Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Лабораторное занятие по теме «Глобальные проблемы современной цивилизции» в курсе «Основы обществознания»
Вопросы возникновения, сущности, путей разрешения глобальных проблем составляют такой пласт содержания школьного образования, который с полным основанием можно отнести к межпредметному уровню. Эти вопросы частями или в системном виде рассматриваются в курсах географии, биологии, химии, истории.
При изучении обществоведческого курса важно:
• обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;
• акцентировать социальные аспекты этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль общественных движений экологической, пацифистской и т. п. направленности;
• показать разные точки зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем.

На протяжении изучения темы, учащиеся работают с текстом учебного пособия, фрагментами из публикаций и отдельными высказываниями и выполняют различные проблемно-познавательные задания.

1. Прочитан первый раздел «Глобальные проблемы современности» учебного пособия, школьники отвечают на вопросы:
1. Какие проблемы и почему относят к глобальным проблемам?
2. Каковы причины появления глобальных проблем?
3. В чем выражается взаимосвязь глобальных проблем?
По итогам обсуждения составляется схема.
Особенности глобальных проблем

Основной тезис — глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны для него. Обстоятельно рассматриваются предлагаемые пути разрешения глобальных проблем.
Учащихся можно познакомить с фрагментом одного из докладов Римскому клубу. Авторы этого доклада считают, что новое этическое воспитание должно быть направлено на:
1) развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества;
2) формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов;
3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;
4) воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.
Для обсуждения предлагаются вопросы:
1. В какой мере эти изменения в ценностных ориентациях людей являются необходимыми и достаточными для решения глобальных проблем?
2. Какими способами могут быть достигнуты такие изменения в мировоззрении людей?
Прочитав в учебном пособии разделы «Экологическое состояние земли», ученики отвечают на вопросы:
• В чем сущность и каковы проявления экологического кризиса?
• Какова роль научно-технического прогресса в сложившейся экологической ситуации?
• Каковы основные направления разрешения экологических проблем?

Далее школьникам предлагаются различные проблемно-познавательные задания:
Задание 1
Исследователь экологических проблем Б. Коммонер вывел следующие законы:
1) все связано со всем;
2) все должно куда-то деваться;
3) природа «знает» лучше;
4) ничто не дается даром.
Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.
Первое утверждение фиксирует всеобщую связь процессов и явлений в природе. Изменение одного элемента системы ведет к количественным и качественным подвижкам в других элементах. Проиллюстрировать эту всеобщую зависимость можно, привлекая отрывок из известного рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром».
Второе положение Коммонера, по сути, есть констатация того, что абсолютно безотходного производства нет, но важно добиться того, чтобы и отходы использовались в экологически безопасной форме. Конкретизируя эти выводы, уместно сослаться на то, что сама биосфера построена по принципу не безотходных, а экологически комфортных технологий. Например, листва, падающая с деревьев, разлагается под влиянием дождей, солнца, микроорганизмов. Полное разложение до уровня воды и углекислоты — редкое явление. В большинстве случаев остается так называемый опад — отмершее органическое вещество. Оно образует почвенный гумус. И это огромное благо и для почвы, и для биосферы в целом, так как гумус — основа чернозема.
Говоря о том, что природа «знает» лучше, Коммонер имеет в виду, что человек далеко не всегда предвидит последствия своих действий и даже, пытаясь улучшить природные системы, нередко вредит им. Этот принцип древневосточной мудрости призывает меньше вторгаться в природу, а больше всматриваться в нее, и если уж начинать преобразовательную деятельность, то с предельной осторожностью. Школьники сами могут привести примеры, иллюстрирующие эти тезисы. В частности, многократно предпринимавшиеся попытки отстрела каких-либо хищников, часто по причине защиты других видов, вели к нарушению природного равновесия в целом. Или другой пример. В ряде стран существуют природные индикаторы чистоты воды. Например, если водится форель, значит, с уверенностью можно говорить об очень чистой воде. Напротив, если в водоеме появляется карп, значит, степень загрязнения повысилась.
Принцип «за все нужно платить» можно трансформировать так: за чистую природу нужно платить, а за грязную приходится расплачиваться. В качестве конкретных подтверждений этого вывода можно использовать такие, в частности, данные: развитые страны Запада вкладывают до 50% капиталовложений в экологическое оборудование. «Экологическом словаре» (М., 1993).
Задание 2
В ходе международного опроса общественного мнения социологи предложили следующие меры по улучшению экологической ситуации:
— принятие закона о бизнесе и индустрии;
— запрет на продажу «вредных» товаров;
— поддержка научных исследований;
— планирование семьи;
— ограничение экспорта природных ресурсов.
Наибольшее одобрение в большинстве стран получила поддержка научных исследований. Далее следует запрет на продажу «вредных» товаров, законы о бизнесе и индустрии. Наименьшей популярностью пользуется идея планирования семьи. Прокомментируйте эти данные.
Задание 3
Сторонники сдерживания роста производства утверждают, что человек и так уже произвел много лишнего. Многими видами потребительской продукции рынок перенасыщен. Поэтому ограничение роста производства, замедление его темпов на пользу и людям, и окружающей среде.
Разделяете ли вы эту точку зрения? Свою позицию обоснуйте.
В ходе обсуждения вопроса целесообразно обратить внимание старшеклассников на то, что такая ситуация с производством и потреблением совсем не типична для стран «третьего мира».
Подводя итоги обсуждения экологической проблематики, важно подчеркнуть, что острота экологической ситуации осознается сегодня подавляющим большинством населения Земли. Вместе с тем подходы к разрешению экологического кризиса предлагаются разные.
3. Из других глобальных проблем следует выделить проблему предотвращения угрозы новой мировой войны.
Варианты проблемно-познавательных заданий.
Задание 1
Известно, что некоторые страны производят и продают на мировом рынке значительное количество оружия, включая и самые современные образцы. При этом оценки деятельности по разработке и производству вооружений очень разнятся. Одни считают, что это оздоровляет экономику, создает новые рабочие места, стимулирует технический прогресс. Другие утверждают, что это производственно-техническое направление истощает экономику, высасывая натуральные, интеллектуальные и финансовые ресурсы страны.
Задание 2
Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.
Одни считают, что, как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» (однокашники, соседи, земляки и т. д.) и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.
Существует также теория, согласно которой чем более сокрушительно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему. Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены. Поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.
Каково ваше отношение к представленным позициям? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3
Почему в ХХ в. разрушительность войн резко возросла? Связано ли это лишь с совершенствованием военной техники? «Нет, — утверждают многие исследователи, — сейчас стало легче убивать». Древний человек, поражающий своего соплеменника каменным топором, должен был встретиться с противником в ближнем бою. При всей ненависти, которую испытывал нападающий, ему приходилось смотреть противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови, в конце концов, отрезвлял. Солдат в окопе, не видя своего противника, может слышать крик боли. С созданием средств массового уничтожения и этот контакт исчезает: нажимается нужная кнопка, и межконтинентальная ракета с атомными боеголовками летит к странам противника, а человек, нажавший кнопку, остается лишенным любого конкретного отношения к убиваемым людям.
Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш взгляд, можно ослабить такой эффект «невоспринимаемых последствий»?
Задание 4
Как называется комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений:
а) экономический кризис;
б) научно-техническая революция;
в) глобальные проблемы?
Вопросы учащимся:
Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их.
По каким разновидностям можно их сгруппировать?
В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.
Классификация глобальных проблем
Экологические
Экономические
Социальные
Политические
Духовные
“Озоновая дыра”.
Истребление лесов.
“Парниковый” эффект (глобальное потепление).
Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
Освоение космоса и мирового океана.
Продовольственная проблема.
Полюса развития: “С-Ю”.
Проблема пределов экономического роста.
Истощение ресурсов.
Экономический глобализм.
Демографическая проблема.
Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).
Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).
Этнические, конфессиональные конфликты.
Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния
Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).
Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.
Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.
4. Поможем планете решить глобальные проблемы!
Используется техника аквариума.
Класс делится на 6 групп: с первой по пятую – рабочие группы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я группа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).

Задание для рабочих групп:
Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем.

Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение “проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Обобщая вопрос:
«Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку “щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества».

Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возможна дискуссия.
Учащиеся подводятся к выводу: только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).
5. Альтернативные сценарии будущего.
Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.
Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:
Пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);
Оптимистический прогноз, считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);
Нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).
Вопрос учащимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества. (организовать работу в группах).

Категория: История | Добавил: Nataliya (2010-01-22) | Автор: Фесенко Наталия Анатольевна E
Просмотров: 4907 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-07-23, 1:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru