Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Интеграция является одной из определяющих тенденций развития современного мира, порождающей серьезные качественные изменения многих его составляющих. Прежде всего, трансформируется пространственная организация системы международных отношений, ее традиционная центрально-периферийная конструкция и перераспределяются роли между участниками, в качестве которых начинают выступать также интеграционные объединения и группировки, созданные в разных регионах мира - Европейский союз (ЕС), Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН) и др. Пространственную организацию системы составляют т. н. институированные регионы, где активно протекают процессы интеграции и экономической кооперации, взаимодействие в которых приобретает разные организационные формы, вплоть до внедрения элементов наднациональности. Традиционные характеристики евро- и американоцентризма в перспективе могут быть вытеснены в результате построения гораздо более сложной структуры с такими доминирующими субъектами, как Европа («Большая Европа»), Северная и Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион. Включенность в формирующуюся систему, активное участие в интеграционных процессах в целом имеют стратегический характер для государств, желающих и имеющих соответствующий потенциал играть заметную роль в мировой политике и эффективно решать вопросы внутреннего развития. Она приобретает дополнительную актуальность в свете обострения глобальных проблем, стирания грани между внутренним и внешним и сохранения конфликтности на международной арене и на территориях государств [1, с. 60]. По своей компетенции и составу государств-участников эти организации подразделяются на следующие: - межгосударственные международные организации общей компетенции - объединение государств, деятельность которых затрагивает все сферы отношений между ними - политическую, экономическую, культурную и т. д. (например, Организация Объединенных Наций); - международные межправительственные организации специальной компетенции - объединение государств, деятельность которых затрагивает одну из специальных областей межгосударственных отношений, например военно-политические организации (НАТО), экономические организации (МВФ), организация ООН по вопросам культуры и образования (ЮНЕСКО); - открытые международные межправительственные организации - объединения государств, куда принимают любое государство, отвечающее требованиям членства в них (например, Всемирная организация здравоохранения и большинство других международных организаций); - закрытые международные межправительственные организации - объединения государств с приемом новых членов только при согласии первоначальных учредителей (НАТО); - универсальные международные организации, предусматривающие возможность членства в них для всех государств - независимо от их региональной принадлежности (первой универсальной организацией в истории человечества была Лига Наций, сегодня такой организацией является ООН, а также специализированные организации и институты, входящие в систему ООН); - региональные международные межправительственные организации - объединение государств, расположенных в пределах одного региона (например, Организация американских государств, Лига арабских государств) [2, с. 243]. По такому важному критерию классификации, как географическое измерение, косвенным образом отраженному в п. 36, международные организации разделяются на глобальные и региональные. Хотя существует тенденция рассматривать МПО как глобальные международные структуры, связывая их деятельность с основными функциями ООН, лишь около четверти всех МПО могут по праву рассматриваться как глобальные, члены которых представляют все регионы мира. Подавляющее большинство МПО носят региональный, а в некоторых случаях субрегиональный или даже двусторонний характер. Так, военно-политические и таможенные союзы чаще встречаются на региональном, чем на глобальном уровне. Стремление государств устанавливать более интенсивные связи на региональном, а не глобальном уровне объясняется, видимо, тем, что создание региональных соглашений юридически проще и требует меньших материальных затрат. В сети межправительственных организаций регионы представлены неравномерно. Членами наибольшего количества МПО одновременно являются западноевропейские государства, США, Канада, Австралия и Япония. Преобладание западноевропейских государств в МПО связано с их участием в подавляющем большинстве глобальных межправительственных организаций и, что более существенно, активным формированием региональных МПО в этой части света с 1950-х гг., начиная с создания Европейских Сообществ. Наиболее слабо представлены в МПО африканские и азиатские государства, что связано в основном или с их «молодостью» (бывшие колонии и зависимые территории), или с финансовыми затруднениями. Эти государства чаще сотрудничают в системе МНПО, где их участие имеет тенденцию к возрастанию. Аналогичная ситуация отмечается и в сети неправительственных международных организаций. Только примерно четверть МНПО являются глобальными, остальные - региональными. Неправительственные организации в еще большей степени, чем межправительственные, рекрутируют своих членов в западных странах. Более полному участию развивающихся стран в МНПО препятствуют экономические факторы, но самые высокие темпы роста участия в МНПО в последнее время обнаруживают страны Африки и Азии. В прошлом страны с коммунистическими режимами воздвигали политические препятствия идеологического характера в отношении участия своих граждан и организаций в МНПО, не желая допускать их участие в «частных» организациях. Так, в конце 1980-х гг. граждане СССР являлись членами всего примерно 200 МНПО [3, с. 104]. О возникновении региональной интеграции как явления можно говорить с момента окончания Второй мировой войны. Первыми на этот путь встали государства Западной Европы. В 1950 г. был образован Европейский платежный союз, в 1951 г. - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в 1959 г. - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В 1949 г. СССР и социалистические государства Центральной и Восточной Европы создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), к которому позже присоединились Монголия, Куба и Вьетнам. В 1960-1970-е годы после распада колоний появились многочисленные объединения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе наиболее крупные - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). На рубеже 1980–1990-х годов оформляются Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок - Меркосур, а также Содружество независимых государств (СНГ) и несколько других объединений на пространстве бывшего СССР. Впоследствии наиболее значимым событием стало расширение Европейского союза, которое проходило в несколько этапов (последний - 1 июля 2013 г.) и привело к увеличению числа его членов с 12 до 28 государств [4, с. 18]. Сегодня интеграционные группировки действуют на всех континентах, кроме Антарктиды. Наибольший экономический и политический вес среди них имеют Европейский Союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ) и Общий рынок стран Южного Конуса (Меркосур). Среди менее значимых группировок следует назвать Андское сообщество и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). Некоторые исследователи относят к интеграционным объединениям Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяющее более 20 стран из разных частей света. По нашему мнению, оно представляет собой многосторонний форум. Европейский Союз - ЕС (European Union - EU), насчитывающий сейчас 27 государств-членов, является самой крупной и развитой интеграционной группировкой мира. Более чем за полувековую историю Евросоюз 7 раз принимал новых членов, его участники создали развитую законодательную базу и систему органов управления. ЕС первым из всех региональных группировок перешел к стадии общего рынка (1993) и валютного союза (1999). Официальными целями ЕС являются укрепление мира, распространение общих ценностей ЕС, повышение благосостояния народов. Деятельность Евросоюза распространяется на множество разных сфер. Он проводит общую экономическую и единую денежно-кредитную политику, общую политику безопасности и обороны, сельскохозяйственную, региональную, научно-техническую, транспортную, экологическую политику. Совместными усилиями ведется борьба с преступностью и терроризмом, действуют шенгенские правила, введено общее гражданство. Евросоюз имеет разветвленную сеть отношений с третьими странами и их группами, а также с международными организациями. Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) образовано в 1988 г. в результате переговоров о создании ЗСТ между США и Канадой. С 1994 г. ее членом стала Мексика. Объединение создавалось по инициативе США в ответ на новые глобальные вызовы - прогресс европейской интеграции и дальнейшую либерализацию мировой торговли. Начавшийся в 1986 г. Уругвайский раунд переговоров ГАТТ предполагал открытие рынков сельскохозяйственных товаров, текстиля и услуг. Формирование североамериканской ЗСТ помогало защитить местных производителей и открыть для них новые рынки на своем континенте. НАФТА представляет собой неполную ЗСТ, создание таможенного союза не предусматривается. Между участниками отменены таможенные пошлины и количественные ограничения по большинству товарных позиций, проведена либерализация движения капиталов и рынков финансовых услуг, действуют общие правила защиты интеллектуальной собственности. Вместе с тем члены НАФТА сохраняют протекционизм в области энергетики, транспортного машиностроения и сельского хозяйства - все они оказывают значительную государственную поддержку фермерам. Вопрос о свободном передвижении рабочей силы не поднимается ввиду большого потока нелегальных мигрантов из Мексики в США. НАФТА функционирует строго на принципах межгосударственного сотрудничества, что исключает существование наднациональных органов и общего законодательства. Соглашение не предусматривает общих органов, кроме трех комиссий, которые занимаются разрешением споров, касающихся взаимной торговли, экологических стандартов и условий труда [5, с. 104]. Организация стран - экспортеров нефти (Organization of the Petroleum Exporting Countries - OPEC) была образована в 1960 г. Сейчас в ее состав входят 12 государств, расположенных на трех континентах: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных масштабах экспортирующие сырую нефть. Решение принимается при обязательном согласии шести членов - основателей организации - Венесуэлы, Ирана, Ирака, Кувейта, Ливии и Саудовской Аравии. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, не получившим большинства голосов, которое дает статус полноправного члена. Основными целями ОПЕК являются координация и унификация нефтяной политики государств-членов, изыскание способов обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках и недопуще¬ние их колебаний, обеспечение устойчивых доходов стран - произво¬дителей нефти, охрана окружающей среды [6, с. 125]. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), возникшая в 1967 г., является одной из наиболее динамично развивающихся региональных организаций. В настоящее время она объединяет 9 стран региона. Первоначально АСЕАН состояла из Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Позднее к ним присоединились Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мъянма (Бирма) (1997). Основные цели организации - содействовать социальному, экономическому и культурному сотрудничеству в регионе, защищать его политическую и экономическую стабильность от соперничества великих держав, служить форумом для урегулирования внутрирегиональных разногласий [3, с. 123]. Таким образом, интеграция - объединение стран по региональному либо отраслевому признаку с целью разрешения вопросов национального и глобального характера. Региональная интеграция это добровольный процесс выделения и обособления стран-членов от остального мира с целью получения выгоды для всех участников, имеющих постоянные обязательства в отношении друг друга, которые охватывают многие сферы общественной деятельности. Пик развития региональных интеграционных процессов приходится на конец холодной войны, в связи с распадом биполярной системы. Список использованных источников и литературы. 1. Бахлова О. В. Интеграционные процессы в современном мире: содержательные и пространственные характеристики // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: Материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. Т. 6: Новые тенденции в мировой политике. – М.: ММГИМО (У), 2007. 2. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие/ под ред. Ланцова С.А., Ачкасова В.А. – СПб.: Питер, 2009. 3. Международные отношения: теория, конфликты, организации: учебное пособие/ под ред. проф. Цыганкова П.А. – М.: Альфа-М, 2004. 4. Буторина О. Понятие региональной интеграции: новые подходы // Космополис, 2005, № 3, с.с. 17-21. 5. Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. 6. Международные отношения: теория, конфликты, организации: учебное пособие/ под ред. проф. Цыганкова П.А. – М.: Альфа-М, 2004. | |
Просмотров: 1438 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|