Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Развитие потенциальных возможностей учащихся с тяжелым нарушением речи через музейную терапию.
В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, целью которой стало формирование и становление личности, способной добывать, анализировать и использовать информацию, а не просто усваивать сумму знаний и навыков, иногда и не нужных в жизни. Необходимо формировать целостное мировоззрение устойчивых, социально-одобряемых знаний ценностных ориентаций, которые определяют жизненные стратегии. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи задача учителя состоит не только в том, чтобы направить образовательный процесс на успешное освоение учащимися образовательных программ, но и на их полноценную речевую коррекцию, укрепление здоровья и социально-трудовую абилитацию.
Обновление программы образования предполагает совершенствование методик современного урока. Поиск путей достижений поставленных целей привел к идее использования музейного пространства в сфере образования. Музейная среда обладает неисчерпаемыми возможностями образования и воспитания подрастающего поколения и культивирования лучших личностных качеств ребенка. Музей, приобщая человека к культуре, представляет информацию в разных диапазонах в различных смыслах, предоставляя свободу выбора при общении с культурно-историческим наследием. Посетитель, жаждущий получения знания, общается с музеем в пространстве познания. Музей представляет собой то место, где нет ограничений по возрасту, социальному положению или образовательному уровню. Человек, не имеющий определенной мотивации, постигает секреты музейно-экспозиционного пространства на подсознательном уровне, получая при этом эмоциональные переживания. Положительные эмоции обеспечивают школьнику терапевтический эффект. Для гармоничного развития личности необходимым условием является процесс межличностного человеческого общения. В этом случае, музей предоставляет возможности социализации детей, обеспечивая организацию того пространства, в котором идет самоутверждение, самореализация личности. Музей представляет собой своеобразное символическое поле, с множеством значений, ведущих к многообразию человеческих впечатлений, переживаний, размышлений. Таким образом, музейная среда обладает уникальными возможностями для постижения человеком самого себя и окружающей среды, что является ступенью к гармонизации личности, стабилизации психического здоровья. То отдохновение, которое получают люди от посещения различных культурных мероприятий и есть прямой лечебный эффект, а косвенный эффект, может быть гораздо мощнее, и может нести гораздо более серьезные оздоровительные подвижки в организме человека.
В обучении детей с нарушениями речи для расширения кругозора, формирования умений и навыков, необходимых в практической деятельности, воспитании самостоятельности, развитии памяти, внимания, мышления, речи, логических умений, творческих способностей, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды на помощь приходит музейная педагогика. Еще известные философы, искусствоведы и педагоги начала XX века – Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмидт, А.В. Бакушинский – придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.
У детей с нарушением речи наиболее сохранными оказываются зрительные, тактильные и слуховые анализаторы, и именно они чаще всего могут быть задействованы в работе с наглядным материалом. Поэтому опора на сохранные анализаторы при усвоении музейных знаний носит не только воспитательных характер, она в то же время способствует восстановлению речевой функции мозга через введение новых звеньев в функциональную систему, базовую для психических функций. Для внедрения программы музейной арттерапии «Застывшая история» в школе был разработан и осуществлен проект создания школьного музея «Атамекен». В музее постоянно ведется работа по пополнению экспонатами, разрабатываются новые музейные экспозиции.
Если учебно-воспитательный процесс в школе будет организован с использованием музейных педагогических технологий, будут реализованы специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, то будут достигнуты высокие результаты в художественно - эстетическом развитии детей, их самореализации. Ученик научится видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; будет понимать взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; будет уважительно относиться к другим культурам; будет обладать повышенным уровнем образованности, разбираться в системе духовных и культурных ценностей народа.
Используемая литература
1. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.
2. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров - М.: Высшая школа, 2004, - 216 с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
4. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
5. Петухова Г. В. Формы и методы реализации краеведческого компонента в школе [электронные ресурсы] // nsportal.ru/shkola.
6. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. Текст // Педагогика. – 1996. - № 1. – С. 18-20.
7. Несвежева Н.В. Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников. Барнаул: Азбука, 2010. - С. 133.
Категория: История | Добавил: 080878 (2014-02-04) | Автор: Терликбаева Алма Шапигулловна – уч E
Просмотров: 834 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-07-28, 6:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru