Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, целью которой стало формирование и становление личности, способной добывать, анализировать и использовать информацию, а не просто усваивать сумму знаний и навыков, иногда и не нужных в жизни. Необходимо формировать целостное мировоззрение устойчивых, социально-одобряемых знаний ценностных ориентаций, которые определяют жизненные стратегии. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи задача учителя состоит не только в том, чтобы направить образовательный процесс на успешное освоение учащимися образовательных программ, но и на их полноценную речевую коррекцию, укрепление здоровья и социально-трудовую абилитацию. Обновление программы образования предполагает совершенствование методик современного урока. Поиск путей достижений поставленных целей привел к идее использования музейного пространства в сфере образования. Музейная среда обладает неисчерпаемыми возможностями образования и воспитания подрастающего поколения и культивирования лучших личностных качеств ребенка. Музей, приобщая человека к культуре, представляет информацию в разных диапазонах в различных смыслах, предоставляя свободу выбора при общении с культурно-историческим наследием. Посетитель, жаждущий получения знания, общается с музеем в пространстве познания. Музей представляет собой то место, где нет ограничений по возрасту, социальному положению или образовательному уровню. Человек, не имеющий определенной мотивации, постигает секреты музейно-экспозиционного пространства на подсознательном уровне, получая при этом эмоциональные переживания. Положительные эмоции обеспечивают школьнику терапевтический эффект. Для гармоничного развития личности необходимым условием является процесс межличностного человеческого общения. В этом случае, музей предоставляет возможности социализации детей, обеспечивая организацию того пространства, в котором идет самоутверждение, самореализация личности. Музей представляет собой своеобразное символическое поле, с множеством значений, ведущих к многообразию человеческих впечатлений, переживаний, размышлений. Таким образом, музейная среда обладает уникальными возможностями для постижения человеком самого себя и окружающей среды, что является ступенью к гармонизации личности, стабилизации психического здоровья. То отдохновение, которое получают люди от посещения различных культурных мероприятий и есть прямой лечебный эффект, а косвенный эффект, может быть гораздо мощнее, и может нести гораздо более серьезные оздоровительные подвижки в организме человека. В обучении детей с нарушениями речи для расширения кругозора, формирования умений и навыков, необходимых в практической деятельности, воспитании самостоятельности, развитии памяти, внимания, мышления, речи, логических умений, творческих способностей, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды на помощь приходит музейная педагогика. Еще известные философы, искусствоведы и педагоги начала XX века – Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмидт, А.В. Бакушинский – придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. У детей с нарушением речи наиболее сохранными оказываются зрительные, тактильные и слуховые анализаторы, и именно они чаще всего могут быть задействованы в работе с наглядным материалом. Поэтому опора на сохранные анализаторы при усвоении музейных знаний носит не только воспитательных характер, она в то же время способствует восстановлению речевой функции мозга через введение новых звеньев в функциональную систему, базовую для психических функций. Для внедрения программы музейной арттерапии «Застывшая история» в школе был разработан и осуществлен проект создания школьного музея «Атамекен». В музее постоянно ведется работа по пополнению экспонатами, разрабатываются новые музейные экспозиции. Если учебно-воспитательный процесс в школе будет организован с использованием музейных педагогических технологий, будут реализованы специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, то будут достигнуты высокие результаты в художественно - эстетическом развитии детей, их самореализации. Ученик научится видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; будет понимать взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; будет уважительно относиться к другим культурам; будет обладать повышенным уровнем образованности, разбираться в системе духовных и культурных ценностей народа. Используемая литература 1. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007. 2. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров - М.: Высшая школа, 2004, - 216 с. 3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105. 4. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37. 5. Петухова Г. В. Формы и методы реализации краеведческого компонента в школе [электронные ресурсы] // nsportal.ru/shkola. 6. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. Текст // Педагогика. – 1996. - № 1. – С. 18-20. 7. Несвежева Н.В. Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников. Барнаул: Азбука, 2010. - С. 133. | |
Просмотров: 834 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|