Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Формирование исторических представлений у пятиклассников на уроках истории Казахстана. Одним из результатов и условием изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, входящих в структуру исторического знания, созданных на основе ярких и впечатляющих образов о событиях прошлого. На основе исторических представлений происходит обобщение исторических событий и формируются понятия, под которыми понимается результат ассоциаций по смыслу абстрагирования и обобщения знаний. Особенно это важно для учащихся 5-х классов, мышление которых носит преимущественно конкретный характер и в своем познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстрактных понятий. Для формирования исторических представлений необходимо использовать словесные картины, реконструирующие прошлое, в том числе не большие сценки, придуманные специально для урока или даже уроки-спектакли, примером которых является « Путешествие в средневековый город.» Урок № 25 «Средневековые города Казахстана» проводится в пятых классах во второй четверти. Учащиеся делятся на три группы по желанию или по рядам. Каждая группа получает краткую консультацию учителя и готовит сценку-диалог из жизни обитателей трех частей города. В цитадели правитель со своими приближенными, в шахристане знать и богатые купцы, в рабаде гончарная мастерская. Другим вариантом этого урока может быть «Путешествие в город Тальхир». Рабад – территория ремесленников, большая часть города. Здесь располагались мастерские и главная достопримечательность восточный базар. «Экранизация торговой площади» буквально захватывает весь класс. 5-6 групп представляют разные слои общества: ремесленники-гончары, оружейники, бродячие артисты-факиры, торговцы из разных стран. Возможно включить « торговцев из Китая», как повторение вопросов темы «Великий Шелковый путь». Такая работа помогает решить главные задачи урока. Тезис о том что уже в средние века город являлся центром ремесла, торговли и культурным центром становится ясным и понятным для пятиклассников. Подобные инсценировки не только способствуют формированию интереса к истории, помогают учащимся понять особенности давно минувших эпох, но и создают эмоциональный фон, способствующий усвоению материала. Школьники не встречают в окружающей их действительности ничего похожего на то, что они изучают в курсах истории, поэтому учащиеся младших классов невольно прибегают к модернизации прошлого. Большое значение имеет привлечение такого метода обучения, как описание исторических событий посредством художественной литературы и стихотворных форм. Художественный элемент в историческом познании усиливает творческое начало понятийного мышления. Использование стихотворных форм не только обеспечивает межпредметные связи, но и представляет историю в совершенно другом ракурсе. Например, на уроке № 10 «Природа Казахстана» можно прочитать и предложить обсудить вопросы связанные с содержанием стихотворения Олжаса Сулейменова : На озерах Кургальджино августовская кутерьма – Солнце Африки зажжено тайным образом в птичьих умах. Улетят, не удержит ничто; Дав круги над родным гнездом, откочуют в далекий край Вереницы гусиных стай. Гуси белые, бедные гуси, не отпустим вас! Не отпустят дорогие поля и кущи, паутинные петли грусти. Не отпустит, задержит Родина, возвратит на озера… Учащиеся посредством поэзии, которая нажимая на клавиши души только ей известные, понимают необходимость воспитания бережного отношения к природе, чтобы не исчезло то, с чем человек находится в вечной взаимосвязи. Учитель истории гимназии № 132 города Алматы Завадская И.А. | |
Просмотров: 5028 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|