Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы. На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Во время занятий каждый ребенок окружен заботой и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. Тренинговая группа позволяет ученику получать постоянную обратную связь, то есть узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о тех чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним. Цель тренинговых занятий конкретизируется в частных задачах: Прежде всего, необходимо добровольное участие школьников как во всем тренинговом занятии, так и в его отдельных этюдах, упражнениях. У ребенка должна быть внутренняя заинтересованность в изменениях своей личности. Стержнем тренинга является диалог, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности стороны педагога, и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали его преимущества "Вы - друг, понимающий, желающий, главное, способный помочь каждому ученику стать самим собой, стать лучше". Вы не подчеркиваете своё психологическое и профессиональное превосходство. Вы не вызываете у ребят восхищения, ни страха. Вы лишь помогаете, ученик сам работает над собой. Для этого вы: В начале тренинговых занятий каждый ученик оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя, при этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т.п. Подчеркнём, что на каждом тренинговом занятии могут быть свои особые правила, но есть и те, что должны лежать в основе такой работы: 1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа: 2. Подчёркивание сильных сторон личности. 3. Недопустимость непосредственных оценок человека. 4. Искренность в общении. 5. Конфеденциальностъ всего происходящего на занятии. “Лицом к лицу” (Работа вдвоем) Основная задача этой формы работы - научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника. Для организации этой работы, прежде всего, нужно объединить учащихся в пары. Пусть ребята самостоятельно решат, с кем бы они хотели работать в паре и сядут с этими учениками. В случае если один или несколько человек останутся без партнера, педагог может предложить оставшимся также объединиться или присоединиться к одной из пар (но в группе должно быть не более трёх человек). Можно ввести правила работы группы. Например, такое - больше одного раза с одним и тем же человеком в паре не работать. Таким образом, через полгода - год все ребята смогут поработать друг с другом, расширяя социальные контакты и привыкая к общению с разными людьми и преодолевая естественные барьеры. Приложение Тренинг "Реклама" Цель системы упражнений - выработать своё отношение к рекламной продукции и дистанцироваться от фабрик "Производства создания и образа жизни". Первый шаг - коллективный анализ рекламной продукции в различных средствах массовой информации: газеты, радио и телереклама. Основной вопрос: к каким ценностям апеллирует реклама, какими способами достигается эффект. Результат: выделение основных ценностно-смысловых рекламных ориентаций и приёмов рекламы. Второй шаг - создание собственной рекламной продукции в графическом и видеоварианте по аналогии с "Большой рекламой" — продуктивна реклама с "местной спецификой". Например: сделать рекламу способов обеспечения исполнения обязательств (неустойка, задаток, поручительство, гарантия, залог, удержание имущества должника. Возможно пародирование различных рекламных сюжетов и стилей. Третий шаг - анализ сложившегося собственного отношения к рекламе. Выявление специфики индивидуальной восприимчивости к рекламе. Способы "защиты" от рекламы. Тренинг "Я голосую за тебя" Цель тренинга - помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнёра, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку. Участники, объединившись в пары, составляют список основных достоинств своего партнера, имея ввиду, что он выдвигается кандидатом в депутаты. Во время работы партнеры не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей и т. п. Работа над составлением списка должна проводиться в тишине. Затем ребята зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя словами то, что им удалось написать на первом этапе. В это время партнер имеет право задавать вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанному. "Четвёрка" (Микрогруппы по 3-4 человека). “Сегодня мы потренируем умение убеждать людей. Для этого вам необходимо в течение двух-трех мин составить тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией. С целью - убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его доверенного лица, является самым достойным кандидатом в депутаты При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра. Но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш “портрет” этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица убедительной. Для этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т.п. После составления тезисов учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и по сигналу педагога во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы подчеркнем еще раз, что все микрогругшы работают одновременно. Время у каждого участника ограничено - одна минута. За этим внимательно следит педагог, но в работу микрогрупп не вмешивается. Ребята должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления. Во время выступления члена микрогруппы остальные ребята не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента. Для вопросов и уточнений отводится специальное время. После выступлений всех членов микрогруппы дается еще четыре минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чей претендент действительно достоин баллотироваться в депутаты. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п. В каждой микрогруппе должен быть выбран один из кандидатом в депутаты. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу, объявляется победителем. "Референдум" ("Народное мнение") Для этого тренинга нужно заранее подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны, или вопросы, касающиеся экономических реформ, которые предстоят в родном городе. Подсчёт голосов можно осуществить сразу же, подключив к этому самих ребят (счётная комиссия из 3-4-х человек). Но можно подсчет перенести и объявить результаты референдума на следующем занятии. "Я и закон" ("Размышляя о себе самом") “Подумайте о своих взаимоотношениях с Законом. Всегда ли вы действуете в соответствии с его требованиями? Не случалось ли вам нарушать, например, правила дорожного движения? Все ваши размышления можно записать и оставить у себя для дальнейших размышлений над этими серьезными вопросами”. "Правовое государство". Учащиеся встают в два круга. Педагог объясняет основные игровые роли, которые будут по очереди играть ребята. | |
Просмотров: 2147 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|