. Несколько человек, в основном старики, не выдержали - умерли. Хоронить их не разрешали, просто вытаскивали тела и укладывали на железнодорожную насыпь. Туалета не было, хорошо, ребята из нашего вагона смогли пробить пол, сделать дырку, загородили ее тряпками, и по нужде мы ходили туда. А в других вагонах многие горянки не в силах были преодолеть стыд, терпели до конца и умирали от разрыва мочевого пузыря. В конце марта привезли нас в райцентр Шортанды, это где-то в 60 километрах от нынешней Астаны. Вещи погрузили на трактор с санями, а сами пешком пошли до рудника Жаламбет. Холодно, лютый ветер, сугробы огромные. Разместили нас в каких-то подвалах и землянках. Местные казахи нас поначалу побаивались, сторонились: им сказали, что привезли людоедов. Но потом увидели, что большинство из нас - дети и женщины. Местные жители согрели воды, сварили сорпу, накормили нас. Хорошо, что языки у нас похожи, - подружились быстро. Если бы не казахи, многие бы депортированные умерли. Помню, был там конюх-инвалид, Сакеном звали: позовет меня с братом будто помогать в конюшне, а сам насыплет нам овса и предупредит, чтобы никто не видел. А сами казахи бедно жили, хуже, чем мы на Кавказе, но помогали. Идешь по поселку, какая-нибудь старушка-казашка позовет, нальет айрана. Самим есть нечего, а нас подкармливали. Но от холода и голода все равно многие из наших умирали. Бабка моя скончалась через полгода после депортации. Если кто зимой умирал, то тела не хоронили - они лежали с нами в землянках. Как их похоронишь? Снег по пояс, земля промерзла. Остались мы вдвоем с братом, пацаны 8 и 11 лет, да тетка с семьей в деревне Макинка. Отходить на 10 километров от поселка нельзя, надо разрешение от комендатуры, каждый месяц ходишь там регистрируешься. Поймают без разрешения - 20 лет лагерей: Действительно, спецпереселенцев поселяли в основном в необжитых, малозаселенных районах Северного Казахстана. Некоторым, можно сказать, повезло - их расселили в Алма-Атинской и Джамбулской областях. Там все-таки климат помягче. За первые годы умерло около 20 процентов переселенцев. Это были в основном пожилые люди, не сумевшие пережить расставание с родиной, и маленькие дети. Вообще, смертность среди новорожденных была просто ужасающая. После войны с фронта начали приходить горские мужчины. Им давали предписание не задерживаться на Кавказе и ехать на поселение в Казахстан к семьям. Часто они заставали вместо многочисленных родственников лишь нескольких человек. Так, один майор, герой Сталинграда и Польши, приехал разыскивать свою семью в Казахстан, а нашел лишь могилы: из одиннадцати человек никто не выжил. Как ни кощунственно это прозвучит, но для Казахстана депортация кавказских народов стала благом. Были обжиты малозаселенные территории, в многонациональную казахстанскую семью влилось множество трудолюбивых людей. Балкарцы, карачаевцы, как и казахи, - скотоводы, поэтому они быстро нашли общий язык. А еще карачаевцы и балкарцы являются непревзойденными косарями, поскольку жили они высоко в горах и им приходилось вручную косить траву в горах, чтобы прокормить свой скот. Вместо нормы в 20 соток в день они выкашивали до 1 гектара. А братья Кочумезовы выкашивали и до 1,5 га. Это уже предел человеческих возможностей. Многие из переселенцев нашли в Казахстане вторую родину и до сих пор трудятся во благо нее: семья стоматологов Дудаевых из Алматы, Герой Социалистического Труда Зулейха Ульбашева, Ибрагим Жангуразов, животновод Салих Аттоев, заслуженный строитель Казахстана Абу Гулиев, профессор урологии Магомед Таукенов и многие другие. Прославили Казахстан и спортсмены: братья Мулаевы, баскетболист Увайс Ахтаев, карачаевец Ислам Байрамуков. Президент Ингушетии Руслан Аушев и бывший спикер российского парламента Хасбулатов - тоже выходцы из Казахстана. Они пережили множество бед и невзгод, но выстояли. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=33339 | |
Просмотров: 1289 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|