Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Цель: сформировать целостное представление об основных моментах, ключевых понятиях истории древнего Казахстана и истории Древнего мира. Задачи: Образовательная: Обобщить, повторить, проанализировать пройденный материал, закрепить, сопоставить. Проверить уровень усвоения учебного материала через тесты, кроссворды, такие конкурсы, как «Разминка», «Или да, или нет», «Вставь пропущенные по смыслу слова», «Черный квадрат». Развивающая: развивать и выявлять творческие способности учащихся, через такой конкурс, как «Защита стенгазеты», «Презентации на тему: «Древний Египет»». Через такие конкурсы как «Оратор» совершенствовать формирование речи, умение владеть аудиторией, повышать и укреплять свою самооценку. Вызвать интерес к предмету, повысить мотивацию к изучению истории Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, внимательности, уважения к ответам друзей, соперникам, развивать чувство ответственности, любви к труду через такие конкурсы, как «Оратор», «Конкурс капитанов» План: 1.Приветствие команд 2.Разминка 3.Анаграммы 4. «Черный квадрат» 5 «Оратор» 6.Защита стенгазеты 7. Тесты по истории древнего мира 8. Вставь пропущенные по смыслу слова 9. Конкурс капитанов 10. Рассказ 11. Кроссворды по истории древнего Казахстана 12. Презентации на тему: «Древний Египет» 13. Или да, или нет Подведение итогов Исторический конкурс по истории Древнего Казахстана и истории Древнего мира «По следам прошлого» разработан для трех команд. В этой игре участвуют игроки с классов 6 «А», 6 «Б», 6 «В». В каждой команде по 6-7 участников. Некоторые задания были даны заранее. Это такие конкурсы, как: «Стенгазета», «Оратор», «Презентация», «Рассказ». I тур. Приветствие (Оценивается максимально 5 баллов.) В этом туре участники команд приветствуют друг друга. Защищают название своей команды, логотипа. II тур. Разминка (каждый правильный полный ответ 1 балл) Перед тем, как отвечать на вопросы капитан каждой из команд берет по 10 вопросов, напечатанных на листочках бумаги. Затем дается 5 минут для подготовки к ответам. Через 5 минут обсуждения каждый игрок команды зачитывает вопрос и отвечает на него. Если ответа нет, то капитан команды зачитывает вопрос двум другим командам. Кто первый поднимает руку, тот и имеет право отвечать. И таким образом отвечают все три команды. 1.На какие три периода ученые-археологи делят эпоху камня? (палеолит, мезолит, неолит) 2.Назовите самый продолжительный период в истории эпохи камня? (палеолит) 3.Первые орудия труда первобытного человека? (палка-копалка, дубина, заостренный камень) 4.Как ученые назвали первого человека? («человек умелый») 5.Где были найдены останки первого человека? (в Восточной Африке, в ущелье Олдовай, в Кении) 6.Где были найдены останки питекантропа? (на острове Ява, в Юго-Восточной Азии) 7.Где были найдены останки синантропа? (в Китае) 8.Какое название получили в науке питекантроп и синантроп? («люди прямоходящие») 9.Что такое собирательство? (сбор плодов, овощей, кореньев, присваивающий тип хозяйства» 10.Как назывался первоначальный коллектив людей? (стадо) 11.Когда на Земле наступило резкое похолодание? (100 тыс. лет назад) 12.Как называют ученые вид древнего человека, жившего в период мустье? (неандерталец) 13.В какой стране был найден скелет неандертальского мальчика в местечке Тешикташ. (в Узбекистане) 14.Из чего древние люди изготавливали шилья, иглы с ушком, зазубренные наконечники гарпунов для охоты и рыбной ловли? (из кости) 15.Что использовали вместо ниток? (сухожилия животных) 16.Что такое инициации? (переход детей в сообщество взрослых) 17.Как по-другому называются наскальные, пещерные рисунки? (петроглифы) 18.Какие сцены изображает древняя живопись, выполненная на стенах и потолках пещер? (сцены охоты, изображения мчащихся коней) 19.Где были найдены останки «человека разумного»? (во Франции, в пещере Кро-Маньон) 20.Как назвали ученые «человека разумного»? (Кроманьонец) 21.Мелкое каменное орудие труда первобытного человека длиной 1-2 см.? (микролиты) 22.В какую эпоху были изобретены лук и стрелы, бумеранг, ловушка и силки, лодка, рыболовные снасти? (мезолит) 23.В конце какой эпохи начался процесс одомашнивания диких животных и окультуривание некоторых растений? (мезолит) 24.Первое животное, которое приручил человек? (собака) 25.В какой период каменного века была изобретена керамика, изготовление глиняной посуды? (неолит) 26.Как по-другому называют новокаменный век? («эпоха глиняных горшков») 27.Как по-другому называют меднокаменный век? (энеолит) 28.Вера в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо животным, которое считалось родоначальником, покровителем рода? (тотемизм) 29.Вера в существование духов, в одушевлённость всех предметов, в присутствии независимой души у людей, животных, растений? (анимизм) 30.В какой период был изобретен ткацкий станок? (неолит) III тур. Анаграммы (оценивается в 5 баллов) В этом конкурсе капитан команды берет листок с заданием. Каждая команда отгадывает одни и те же слова на скорость. Команда первая, правильно справившая с заданием, получает 5 баллов, вторая 4, третья 3 балла. 1. АПИОТЕЛЛ (палеолит) 2. ОЖЬДВ (вождь) 3. КМЬАНЕ (камень) 4. ПЬОЕК (копье) 5. ОРЛБУИ (рубило) IV тур. «Черный квадрат» (оценивается в 3 балла) В этом конкурсе капитаны команд также подходят к столу с заданиями и выбирают листок с вопросом. Всего три задания по количеству команд. 1.Добавляя к медной руде олово, люди научились производить то, что находится в этом ящике. Орудия труда из нее обладали плавкостью меди, красивым желтым цветом, и были тверже меди. ( Бронза) 2.В глубине темных пещер при тусклом свете костров древние художники создавали многокрасочные изображения мчащихся коней, сцены охоты. Что они использовали для рисования первобытные художники? (охра и древесный уголь) 3.Это связка из трех каменных шаров. Во время загона зверей при броске он опутывал шею или ноги животного и валил его на землю? (болас) V тур. Оратор (оценивается максимально в 5 баллов) К этому туру учащиеся предварительно готовятся. Тема выступления: «Труд - как главное условие развития человека». VI тур. Защита стенгазеты (оценивается в 5 баллов) В этом конкурсе участник команд защищают тему своей работы, изложенной на ватмане. Это задание также было дано заранее. VII тур. Тесты (один правильный ответ -1 балл) В этом конкурсе команды отвечают на тесты по всемирной истории. 1.Древний Египет располагался на берегах: А.Нила Б. Ганга В. Тигра Г. Евфрата Д. Конго 2. Самый могучий царь Вавилона: А. Кир Б. Крез В. Шамаш Г. Хаммурапи Д. Хеопс 3. 1-й период истории: А. становление рабовладения Б. первобытное общество В.зарождение классового общества Г. появление первых государств Д. утверждение феодализма 4. «Висячие сады» находись в: А. Риме Б. Алексадрии В.Афинах Г. Иерусалиме Д. Вавилоне 5. Песнь «Если он медлит, жизнь замирает… Когда он приходит, жизнь ликует» А. Скарабею Б. Затмению В. Нилу Г. сезону дождей Д. суховею 6.От слова «пер-о»- «большой дом» (царский дворец» ) произошел титул: А. майордом Б. фараон В. перо Маат Г. везирь Д. барон 7.1-е классовые общества ранее появились в: А. Азии и Северной Африке Б. Америка и Сев. Африка В. Южная Африка и Европа Г. Сев. Африка и Европа Д. Азия и Европа 8.История древнего мира это период: А. развития христианства и ислама Б. сложения феодализма В. сложения капитализма Г. с появления человека и до средних веков Д. НТР 9. Древние шумерские письмена писали на: А. глине Б. папирусе В. пергаменте Г. камне Д. бумаге 10. Навуходоносор царь: А. Иудеи Б. Вавилона В. Ассирии Г. Финикии Д. Египта 11. III династия Ура объединила в 2109 г. до н.э.: А. Китай Б. Персию В. Египта Г. Индию Д. Двуречье 12.Законы Хаммурапи помогают лучше узнать историю: А. Китая Б. Вавилона В. Индии Г. Персии Д. Египта 13. Египет стал цветущим благодаря: А. Иордану Б. Нилу В. Хуанхэ Г. Тигру Д. Гангу 14. Правитель Египта: А. шах Б. султан В. император Г. шаньюй Д. фараон 15. В древности Египет называли: А. «красная земля» Б. «вода среди земли» В. «земля Осириса» Г. «страна Дельты» Д. «черная земля» VIII тур. Вставь пропущенные по смыслу слова. (оценивается в 5 баллов) Андроновцы были по своему физическому типу……. (европеоиды).Первые находки археологи сделали у села…….(Андроново) .в Южной Сибири. На границе России и Казахстана ученые проводят археологические раскопки города……(Аркаим) - предшественника современных городов. В Центральном Казахстане изучены (150)…. поселений и…(30)… могильников. Памятники культуры найдены на территории между реками (Жайык)…… и (Енисей)……. IX тур. Конкурс капитанов (оценивается в 5 баллов каждый ответ) В этом конкурсе перед учащимися будут показаны слайды с изображением ученых, правителей, каких-либо зданий. Капитан команды обдумывает определенное время ответ и затем записывает на листок правильный ответ. 1.Длина тела этого зверя достигала 2,7—3,5 м, что на 30 % крупнее современного бурого медведя. Судя по значительной степени стачивания зубов, этот зверь был вегетарианцем, чью основную пищу составляли травянистые растения, а также мёд. Однако зимой, в холодное время года он мог охотиться на копытных или даже людей. Самки рожали 1—2 детенышей. Продолжительность жизни составляла около 20 лет. (пещерный медведь). 2.Эти люди обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми. Анализ костного строения показывает, что их дети выглядели как маленькие взрослые и, вероятно, их половая зрелость наступала уже к 8-10 годам. Средняя продолжительность жизни составляла 22,9 лет. Они лучше приспособились к субарктическому климату, поскольку большая носовая полость лучше подогревала холодный воздух, тем самым снижая риск простуды. (неандерталец) 3. Обладали развитой членораздельной речью, строили жилища, одевались в одежды из шкур, было развито гончарное дело. Жили родовым обществом, начали приручать животных и заниматься земледелием.Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя. У этого вида древнейших людей существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта, еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (колени касались подбородка).(Кроманьонец) 4. Царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии.Он был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. При нем достигли высшего развития процессы начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти. Орошение полей и водные пути были предметом его особенной заботы . По его приказу сооружаются новые каналы, очищаются старые (в Уруке, Дамане). Но ещё большее внимание царь уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Так, в одном письме он дает инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах,также ему принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне на 35-й год его правления (ок. 1759 до н. э.). Первоначально этот украшенной рисунками камень стоял в Сиппаре, но спустя 600 лет он был доставлен в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами. Правил царь Вавилона 43 года.(Хаммурапи) 5.Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахскго ученого-энциклопедиста.В результате его исследований и его соратников на территрии Казахстана были обнаружены многочисленные древние поселения и стоянки- памятники эпохи бронзы. (Алькей Хаканович Маргулан). 6.По подсчетам известного казахстанского ученого, в древние времена в Жезказганском регионе был выработан почти 1 миллион тонн руды, из которой было получено более 100 тысяч тонн меди.О ком идет речь? (Каныш Имантаевия Сатпаев) 7.Они были, очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами,возможно,напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида.(Андроновцы) 8. Легендарная башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах» книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о й башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.(Вавилонская башня) X тур. Рассказ (оценивается в 5 баллов) В этом конкурсе подготовленный учащийся каждой из команд выступает со своим рассказом. Темы рассказов взяты из истории Древнего мира. 1.Висячие сады Семирамиды 2.Поэма о Гильгамеше 3.Рассказ о борьбе Мардука-покровителе города Вавилона с Тиамат-богиней великого океана. XI тур. Кроссворды по истории древнего Казахстана. ( каждый правильный ответ-1 балл). В этом конкурсе оценивается правильное орфографическое написание ответов. При неправильном написании ответа, балл не засчитывается. Определи представителей различных этапов развития человека. А К Древнейший человек (Австралопитек) П П Его скелет был найден на острове Ява (Питекантроп) С П Его останки были найдены в Китае (Синантроп) Н Ц Его скелет был найден в Германии (Неандерталец) Разгадай кроссворд «Труд создал человека». За каждый правильный ответ 1 балл. Этот конкурс на скорость. Какая из команд первая сдаст листок с ответами, получает столько баллов, на сколько вопросов ответила. Оставшиеся команды не имеют права продолжать разгадывать кроссворды и сдают свои ответы. Также они получают один балл за один правильный ответ. Р 1 2 3 4 5 В эпоху верхнего палеолита произошло необыкновенное превращение: «человек умелый» «человек ………….». (разумный) 2,3. Именно через труд развивался человек, развивались его …………, …………., сознание. (речь, руки) Коллектив родственников. (род) Одно из орудий кроманьонца. (резак) XII тур. Презентации на тему: «Древний Египет». (оценивается максимально 5 баллов). При оценивании конкурса, учитываются такие факторы как: качество и объем информации, сопроводительное выступление. XIII тур. Или да, или нет. (каждый правильный ответ -1 балл) В этом туре учащиеся, т.е. участники команд, прослушивают 9 предложений. Прослушав, на листочках отмечают либо положительно,( +) либо отрицательно( -). 1.Древнейшие люди появились на территории Казахстана примерно 2 млн. лет назад.(-) 2.Вид древнего человека, жившего в период мустье, ученые называют неандертальцем.(+) 3.Скелет неандертальского мальчика найден в местечке Тешикташ, в Кыргызстане.(-) 4.Умение делать орудия труда отличало древних людей от обезьян и зверей. (+) 5.Впервые останки «человека разумного» были обнаружены в Италии. (-) 6.В эпоху неолита были изобретены лук и стрелы, силки, бумеранг. 7.Инициации -процесс превращения «человека умелого» в «человека разумного». (-) 8.Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста К.А. Акишева.(-) 9.Во 2 тыс. до н.э. древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. (+). Подведение итогов. При подведении итогов члены жюри дают оценку игре команд на протяжении всей игры. Указывают на недостатки, положительные стороны, а также комментируют те моменты игры, на которые надо обратить особое внимание. Член жюри называет лучшего капитана из 6-х классов. Далее следует награждение команд почетными грамотами. Награждается похвальным листом лучший капитан одной из команд. | |
Просмотров: 2687 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|