Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Формирование исторических представлений у пятиклассников на уроках истории Казахстана.
Формирование исторических представлений у пятиклассников на уроках истории Казахстана.

Одним из результатов и условием изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, входящих в структуру исторического знания, созданных на основе ярких и впечатляющих образов о событиях прошлого. На основе исторических представлений происходит обобщение исторических событий и формируются понятия, под которыми понимается результат ассоциаций по смыслу абстрагирования и обобщения знаний. Особенно это важно для учащихся 5-х классов, мышление которых носит преимущественно конкретный характер и в своем познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстрактных понятий.
Для формирования исторических представлений необходимо использовать словесные картины, реконструирующие прошлое, в том числе не большие сценки, придуманные специально для урока или даже уроки-спектакли, примером которых является « Путешествие в средневековый город.»
Урок № 25 «Средневековые города Казахстана» проводится в пятых классах во второй четверти. Учащиеся делятся на три группы по желанию или по рядам. Каждая группа получает краткую консультацию учителя и готовит сценку-диалог из жизни обитателей трех частей города. В цитадели правитель со своими приближенными, в шахристане знать и богатые купцы, в рабаде гончарная мастерская. Другим вариантом этого урока может быть «Путешествие в город Тальхир». Рабад – территория ремесленников, большая часть города. Здесь располагались мастерские и главная достопримечательность восточный базар. «Экранизация торговой площади» буквально захватывает весь класс. 5-6 групп представляют разные слои общества: ремесленники-гончары, оружейники, бродячие артисты-факиры, торговцы из разных стран. Возможно включить « торговцев из Китая», как повторение вопросов темы «Великий Шелковый путь». Такая работа помогает решить главные задачи урока. Тезис о том что уже в средние века город являлся центром ремесла, торговли и культурным центром становится ясным и понятным для пятиклассников.
Подобные инсценировки не только способствуют формированию интереса к истории, помогают учащимся понять особенности давно минувших эпох, но и создают эмоциональный фон, способствующий усвоению материала. Школьники не встречают в окружающей их действительности ничего похожего на то, что они изучают в курсах истории, поэтому учащиеся младших классов невольно прибегают к модернизации прошлого. Большое значение имеет привлечение такого метода обучения, как описание исторических событий посредством художественной литературы и стихотворных форм.
Художественный элемент в историческом познании усиливает творческое начало понятийного мышления. Использование стихотворных форм не только обеспечивает межпредметные связи, но и представляет историю в совершенно другом ракурсе.
Например, на уроке № 10 «Природа Казахстана» можно прочитать и предложить обсудить вопросы связанные с содержанием стихотворения Олжаса Сулейменова :

На озерах Кургальджино августовская кутерьма –
Солнце Африки зажжено тайным образом в птичьих умах.
Улетят, не удержит ничто;
Дав круги над родным гнездом, откочуют в далекий край
Вереницы гусиных стай.
Гуси белые, бедные гуси, не отпустим вас!
Не отпустят дорогие поля и кущи, паутинные петли грусти.
Не отпустит, задержит Родина, возвратит на озера…

Учащиеся посредством поэзии, которая нажимая на клавиши души только ей известные, понимают необходимость воспитания бережного отношения к природе, чтобы не исчезло то, с чем человек находится в вечной взаимосвязи.
Другим словесным методом является характеристика исторической личности, который возможно эффективно реализовать используя персонифицированный подход в преподавании истории. В пятом классе курс «Рассказы по истории Казахстана» предлагает темы, где этот метод может эффективно использоваться: урок № 24 «Аль-Фараби», урок № 30 «Казахские батыры».
Например, урок № 35 в разделе «Казахстан и Россия» посвящен гордости казахской науки и образования Чокану Валиханову. Учащиеся готовят сообщение о деятельности ученого, сценки из жизни, чтение отрывков из писем, отмечают маршруты путешествий. Темп урока, эмоциональность, максимальное участие обеспечивают осознанность восприятия, что является условием успешного усвоения материала.
Важную роль в формировании исторических представлений играет наглядный метод, посредством которого повышается конкретность, эмоциональность, прочность усвоения учащимися знаний, стимулирует их осмысление.
Примером такой работы является все более широкое применение интерактивной доски. Но следует использовать и традиционные приемы. Речь идет об иллюстрациях и в частности о замечательных иллюстрациях в учебниках новых поколений. Фотографии, рисунки-реконструкции развивают воображение, формируют представление о том или ином историческом событии. « Составление рассказа по рисунку» один из самых эффективных методов развития устной речи и понятийного аппарата пятиклассников.
Пример такой работы мы видим на уроке № 16 «Саки – могучие мужи». Учащимся предлагается составить рассказ по рисунку «Саки в боевом снаряжении». Подготовка - индивидуальная и в парах. Возможно этот вид заданий давать как дополнение к домашнему.
Очень интересным видом работы является воссоздание традиции, обычаев, обрядов. Учащиеся окунаются в знакомый мир былин и сказаний. Заранее готовят элементы костюмов, репетируют сцены. Уроки № 41-42 «Обычаи и верования казахского народа» и урок № 45 «Материальная культура казахов» можно провести как инсценировки или как защита творческих работ – альбомов, буклетов, сборников сказок, стихотворений.
Кроме того, использование иллюстраций, учебных картин, видеофрагментов повышает содержательность изложения, сокращая при этом время, затрачиваемое на усвоение, и обеспечивает формирование исторического представления о той или иной эпохе.

Учитель истории гимназии № 132 города Алматы Завадская И.А.

Категория: История | Добавил: istorik (2010-01-15) | Автор: Ирина Завадская
Просмотров: 5028 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru